Войти в почту

Инвалид из Челябинска рассказал, как устроился в “Ашан” и начал обучать глухонемых кассиров

43-летний инвалид по слуху Джамиль Гафонов работает водителем в "Яндекс. Такси". По его словам он неплохо слышит клиентов на заднем сидении, а вот на расстоянии 2-3 метров уже — полная тишина. Раньше, когда он трудился кассиром в "Ашане", то тоже прекрасно слышал покупателей, не воспринимая гул огромного гипермаркета. Именно с подачи Джамиля Гафонова в челябинском «Ашане» начали принимать на работу слабослышащих и глухих сотрудников. Как ему это удалось, Джамиль рассказал корреспонденту «Хороших новостей». Впервые в супермаркет «Ашан» Джамиль попал во Франции в 2002-м году. В страну сезанна и пармезана он приехал на заработки транзитом через Италию, где какое-то время продавал брелоки на пляже. Однажды, будучи в Ницце, Джамиль зашел в супермаркет "Ашан", встретил там такого же слабослышащего сотрудника и спросил у него, как тот устроился на работу. Парни разговорились, и челябинец впервые узнал про программу "Ашана" по трудоустройству людей с инвалидностью. На вопрос, а как же вы нашли общий язык с французом, Джамиль ответил: — Мы общались на международном языке жестов. Так получилось, что он устроил мне экскурсию по магазину. Экскурсия длилась часов восемь, и во время неё он мне рассказал о работе и устройстве супермаркета, — комментирует Джамиль сайту «Хорошие новости». Опыт сотрудника торгового зала воодушевил Джамиля. Он на своей шкуре знал, как тяжело слабослышащим людям найти работу – сам Джамиль потерял слух ещё во младенчестве, переболев фаренгитом. Несмотря на это, парень все же научился говорить, а в 11 лет слух к нему частично вернулся. Юноша окончил школу для глухонемых, учился в Москве в Российской государственной специализированной академии искусств (там обучаются ребята с ограничениями по здоровью), но нормальную работу найти так и не смог, поехал за "счастьем" в Европу. Беседа с глухим французом натолкнула Джамиля на мысль устроиться вернуться на Родину и устроиться в московский «Ашан», что он и сделал. В российском филиале ритейлера эксперимент по внедрению глухих сотрудников начался в 2006 году. Сперва собрали группу из 10 человек, куда вошел и Джамиль. Для новых кассиров провели устное обучение и практически сразу посадили за кассы. В задачи новобранцев входил тот же функционал, как и у обычных кассиров: сканирование товара, работа с деньгами и общение с клиентом. — Для многих глухих это было очень сложно. Клиентам такой эксперимент тоже не нравился – представьте, что рядом с вами сидит странный человек, который смотрит на вас исподлобья, мычит и издает неприятные звуки, резко поворачивается к вам. Вот такими изначально были слабослышащие кассиры в «Ашане», никаких специальных правил для нас поначалу не вводили, — рассказал Джамиль. Наблюдая за этим, Джамиль понимал – если ничего не поменять, эксперимент быстро прикроют. Не все глухие могли внятно говорить, как он, и в то же время клиенты и рядовые сотрудники не знали языка жестов. Джамиль владел и тем и другим, и поэтому он стал связующей нитью между глухими кассирами и миром «Ашана». Совместно со своими коллегами и наставником Жаном де Вино Джамиль разработал некоторые правила для сотрудников ритейлера. Главная цель предложенной схемы — социализировать кассиров и перестать пугать клиентов. — Было предложено глухим кассирам молчать, ведь чтобы поздороваться достаточно улыбнуться и чуть кивнуть головой. Кроме того, мы просили сотрудников стараться избегать резких движений, — рассказывает Джамиль. Тренировки и занятия постепенно принесли свои плоды, вскоре работа понемногу наладилась, а штат с глухими сотрудниками начали расширять. В то же время Джамиля перебросили на работу в екатеринбургский «Ашан», а когда магазин французской сети открылся в Челябинске, он отправился работать в свой родной город. — Джамиль заработал хорошую репутацию в «Ашане», и именно он начал в Челябинске проталкивать идею в руководстве, что на работу можно брать глухонемых сотрудников. Когда объявили набор, Джамиль провел агитационную работу среди глухих. Новость о том, что в «Ашан» набирают глухих и слабослышащих сотрудников, быстро облетела всех, сарафанное радио у нас сильное. Узнает один слабослышащий, завтра узнают все глухие Челябинска, — рассказал "Хорошим новостям" председатель «Всероссийского общества глухих» в Челябинске Евгений Безруков. Джамиль несколько лет обучал кассиров в Челябинске, часто его приглашали в Екатеринбург для проведения мастер-классов. Правда, все это время он совмещал обучение с должностью кассира на линии. Работа эта достаточно напряженная и изматывающая, поэтому в 2017-м году Джамиль решил уволиться. Впрочем, его уход не помешал компании и дальше брать на работу людей с ограниченными возможностями. — Челябинский «Ашан» до сих пор принимает на работу слабослышащих и глухих сотрудников. Для них подготовлен специальный презентационный материал, с помощью которого проходит обучение в группах. Если возникают сложности, обучение проходит и в индивидуальном порядке, — рассказала «Хорошим новостям» руководитель отдела персонала "Ашана" в Челябинске Евгения Секерина. Новая работа в такси Джамиля вполне устраивается. Гибкий график позволяет ему зарабатывать утром и поздно вечером, а днем он сидит дома со своей девятилетней дочерью Эмилией. Девочка родилась глухой, и поэтому за ней нужен постоянный присмотр. Впрочем, Джамиль надеется, что его дочь сможет найти свое место в жизни, как и он когда-то. Ведь все больше предприятий берут на работу глухих и слабослышащих людей. По словам Евгения Безрукова, специальные программы по трудоустройству слабослышащих и глухих существуют на многих южноурльских предприятиях: ММК, ЧТЗ, «Юничел». Кстати, последние по словам Евгений Безрукова, недавно приняли на работу порядка 30 человек с инвалидностью по слуху.

Инвалид из Челябинска рассказал, как устроился в “Ашан” и начал обучать глухонемых кассиров
© Хорошие новости