Войти в почту

Противодействие реабилитации нацизма — вопрос общемирового масштаба

Борьба с расовой нетерпимостью и иными формами ксенофобии на сегодняшний день является одним из наиважнейших вопросов почти для каждого государства мира. Открытие государственных границ и ослабление миграционных ограничений обуславливают распространение практики внешней миграции и формирование на территории множества государств мультикультурной среды. Но и в случаях, когда внешняя миграция тем или иным образом ограничена, население значительного числа стран уже представлено различными этносами и народностями. Совместное проживание на территории государств представителей разных рас и этносов зачастую становится причиной возрождения ксенофобских движений, идей расового превосходства и иных форм нетерпимости по отношению к соответствующим социальным группам. Несмотря на ужасающий опыт не столь отдалённого прошлого, связанный с геноцидом в Руанде, режимом апартеида в ЮАР, действиями нацистского правительства, политикой расовой сегрегации в США, некоторые государства по-прежнему последовательно отказываются принимать участие в общемировой борьбе с той опасностью, которую несут в себе всевозможные формы расовой дискриминации. Законодательства множества государств предусматривают строгую ответственность за пропаганду радикальных националистических идеологий и проявление любых форм расовой нетерпимости. Но чем, в таком случае, может быть обусловлен отказ отдельных государств, национальные правовые системы которых предусматривают меры по противодействию распространению ксенофобских идей, поддержать глобальную кампанию против расовой дискриминации? Принципы и нормы международного права исходят из абсолютной недопустимости подхода, предполагающего реализацию политики, в основе которой лежат идеи неравенства различных этнических и национальных групп. Положения Устава ООН в части определения целей говорят о принятии эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведении мирными средствами в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира. Преамбула Устава ООН отражает идею необходимости реализации со стороны каждого государства действий, которые позволят избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций. Очень печально, что в настоящее время в системе международных отношений так окончательно и не сложился консенсус относительно проблемы героизации нацизма, что отдельными государствами предпринимаются попытки реабилитировать идеи, ставшие причиной множества кровавых конфликтов прошлого, использовать эти идеи в своих политических целях. Начиная с 2005 года Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимает резолюции в осуждение практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, которыми также признаётся недопустимость прославления нацистской идеологии и идеализации нацистского прошлого. В то же время, как бы это ни было парадоксально, такие резолюции не находят поддержки государств, граждане которых внесли существеннейший вклад в победу над нацистским правительством и освобождение мира от нависшей угрозы. Так, США голосовали против соответствующей резолюции начиная с самого первого проекта. С 2014 года к голосованию против резолюции присоединилась и Украина. Тот факт, что США и Украина отказываются от поддержки предлагаемой в настоящее время Российской Федерацией резолюции, направленной на борьбу с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, свидетельствует об отказе этих государств от приверженности ключевым принципам и идеям современного миропорядка в пользу собственных сиюминутных интересов, обусловленных внешнеполитической обстановкой. Но никакие обстоятельства такие действия оправдать не могут. То, что США и Украина позабыли исторические уроки, может иметь далеко идущие последствия — прежде всего для социальной обстановки внутри этих стран. Заигрывание с идеями нацизма не может привести к каким-либо положительным для общества результатам ни при каких условиях. Маловероятно, что США вновь придут к принципу «раздельного, но равного» правового статуса своих граждан, и начнут проводить различие на основании их расовой принадлежности, как это имело место в период существования политики расовой сегрегации. Но подобного рода действия представителей США в ООН заставляют серьезно задуматься о возможных перспективах таких решений и векторе государственной политики в области борьбы с проблемой расовой дискриминации, которая, к слову, в США стоит достаточно остро. Не отстаёт в этой связи и Украина, допускающая деятельность неонацистских движений и не предпринимающая никаких эффективных мер по борьбе с возрождением нацистской идеологии на собственной территории. Даже принимая во внимание тот факт, что на законодательном уровне могут быть предусмотрены те или иные механизмы борьбы с дискриминацией по признаку расы, отказ США и Украины от участия в глобальной кампании против героизации нацизма даёт гражданам этих стран недвусмысленный намек на то, что ситуация с противодействием идеям расового превосходства не нашла своего окончательного разрешения. Как было отмечено в принятой 17 декабря 2018 года резолюции Генеральной Ассамблеи ООН No 73/157 «неонацизм не сводится лишь к героизации движения, существовавшего в прошлом, а представляет собой современное явление, которое поощряют субъекты, кровно заинтересованные в расовом неравенстве и готовые пойти на многое ради того, чтобы заручиться широкой поддержкой своих необоснованных притязаний на расовое превосходство». Попустительство в вопросе о том, могут ли идеи и представления, которые привели к одному из самых массовых геноцидов в истории человечества, озвучиваться и распространяться в государстве, может привести к катастрофическим последствиям. Подобные действия государств совершенно не могут быть оправданы ни необходимостью защиты свободы слова, ни какими-либо иными условиями — ущерб, который повлекут такие действия, совершенно очевиден. Не секрет, что проявления героизации нацизма, к сожалению, имеющие место в ряде государств в настоящее время, с большой вероятностью могут повлечь за собой возникновение крайне опасных последствий в виде внутренних социальных конфликтов. Мировая история знает примеры ужасающих последствий воплощения и трансформации идей нацизма, которые неоднократно приводили к геноциду. Одним из таких примеров являются кровавые события 1994 года в Руанде, в ходе которых погибли сотни тысяч человек. Окончательная победа над ксенофобией и иными формами расовой дискриминации возможна только при объединении усилий всех государств и только при условии, что каждое из государств продемонстрирует своим гражданам недопустимость подобных практик. Глобальный мир внутри государств не менее важен, чем мирное урегулирование конфликтов, возникающих между государствами. Но вопреки тому, чтобы присоединиться к общей борьбе с новым становлением нацистской и иных идеологий, провозглашающих расовое превосходство, США и Украина, проводя исключительно собственные внешнеполитические интересы, продолжают показывать всему миру, что они не готовы противодействовать вновь возрождающейся угрозе.