Войти в почту

«Миф о Нюрнберге»: почему международный трибунал не упомянул Бандеру

Сотрудничество с гитлеровской Германией всегда было слабым местом мифа о борьбе украинских националистов за независимость. Поэтому ему всегда уделялось особое внимание, а главным аргументом стал Нюрнбергский процесс, начавшийся 20 ноября 1945 года. Пропагандисты бьют аргументом: в материалах суда нет ничего о преступлениях ОУН либо ее лидеров

«Миф о Нюрнберге»: почему не судили Бандеру
© © РИА Новости, Виктор Кинеловский

Но все проще: доставать винтики из нацистской машины не было необходимости.

Специально созданный совместный проект одного из ведущих изданий и Института национальной памяти, тогда еще под водительством главного идеолога нового мифа Владимира Вятровича, вообще переворачивает Нюрнберг вверх тормашками.

Они говорят, что в СССР было издано всего восемь томов, а на самом деле их 42, и вот в них-то Степан Бандера и его организация упоминаются совершенно в другом контексте. Например, имеется приказ о расстрелах националистов без суда нацистской СД, как замышляющих заговор с целью создания независимого украинского государства. То есть они вообще жертвы, подвергавшиеся преследованиям за принадлежность к политической организации.

Или вот в 25-м томе указано, что все больше украинцев в трудовых лагерях примыкают к «лагерю Бандеры» и что эмигранты организовывают «движения как Бандеры, так и Мельника» против немцев.

А главное, сообщают «развенчатели мифов», ни ОУН, ни УПА, ни созданные при участии немецких спецслужб батальоны «Нахтигаль» и «Роланд», ни даже дивизия СС «Галичина» не были осуждены в Нюрнберге и не признавались преступными: вот, извольте ознакомиться, полный список.

Все это, конечно, замечательно.

Но данный конкретный Международный военный трибунал появился как инструмент Соглашения об уголовном преследовании и наказании главных военных преступников Европейской оси. То есть его задачей было дать юридическую оценку преступлениям нацизма и осудить верхушку, ближайших соратников Гитлера.

А кто такой Степан Бандера на этом фоне?

Просто мелкая сошка, как и любой другой исполнитель чужих замыслов, список которых слишком велик. Убийцу узников концлагерей Ивана Демьянюка ведь тоже не упоминали на заседаниях трибунала, но есть ли сомнения в его виновности?

Кроме того, Нюрнберг занимался только подданными и организациями Третьего Рейха, а статья 10 Устава гласит, что «компетентные национальные власти каждой из Подписавшихся Сторон имеют право привлекать к суду национальных, военных или оккупационных трибуналов за принадлежность к этой группе или организации». Если преступный характер группы или организации считается доказанным, вина соучастников уже неоспорима.

Таким образом, товарищи пропагандисты, если СС признана преступной организацией, то ее отдельно взятое подразделение — 14-я ваффен-гренадерская дивизия «Галичина» — тоже преступна. Неоспоримо. Так что нет смысла вносить ее в некий общий список Нюрнберга — в соответствии с Уставом дальше ей должны были заниматься правоохранительные органы СССР.

Кстати говоря, работа по денацификации на советской территории никогда не была такой масштабной, как у «коллег», действовавших гораздо шире Устава трибунала.

Так, в американской зоне оккупации в марте 1946 года был принят закон «Об освобождении от национал-социализма и милитаризма», в соответствии с которым каждый немец, достигший 18 лет, должен был заполнить анкету из 131 вопроса, по которой определялась степень виновности и причастности к нацизму. За отказ людей лишали продуктовых карточек и, понятное дело, к ним автоматически возникали вопросы.

Затем на местах создавались специальные трибуналы (суды по денацификации), которые сортировали немцев по пяти категориям, от чего зависела мера наказания: от заключения до денежного штрафа. Почти миллион человек прошли через эти трибуналы, 613 400 из них были признаны в той или иной степени виновными и наказаны, 1600 были наказаны серьезно, а 486 (данные требуют уточнения) казнены.

Сравните размах: даже на Западной Украине «советская тоталитарная система» никогда не занималась подобными пофамильными проверками и выяснением степени вины всех людей от 18 лет.

А вот что касается вины конкретных политических и военных структур, то тут все довольно просто.

Оба крыла ОУН достаточно активно сотрудничали с немцами, о чем мы неоднократно рассказывали в своих публикациях. В частности, в рамках этого сотрудничества в системе гитлеровского Абвера были созданы два «невинных» подразделения — батальоны «Роланд» и «Нахтигаль». Сам «проводник» писал о них следующее: «В начале 1941 года открылась возможность сделать при немецкой армии обучение двух украинских отделов, примерно в силу куреня». То есть все было сугубо полюбовно.

Подчиняясь организационно специальному формированию «Бранденбург-800», подразделения бандеровцев в немецкой форме предназначались для действий на южном направлении Восточного фронта. Но почему-то начали «борьбу за Украину» с уничтожения евреев и поляков во Львове.

В книге польского автора Александра Кормана «Из кровавых дней Львова 1941», вышедшей в 1991 году в Лондоне, приводятся факты, фамилии, свидетельства очевидцев, рассказывавших, как с 3 июня по 6 июля 1941 года западноукраинские националисты в немецкой форме вместе с «боивкарями» ОУН жестоко истребляли людей.

Корман утверждает, что акцией уничтожения руководил гауптштурмфюрер СС Ганс Кригер, который позже руководил гестапо в г. Станиславе и вошел в историю как «станиславский палач».

СД, в чью структуру входило гестапо, напомним, признано преступной организацией. Убийства проходили по списку, подготовленному Евгеном Врецьоной, заместителем начальника СБ ОУН (б), и Иваном Клымива, членом Провода ОУН (б). Причем первый даже лично поучаствовал в расстрелах. А эти действия уже сами по себе подпадают под ст. 6 Устава трибунала, где говорится, на основании чего подсудимый может быть признан преступником.

Пункт «б» — военные преступления, а именно «…убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории».

Пункт «c» — преступления против человечества, а именно «убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет».

Писано как будто специально под весь спектр деятельности ОУН и УПА, для которых политические, национальные и религиозные мотивы всегда были определяющими.

Более того, «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана».

Как известно, «Роланд» и «Нахтигаль» впоследствии вошли в состав 201-го батальона шуцманшафта в структуре СС. Преступной организации. А обергруппенфюрер СС и генерал полиции Эрих фон дем Бах, прямой начальник «украинских сил», закончил свои дни в тюремной больнице Мюнхена. Хотя и попытался изменить судьбу, став одним из главных свидетелей обвинения и рассказывая об убийствах, в которых сам и участвовал.

Так вот это тот самый Бах, слова которого будущий комбат дивизии СС «Галичина» Евген Побигущий с гордостью вспоминал в мемуарах:

«…когда сказал на богослужении для всех командиров, что это мое наилучшее подразделение, то он говорил это не для пустого говорения, а заслуга в том — старшин».

Этих самых старшин, в том числе Романа Шухевича и самого Побигущего, за «бойові доблесті» в деле уничтожения белорусских деревень гитлеровцы отметили железными крестами.

Таким образом, Нюрнбергскому трибуналу не было нужды тратить свое время, детально изучая связи западноукраинских националистов с главными военными преступниками. Они весьма рельефно видны, и любая попытка «развенчать миф» только лучше подчеркивает детали этого залитого кровью тысяч людей рельефа.