Ещё
Польша требует от России денег и извинений
Польша требует от России денег и извинений
В мире
"Маргиналы": Водонаева обрушилась на россиян
"Маргиналы": Водонаева обрушилась на россиян
Шоу-бизнес
Опубликована дискредитирующая Трампа запись об Украине
Опубликована дискредитирующая Трампа запись об Украине
В мире
Назван способ заразиться раком
Назван способ заразиться раком
Наука и техника

Михаил Миль: как сибирский паренек стал легендой 

Михаил Миль: как сибирский паренек стал легендой
Фото: Вести.Ru
110 лет назад родился Михаил Леонтьевич Миль. За 60 лет жизни из сибирского паренька, увлеченного музыкой и рисованием, он стал легендой отечественного и мирового вертолетостроения.
Выполняет полеты вертолет новейшей модификации Ми-17. В нем реализованы все те идеи, которые закладывал в военно-транспортный вертолет еще сам Михаил Миль. Они доведены до совершенства. Правда, справедливости ради следует сказать, что вообще-то Миль был против прямой грузовой рампы. Ее пришлось сделать в угоду коммерческим интересам. В нарушение аэродинамики.
Конечно, по такому трапу удобно осуществлять погрузку. Но почти наверняка, будь жив Миль, он бы такое решение не утвердил. В его время вертолетостроение было чистым искусством. И потому фортепиано в Музее Миля не смотрится посторонним предметом. Создатель лучших в мире вертолетов любил музицировать: Шопен, Паганини и Лист…
Пробивался к небу Михаил Миль из байкальской глубинки. С его непролетарским происхождением — из мелкобуржуазной семьи — в молодой советской республике рассчитывать особо было не на что. Но он с детства мастерил планеры и легко поступил в институт. С третьего курса Донского политеха занимается наукой. Проектирует автожиры. После войны переключается на вертолеты. Его первый Ми-1 поднялся в небо в 1948-м. Первая настоящая победа и начало большого пути. Эта «единичка» сразу стала такой популярной, что даже в советских мультиках ее прославили.
Потом Миль возглавил целое КБ и развернулся во всю ширь своего конструкторского таланта. Только за 15 лет коллектив его фирмы создал целое семейство новых винтокрылых машин, каждая из которых — сама по себе веха в истории мировой авиации. А всего за 23 года — 11 типов, 9 из которых пошли в серию. Высочайший КПД для конструктора. Непревзойденный результат.
"Он мерил свою жизнь созданием своих вертолетов. И они до сих пор летают. Его уже 50 лет нет с нами, а вертолеты продолжают жить", — отметила Надежда Миль, дочь авиаконструктора.
"Восьмерка" оказалась настолько удачной, что даже сейчас, через полвека, считается одной из самых надежных и универсальных машин. И вообще это самый массовый вертолет в мире с двумя двигателями. Немцы после объединения Германии отказались от всей советской военной техники, а этот вертолет оставили. А в некоторых странах Южной Америки он вообще стал незаменимым.
"В Перу очень оригинальная борьба с наркомафией. Анды, высота 4 километра. Наш вертолет поднимается до 5, а у американцев тогда было максимум 4. Они купили наши вертолеты", — рассказал Владимир Морозовский, начальник экспортного отдела .
Как Милю такое удалось? Ведь он совсем не похож на руководителя советской школы. Пробивной коммунарский характер, крепкое словцо, которым, кажется, даже крыло клепать можно, — это все не про него, Миль не такой.
"Он был очень доброжелательным человеком, очень отзывчивым. Если у человека были какие-то трудности, он помогал", — вспоминает Гурген Карапетян, летчик-испытатель.
Кстати, именно Карапетян учил летать большинство милевских вертолетов. Он — тот самый человек, который настоял на переделке Ми-24. В итоге вместо сомнительной «веранды» с огромном остеклением первой модификации, получился грозный «Крокодил» — самый воюющий вертолет в мире.
Восемь лет назад в Томилино из Сокольников был перевезен рабочий кабинет Михаила Миля. Вот за этим дубовым столом собирались инженеры, конструкторы и работали над компоновочными чертежами. А это рабочий стол самого генерального конструктора. Все предельно просто, никакой роскоши. Зеленое сукно, традиционная зеленая лампа под абажуром. К доске мог выйти любой и доказывать свою правоту. Это, кстати, рисунки самого Михаила Леонтьевича.
Ми-6 был настолько хорош, что даже главный конкурент Сикорский вынужден был вручить Милю приз. В 1965-м в Ле-Бурже. Это был настоящий триумф. Шале, в котором наша делегация принимала гостей, разместилось под брюхом гигантского грузового Ми-10. У всех — шок!
Фирма Миля стала брендом, который завоевал весь мир. За советскими вертолетами выстраивались очереди из заказчиков. работал ударными темпами, чтобы выполнить все заказы. Давал в бюджет страны 80% валютной выручки от всех продаж авиатехники.
"Когда один из американцев спросил меня, сколько мы поставили вертолетов на экспорт, я сказал, что где-то 2800. Он прямо крикнул: не может быть! Я говорю: хотите назову все страны, где наши вертолеты, и сколько в каждой стране? Больше вопросов ко мне не было. Ни одна фирма, американцы мне потом признались, столько вертолетов не изготавливала", — вспоминает Владимир Морозовский.
Миль ушел очень рано. А сколько бы еще мог сделать. Интересно, какая машина была у него любимой?
"Вертолет Ми-12. Он называл его «моя любимая лебединая песня». И он в нее вложил всю свою силу", — сказала Надежда Миль.
Настоящий воздушный исполин с фантастическими характеристиками: взлетный вес — 100 тонн, грузоподъемность — под 40. Но сейчас мировой рынок диктует другие законы. Главное — экономическая целесообразность.
Цех окончательной сборки Казанского вертолетного завода. Здесь ожидает выпуска целый выводок «Ансатов». А это — новый транспортный вертолет Ми-38. Вот один из двух двигателей, которые должны быть на него установлены. Всего на сборку одного такого вертолета уходят около 9 месяцев. Именно этот борт отправится на покраску уже в конце ноября.
Он, конечно, всем хорош: быстрее, экономичнее, вместительнее и тише Ми-8. Наш передовой вертолет. Вот в Дубае министр промышленности и торговли РФ  показывает Ми-38 наследному принцу Абу-Даби.
"Это — та продукция, в которой и мы заинтересованы в продвижении на этот рынок, и коллеги потенциально заинтересованы", — подчеркнул Мантуров.
Вряд ли в обозримом будущем кто-то сможет побить рекорды Миля. Если только ученики его учеников — дипломники и выпускники . Вот они, будущие вертолетостроители, доказывают свою право на открытия и изобретения. Ну, а в день юбилея Миля они вместе с ветеранами и генеральным директором смотрели кино «Небо измеряется Милями».
Видео дня. Можно ли подхватить коронавирус через посылку
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео