Войти в почту

Товарищу Папанину — ледоколу и человеку

Севастополь. Корабельная сторона. Она же, по-простому, Корабелка. Или Корабуха. Здесь в Аполлоновой балке 125 лет назад, 26 ноября 1894 года, родился будущий «полярник №1». Арктика вместо Африки В школу Ванька Папанин бегал босиком — ботинки отец прятал под замком и выдавал только по воскресеньям. «Прибегу, бывало, в бочке у водосточной трубы ополосну ноги, натяну тапочки, что мама из парусины сшила, и иду в класс», — вспоминал знаменитый исследователь в автобиографической книге «Лёд и пламень». Единственными наглядными пособиями в классе были глобус и видавшая виды карта, по которым мальчишка из бедной моряцкой семьи изучал географию. Высоко вверху, в нескольких тысячах километров к северу, располагалась Арктика, которая потом прославит этого босоногого севастопольского пацана на весь мир. «Мы часами от глобуса оторваться не могли, всякие диковинные названия читали», — рассказывал Папанин. И сетовал на фантазёров-журналистов, которые приписали ему детские мечты о полюсе. На самом деле Ваньку куда больше манила жаркая Африка: «Когда у нас, ребятишек, шла речь о дальних странах, то мы, народ практичный, завидовали своим сверстникам в Африке: и холодов нет, и бананами можно питаться круглый год». Четыре класса земской школы в Севастополе — всё систематическое образование будущего доктора географических наук, академика Папанина. Его университеты находились… в арктических льдах. Учёное звание Ивану Дмитриевичу присвоили без школьного аттестата, без университетского диплома, без процедуры защиты — за экспедицию на Северный полюс в 1937-1938 годах. Или точнее: он защищал это учёное звание, дрейфуя на льдине 274 дня и 274 ночи. А тогда, в начале ХХ века, мальчишке было не до учёбы. Надо было кормить семью, в которой он был старшим из шести детей. В 12 лет Папанин пошёл работать учеником на завод, где изготавливались навигационные приборы для кораблей и судов Черноморского флота. Любимым чтивом были книги о Магеллане, Колумбе, Миклухо-Маклае, Семёнове-Тян-Шанском, Пржевальском. Иван размышлял о том, что заставляло их, рискуя жизнью, пускаться в неизведанные моря и земли. «Не хлебом единым жив человек, — уже тогда понял Папанин. — Есть что-то сильнее и хлеба, и денег, и славы, и карьеры. Не жажда ли тайны, вернее, раскрытия тайны вела этих людей? Жажда познания, жажда служения людям, науке, прогрессу?» Минус 30 килограммов Несколько дней назад в Севастополе, на Корабельной стороне, в школе №6, которая ведёт свою историю от той самой церковно-приходской школы, четыре класса которой окончил когда-то Ванька Папанин, состоялось гашение конверта с оригинальной маркой, посвящённой 125-летию со дня рождения полярника. Любопытно, что сам Папанин в своё время также участвовал в аналогичной церемонии. В 1931 году он как работник Наркомата почты и телеграфа руководил церемонией гашения памятных конвертов и почтовых марок на Земле Франца-Иосифа во время советской арктической экспедиции на ледоколе «Малыгин». На север Иван Папанин впервые попал, уже будучи героем Гражданской войны, кавалером двух орденов Красного Знамени. «Северная повесть» его жизни началась со строительства радиостанции в Якутии в 1925 году. В начале 30-х он руководил советскими полярными станции на Земле Франца-Иосифа и на мысе Челюскина, но его главной арктической экспедицией, конечно, стала работа в 1937-1938 годах на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс». День высадки на Северный полюс — 21 мая 1937 года — Папанин назвал самым знаменательным днём своей жизни. День высадки на Северный полюс — 21 мая 1937 года — Папанин назвал самым знаменательным днём своей жизни. На «крышу мира» участников экспедиции доставил самолёт «СССР-Н-170» под управлением знаменитого лётчика Михаила Водопьянова. «Первым на лёд выскочил, даже не выскочил — выбросился Марк Трояновский: пресса! Вооружившись кинокамерой, он снимал, как неторопливо спускался по трапу Шмидт, наша четвёрка, экипаж, — вспоминал Папанин. — Чувство тревожной радости охватило меня. Я достал бутылку коньяку, налил всем, выстрелил из пистолета в воздух. Чокнулись: «За Родину!» Грянуло троекратное «ура»…» Экспедиция длилась 274 дня. За это время станция проплыла вместе с льдиной более двух с половиной тысяч километров от Северного полюса к берегам Гренландии. Вместе с Иваном Папаниным в арктических льдах дрейфовали метеоролог и геофизик Евгений Фёдоров, радист Эрнст Кренкель, гидробиолог и океанограф Пётр Ширшов. Все намеченные научные исследования были успешно выполнены и обогатили отечественную науку бесценными результатами в области биологии, гидрологии, метеорологии и многих других отраслей знания. По морской неписаной традиции капитан последним покидает свой корабль. Льдину последним, 19 февраля 1938 года, покинул Папанин. О том, насколько тяжёлым было это испытание, можно судить по одному штриху. На приёме, устроенном в Кремле в честь возвращения экспедиции, Сталин спросил: «Почему это Папанина в дружеских шаржах рисуют толстым? Он же худой!» Когда Иван Дмитриевич прилетел на льдину, в нём было 90 килограммов. А когда, возвратившись, встал на весы, оказалось, что от них осталось 60. Прямо во время работы экспедиции Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза, а его товарищи были удостоены ордена Ленина. Вступавших в комсомол в тот год спрашивали: «Назовите посёлок, где все жители орденоносцы, а один — Герой Советского Союза». Имелся в виду «посёлок» папанинцев — станция «Северный полюс-1». От Папанина до Чилингарова Ледовая эпопея сделала Папанина мировой знаменитостью. «Спрос-то с меня особый: льдина принесла шумную славу. А слава — тяжёлая ноша. Она и раздавить может», — писал он, сравнивая свою жизнь с жизнью в витрине большого магазина. Однако этот человек был не из тех, кого можно раздавить хоть льдиной, хоть славой. В 1979 году Ивану Дмитриевичу Папанину было присвоено звание почётный гражданин Севастополя, а в 2000-м, уже посмертно, звание почётного крымчанина. В Музее героической обороны и освобождения Севастополя хранятся уникальные реликвии из мемориальной коллекции, состоящей из более чем шести тысяч предметов, посвящённых жизни и деятельности Папанина. Это его подлинные личные вещи, которые были с ним в 1937-1938 годах на Северном полюсе, редкие фотографии и документы, книги из личной библиотеки, полярные дневники, награды, в том числе девять орденов Ленина, книги, написанные Папаниным и переведённые на многие языки мира. С 1937 по 1950 год Папанин был депутатом Совета национальностей Верховного Совета СССР и всегда старался относиться к письмам и посетителям так, словно каждая просьба, каждый человек — первые, кто к нему обратился. Самое главное — это то, что мы успеем сделать для людей. И сами люди, с которыми и для которых мы живём, был убеждён он. Сегодня его дело в современном российском парламенте продолжает другой выдающийся исследователь Арктики, депутат Государственной Думы, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации Артур Чилингаров. Продолжаются и научные исследования Арктики. С 5 по 7 декабря нынешнего года в Санкт-Петербурге будет работать IX Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», который пройдёт под знаком новых планов по комплексному освоению региона. Сквозной темой дискуссионной повестки форума станут инициативы Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики по формированию новой Стратегии развития региона на 15 лет вперёд и системы преференций для инвесторов. Кроме того, в связи с предстоящим председательством России в Арктическом совете в 2021-2023 годах большой блок вопросов будет посвящён международному сотрудничеству в регионе. Ну и ещё: 25 октября на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге был спущен на воду новый головной патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Как это там у Владимира Маяковского: «Мы идём сквозь револьверный лай, чтобы, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела». Строчки почти для товарища Папанина - ледокола и человека! Кстати Именем Папанина назван мыс на Таймырском полуострове, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане. Иван Дмитриевич — почётный гражданин не только Севастополя, но и Мурманска, Архангельска, Липецка, а также Ярославской области. На данный момент в историю освоения и изучения Арктики вошла 41 дрейфующая советская (российская) станция «Северный полюс». Дрейфующую станцию «Северный полюс-19» возглавлял Артур Чилингаров.

Товарищу Папанину — ледоколу и человеку
© Парламентская газета