Заслуженных артистов в России станет больше

Сегодня многие театральные артисты в регионах десятилетиями ждут присвоения почётного звания — будто оно даётся за выслугу лет, а не за мастерство. Многие из них уходят из жизни, так и не дождавшись заслуженной оценки своего труда и таланта. Когда изменится эта ситуация? Почему театры в субъектах говорят об ограничении творческой свободы? На эти и другие вопросы в пресс-центре «Парламентской газеты» ответил заместитель председателя Союза театральных деятелей России Геннадий Смирнов. Он стал очередным гостем авторского проекта члена думского Комитета по культуре Наталии Пилюс «Год театра в «Парламентской газете». - Театральные союзы играют огромную роль в жизни людей творческих профессий. Большое внимание этим объединениям уделяют и в концепции нового закона о культуре. Союз театральных деятелей — одна из старейших организаций в своём роде. Расскажите немного о её истории. - Очень важно понимать, что мы не профсоюз, а именно творческий союз, который объединяет не только артистов, но и тех, кто возглавляет творческие коллективы, кто работает за сценой, — по сути всех, кто служит в театре. Организация появилась в 1877 году благодаря инициативе актрисы Марьи Гавриловны Савиной как Общество взаимного вспоможения русских артистов. За свою большую историю объединение не раз преобразовывалось — оно именовалось в том числе и Обществом для пособия нуждающимся сценическим деятелям, и Императорским Русским театральным обществом. Сегодня наша основная цель — развитие театрального искусства в России, оказание помощи и поддержки деятелям сцены. - Этот год, как известно, объявлен президентом Годом театра. Чего, на ваш взгляд, удалось добиться? - Объявление в стране Года театра привлекло внимание к происходящему на сцене и за её пределами, позволило обратиться к проблемам театра. Нашей задачей было сделать из этого события праздник не только для крупных городов и людей, проживающих в мегаполисах, но и максимально привлечь к искусству публику из регионов, отдалённых областей. Нам это удалось — и здесь огромная заслуга председателя Организационного комитета Года, вице-премьера Ольги Голодец и зампреда Оргкомитета, председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. - Действительно, театральная аудитория стала намного шире — по всем 85 регионам страны прошёл Всероссийский театральный марафон, в рамках которого было поставлено более 400 постановок, их посмотрели свыше семи миллионов человек. Союз театральных деятелей организовывал серию встреч людей культуры по всей России в рамках Форума «Российский театр — XXI век. Новый взгляд». Расскажите поподробнее об этом формате. - Во всех федеральных округах мы провели восемь театральных форумов, в ходе которых прошли пленарные заседания, семинары, мастер-классы. Мы выносили на обсуждение проблемы, волнующие театральное сообщество, и принимали рекомендации по их решению. Итоги Года театра, в том числе и по нашим форумам, мы подведём 9-10 декабря в Москве — тогда будут приняты итоговые документы, которые мы планируем направить в виде обращений руководству страны, главам субъектов, думскому Комитету по культуре. Кстати, сегодня мы чувствуем мощную поддержку от Государственной Думы, председателя — Вячеслава Володина и депутатов — нам удалось добиться очень важных изменений в законе о госзакупках, когда мы вывели культуру из сферы услуг, был решён вопрос с социальной поддержкой театральных деятелей. Сам форум мы проводим с 2007 года, и я заметил, как сильно изменились вопросы, которые волнуют театральных деятелей: если раньше речь в основном шла о низких зарплатах, недостаточном финансировании новых постановок и необходимости приобретения оборудования, ремонта зданий, то теперь на повестке — система присвоения почётных званий актёрам региональных театров. Сегодня они практически не получают званий народных и заслуженных артистов. Итоги Года театра, в том числе и по нашим форумам, мы подведём 9-10 декабря в Москве — тогда будут приняты итоговые документы, которые мы планируем направить в виде обращений руководству страны, главам субъектов, думскому Комитету по культуре. - К сожалению, об этой проблеме мы говорим уже не первый год. Обещают, что этот вопрос будет решён, но пока ситуация такова, что актёры в региональных театрах десятилетиями ждут присвоения звания… - Мы надеемся, что эта ситуация изменится, потому что есть поручение президента по этому вопросу. До 15 декабря Министерство культуры совместно с творческими союзами должны представить предложения по совершенствованию системы присвоения почётных званий. Нужно понимать, что признание заслуг — это условие существования таланта. Для примера: за 10 лет в Свердловской области не было присвоено ни одного звания народного артиста — а в регионе работает 36 театров, два симфонических оркестра и филармония. Это, конечно, неправильно. Второй вопрос, который также волнует региональных деятелей культуры, — утрата театрами некоторой самостоятельности. -Что вы имеете в виду? Мне кажется, что государство даёт театру полную творческую свободу. - На уровне государства и законов никаких вопросов нет. Но есть случаи, когда на местах пытаются влиять на выбор постановки, а, скажем так, «спорные» спектакли, которые вызывают дискуссии в обществе, просто отменяют. Хотя такие решения может принимать лишь суд. - Как вам кажется, нужна ли какая-то самоцензура? Некоторые предлагают создать советы, которые бы отсматривали постановки перед тем, как показать их зрителю. - Позиция нашего союза состоит в том, что свобода творчества неотделима от ответственности художника. Что касается самих постановок, их будущее должно определять только профессиональное сообщество, тем более, что все инструменты для этого есть. Во-первых, у учредителей театров есть устав, в котором прописаны все цели и задачи деятельности культурного учреждения, во-вторых — руководители театров работают по контракту, в котором также прописаны все нюансы. В случае нарушения положений этих документов можно говорить о прекращении отношений с тем или иным творческим деятелем или отказе от постановки спектакля, этих механизмов регулирования вполне достаточно. - Союз театральных деятелей уделяет много внимания проблемам театров — вы не раз говорили о сложностях привлечения новой аудитории. Такие трудности действительно есть — в некоторых региональных театрах заполняемость залов нередко меньше 50 процентов. Как им быть в такой ситуации? - На самом деле эта проблема существовала всегда: в одни театры ходило больше зрителей, в другие меньше, ведь у каждого культурного учреждения бывают взлёты и падения, это нормально. Другое дело, что для своего продвижения сегодня театрам необходимо использовать современные средства — у культурного учреждения как минимум должен быть сайт, на котором постоянно обновляется информация. Без этого сейчас трудно завоевать доверие и привлечь аудиторию, в том числе и молодых людей.

Заслуженных артистов в России станет больше
© Парламентская газета