Войти в почту

Креативные индустрии – это то направление, на котором Россия может развивать экономику страны

В то время, как Россия в числе приоритетов активно изучает возможности неэнергетического экспорта, Япония уже получила в западных СМИ титул «культурной сверхдержавы» - за разнообразие своих креативных и культурных форматов, выведенных на международные рынки. Культурный обмен России-Японии ведется интенсивно, включая ежегодное взаимное проведение Фестивалей национальной культуры. Однако креативный обмен может стимулировать бизнес-аспекты и активизировать роль регионов обеих стран. Значимость проводимого Форума была подчеркнута присутствием на нем заместителя министра торговли и промышленности РФ Гульназ Кадыровой, отметившей особую важность развития креативного сектора экономики.. Замминистра не только выступила с приветственным словом, но и провела все три часа Форума в качестве одного из самых заинтересованных слушателей. В заключительном слове она подчеркнула важность сохранения в постиндустриальном мире своего уникального культурного кода и выразила надежду, что Форум станет ежегодным событием. «Россия и Япония сегодня активно развиваются во многих областях. Это и цифровая экономика, и градостроительство, поддержка малого и среднего предпринимательства, также гуманитарные связи. Я думаю, что тема креативной индустрии, которую мы сегодня обсуждаем, тоже станет темой, по которой мы в дальнейшем будем взаимодействовать. Для России выбор этой темы не случаен, мы сейчас находимся в поисках направления развития экономики, которое дает нам большой эффект от добавленной стоимости, и мы считаем, что креативные индустрии – это именно то направление, на котором мы можем развивать нашу экономику», – сказала Гульназ Кадырова. В Форуме принял участие Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге г-н ИИДЗИМА Ясумаса, который отметил важность развития креативных индустрий в качестве одного из компонентов «мягкой силы» государства. В первой части Форума были представлены национальные концепции обеих стран. Впервые в России была представлена программа Cool Japan – программа расширения международного влияния Японии на основе «креативного экспорта», действующей с 2010 года. Директор Cool Japan Ptomotion Office одного из подразделений Министерства экономики, промышленности и торговли Японии, познакомила участников с методологией программы, с принципами отбора «креативных» предприятий, с подводными камнями воспитания экспортных МСП. Для участников с японской стороны было открытием услышать о российской программе ТЕТРА – программе сохранения территорий традиционного бытования промыслов, и о том, что для ее формирования опыт Cool Japan стал одним из базовых. Кроме того, программа ТЕТРА тесно связана с национальной концепций сохранения культурного наследия России. Российско-японский диалог на тему креативной экономики обнаружил много схожего на региональном уровне. В обеих странах главная задача – удержать молодых специалистов в родных местах, создавая креативную среду, поддерживая местные бренды. Это в свой черед формирует привлекательный туристический образ региона, поощряя сначала поток внутреннего туризма, а затем и въездного. В Японии задача развития новых брендов из локальных в национальные, а затем и в экспортные решается привлечением специальных продюсеров, специалистов с продолжительным опытом участия в международных проектах. Такие задачи возможны для решения при активной интеграции усилий местной власти, местных бизнесов и местных туристических структур. Презентации регионов по собственной системной поддержке и развитию креативных индустрий сделали заместитель председателя правительства Новгородской области Владимир Богданов и директор Фонда «Ульяновск – культурная столица» Татьяна Ившина. По итогам Форума Татьяна Ившина, представляющая Ульяновскую область, наиболее тесно сотрудничающую с японской стороной, подчеркнула, что форум обеспечил важный инсайт стратегических приоритетов регионального и городского развития в Японии и России, понимание необходимости синтеза экономической и культурной политики. Форум ставил перед собой практические задачи мотивации российских и японских предприятий к креативному обмену и возможному дальнейшему сотрудничеству. Вдохновляющий обмен практиками состоялся между представителями реальных креативных индустрий: «Крестецкая строчка» и «Матрёшка» с российской стороны, компании ТОТО и «Иноуэ Сюдзо» - с японской. Эти четыре принципиально разные индустрии представили каждая собственную историю развития и вызовов: возрождение старинного промысла; создание нового бизнеса на основе культурного наследия; развитие высокотехнологичного бизнеса на основе традиционного ремесла; сохранение семейного бренда в течение двух с лишним веков. Наталья Ларченко, со-основатель и генеральный директор ювелирного бренда «Матрешка», которую Япония «поражает смешением семейных ценностей и высоких технологий» отметила для себя один из наиболее важных аспектов для благополучного развития новых креативных бизнесов: «Интересно узнать про консервативную финансовую модель развития бизнеса, отсутствие или низкие ставки кредитов. Явно, что задача здесь – стабильность в долгосрочной перспективе, а не быстрый краткосрочный рост. Думаю, именно поэтому огромное количество компаний в Японии существуют столетиями и передаются из поколения в поколение». Исполнительный директор компании ТОТО г-н ЯМАСАКИ Масао сделал одну из наиболее неожиданных, но и увлекательных презентаций – о развитии из старинного керамического промысла региона Кюсю производства суперсовременной сантехники, в частности, знаменитых японских унитазов, поражающих воображение иностранцев своими гигиеническими функциями и высокотехнологичным исполнением. Слушателями Форума стали 200 человек из Петербурга, Москвы и других российских регионов – представители местной власти, ответственные за поддержку и развитие креативных индустрий, владельцы МСП и ИЧП, ремесленники и дизайнеры, студенты профильных вузов.

Креативные индустрии – это то направление, на котором Россия может развивать экономику страны
© SM News