Ещё
"Кощунственная ложь": Польша разозлила Матвиенко
"Кощунственная ложь": Польша разозлила Матвиенко
Политика
РФ подготовилась к борьбе с неизлечимым коронавирусом
РФ подготовилась к борьбе с неизлечимым коронавирусом
Политика
В ООН обратились с просьбой к России
В ООН обратились с просьбой к России
В мире
Китай опустил Россию на третье место
Китай опустил Россию на третье место
Оружие

Танцы из тьмы веков. Ингушский ансамбль хранит традиции предков 

Танцы из тьмы веков. Ингушский ансамбль хранит традиции предков
Фото: АиФ Ставрополье
В  выступили призёры международных танцевальных конкурсов — детский ансамбль «Таргим» из . Художественный руководитель и балетмейстер ансамбля Адам Беков рассказал «АиФ-СК», как увлечь детей национальной культурой и сохранить старинные танцевальные традиции в эпоху гаджетов.
Ученик стал учителем
Худрук Адам Беков рассказал, что ансамбль привёз на соревнования два номера: старинный вайнахский (чечено-ингушский) танец и современную интерпретацию лезгинки под клубную музыку, аранжированную кавказскими барабанами. У юных танцоров большой опыт успешных выступлений. Только в этом году они завоевали Гран-при на международном конкурсе «Звёздный путь» в  и на окружном этапе чемпионата по народным танцам. За последние пять лет ансамбль выезжал на соревнования по два-три раза в год.
«В ансамбле занимаются около 150 детей, в основном составе — 40 человек, — рассказал Адам Беков. — Мы набираем ребят с пяти лет, и большинство из них остаётся до окончания школы. Некоторые после выпуска поступают в профильные ссузы и вузы. Трое ребят из ансамбля сейчас учатся в колледже искусств, а после него планируют продолжить обучение в , чтобы потом работать в государственном ансамбле».
Адам Беков сам из тех, кто увлекся танцами в детстве и связал с ними свою жизнь. Ему было 11 лет, когда он пришёл в «Таргим». Тогда ансамблем руководил заслуженный артист РФ Абдулла Джабраилов. Под его руководством юноша выступал на многочисленных конкурсах, а после окончания школы оттачивал навыки в училище и вузе. Будучи студентом Северо-Кавказского государственного университета искусств (Нальчик), он работал в Государственном ансамбле «Эрзи», а потом сменил своего учителя в «Таргиме», руководит коллективом уже девять лет.
«Таргим» работает в  на базе городского Дома культуры. Чтобы записаться, достаточно желания. Адам Беков распределяет юных танцоров по трём группам в зависимости от уровня подготовки и старается найти подход к каждому.
«Иногда родители приводят на занятия детей, которым неинтересно учиться танцевать, — говорит Адам. — Они обычно бездельничают на тренировках, а спустя пару месяцев уходят. Бывало и так, что ребёнка удавалось увлечь, например дать ему важную партию в выступлении. У нашего ансамбля маленький коллектив, поэтому я и худрук, и балетмейстер, и репетитор, и организатор. Ещё иногда приходится ходить в школу к воспитанникам: некоторые ребята настолько поглощены танцами, что начинают прогуливать уроки и забывают делать домашние задания. Я прошу их серьёзней относиться к учёбе. И, как правило, это помогает».
Платок сорван — сражению конец
Ансамбль «Таргим» исполняет преимущественно вайнахские танцы. По словам Адама Бекова, они самые экспрессивные на Кавказе, поэтому танцоры из других регионов на праздниках предпочитают исполнять чечено-ингушскую версию лезгинки. Дети и подростки выступают с сольными, парными и массовыми номерами: девичьим составом, юношеским или все вместе. Идеи черпают из записок этнографов, в том числе из книги Идриса Базоркина «Из тьмы веков». Новые движения подсматривают у старших, например у артистов Государственного ансамбля «Ингушетия».
«Самый популярный массовый танец — «Встреча», — рассказывает худрук. — Юноши и девушки выстраиваются на противоположных сторонах, горянка выходит в центр и начинает танцевать. Молодые люди поддерживают её аплодисментами, а потом тот, кому она понравилась, выходит навстречу и танцует с ней, пытаясь привлечь её внимание. Похожие танцы есть и у других народов Кавказа. С их помощью молодёжь знакомилась, потому что строгое воспитание не позволяло юношам и девушкам встречаться просто так».
Другой исторический танец — «У родника» — парный, и ведущая роль в нём у девушки. Он тоже сохранился с тех времён, когда влюблённые не могли признаться в чувствах просто так и были вынуждены встречаться как бы случайно. Например, девушка уходила за водой к ручью, не зная, что там её поджидал воздыхатель.
«Танец у родника» исполняют под медленную музыку, и в нём девушка демонстрирует свою пластичность, — объясняет Адам. — Она танцует сольно, затем к ней присоединяется партнёр. В конце он подаёт девушке кувшин, и та танцует ещё некоторое время, осторожно придерживая его на плече, будто он действительно наполнен родниковой водой».
Самый зрелищный ингушский танец — «Битва за невесту». Он начинается как массовый, затем в центр выходит девушка и танцует сольно. Когда она покидает сцену, приходят два юноши — по сюжету она понравилась им обоим. Между ними начинается поединок. В руках — сабли и щиты. После битвы один на один, соперники призывают родственников, и они тоже вступают в сражение.
«Ребята фехтуют по-настоящему: от ударов сабель сверкают искры, — продолжает хореограф. — Для этого номера нужна серьёзная подготовка, поэтому в нём не участвуют дети, только подростки».
Сражение прерывает девушка, из-за которой оно и началось. Она выходит в центр битвы, срывает с головы платок и бросает его между дерущимися. По неписаным законам, тот, кто посмотрит на женщину с непокрытой головой, опозорит её, поэтому юноши прекращают сражаться и отворачиваются. Один из них, не глядя, поднимает платок и подаёт девушке. Он и становится её избранником. Сторона соперника покидает сцену. Девушка повязывает платок и танцует с женихом под одобрительные аплодисменты его семьи.
Кинжал — часть костюма
Адам Беков давно хочет расширить репертуар ансамбля, включив в него танцы других народов, но тогда для выступлений понадобятся новые костюмы, а финансирования едва хватает на нынешние. Юным артистам на заказ шьют аутентичные наряды: девочкам — богато расшитые платья, мальчикам — черкески с газырями (петлицами под патроны). Обувь у танцоров тоже национальная — сапоги-ичиги, и с ними возникает больше всего сложностей.
«У этих сапог жёсткие узкие голенища, их очень непросто надеть, особенно в спешке, — объяснил Адам. — Иногда приходится менять танцора только из-за того, что обувь не подошла».
Непременные атрибуты мужского костюма — папаха и кинжал на поясе. Артистов снаряжают настоящим оружием. Дети понимают, какую ответственность налагает на них ношение кинжала, не играют с ним.
«За те девять лет, что я руковожу ансамблем, дети стали намного спокойней, — рассказал Адам. — Сейчас всю дорогу сидят, уткнувшись в телефон. Перед выступлениями забираю у них гаджеты, чтобы настроились».
Видео дня. Слоны на улицах Екатеринбурга
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео