Российская Газета 13 ноября 2019

Транспорт будущего пришел в города

Фото: Российская Газета
Только в одной по 16 маршрутам курсирует около 200 (по состоянию на 1 сентября) комфортных электробусов.
Кроме столицы электробусы перевозят пассажиров в  и . На большинстве этих машин установлены аккумуляторные батареи от новосибирской компании «Лиотех» — дочки .
В Черноземье прижились электробусы с ночной зарядкой. А на Северо-Западе, в , на  сделали ставку на троллейбусы с удлиненным ходом или как их еще называют — электробусы с динамической зарядкой. Там, где нет контактной сети, машина опускает «рога» и какое-то время едет благодаря накопленной в аккумуляторе энергии. А потом снова черпает ее «из проводов» над крышей.
Ледовый комбайн. Фото: Пресс-служба «Форвард»
У общественного транспорта на электротяге от аккумулятора хватало противников. Главный аргумент скептиков: а если в пробке батарея «сядет»? Конечно, если сядет, хорошего мало. Но ведь в Москве, например, за год с лишним эксплуатации электробусов аккумулятор еще ни разу не сел и не создал проблем пассажирам. А вот о перебоях электроснабжения в троллейбусной контактной сети в непогоду мы слышим регулярно.
С точки зрения пассажира, электротранспорт — это комфорт и удобство благодаря низкому уровню шума в салоне и отсутствию «аромата» выхлопных газов. Экологичность — главное преимущество электротяги. Ведь, как известно, до 40 процентов вредных выбросов в мегаполисах лежит на «совести» транспорта. И чем больше дизельных автобусов мы заменим на электробусы, тем легче нам всем будет дышать.
"Сегодня электробус — это мейнстрим развития городского хозяйства и транспортной инфраструктуры", — считает старший управляющий директор по сопровождению проектов и продвижению продукции УК «Роснано» Тимур Котляр. Председатель правления «Роснано» сообщил, что заказы на общественный транспорт с электротягой разворачиваются в десятках городов страны от  до , что свидетельствует — вступает в эпоху масштабных изменений городского транспорта. Особенно это касается городов-миллионников с огромным автопарком и интенсивным трафиком и — наоборот — небольших уютных городов заповедного значения, скажем, составляющих «Золотое кольцо» и т.п.
Электровоз. Фото: Пресс-служба
Транспортным компаниям для активного спроса на электротранспорт необходимы субсидии: пока, например, электробус стоит дороже дизельного автобуса. Столичный бюджет такие расходы, может быть, и потянет, а вот что касается других городов — не факт. Троллейбус с удлиненным ходом не так разительно отличается от обычного (плюс 1,5 миллиона рублей), но все равно дороже. Денежный объем программы по субсидированию закупок общественного электротранспорта — 1,5 миллиарда рублей в год, их хватит всего на 200-300 машин.
А парки обновлять необходимо. Так, средний возраст автобусов в РФ — 15 лет, троллейбусов — 23 года. Сейчас на региональных уровнях постепенно вводятся ограничения срока эксплуатации (не более семи лет), соответственно, спрос на новую технику будет составлять ежегодно примерно 5 тысяч машин. Вопрос в другом: что это будет за транспорт? Дизельные или газовые автобусы, троллейбусы прежнего образца? «Реальный выход из сложной ситуации с транспортом внутри российских городов — это электробусы», — уверен управляющий директор «Лиотех-Инновации» Салават Халилов.
Конечно, сфера применения электротяги гораздо шире, чем перевозки пассажиров общественным транспортом. Например, в аэропорту Симферополя недавно завершились испытания грузового электрокара для доставки багажа к самолетам. Электромобиль производства местной компании «Эльтавр» имеет запас хода 150 километров на одном заряде и может перевозить тонну груза в кузове и до 5 тонн в прицепных тележках. Его литий-железо-фосфатные аккумуляторы производства «Лиотех» рассчитаны на ежедневную эксплуатацию в течение 15 лет. «Во время испытаний автомобиль подтвердил заявленные характеристики», — сообщили в аэропорту.
Шахтный электровоз. Фото: Пресс-служба «Лиотех»
"Лиотеховские" батареи могут пригодиться не только на земле, но и на воде. В этом году новосибирский производитель литий-ионных аккумуляторов получил свидетельство Российского морского регистра судоходства. Это позволит использовать продукцию «Лиотеха» на судах разного класса, как в качестве источников бесперебойного питания (ИБП), так и в качестве тяговых батарей.
В течение ближайших четырех лет в рамках госпрограммы «Развитие судостроения 2013-2030 годов» будет построено до 1325 гражданских судов и до 652 военных кораблей. Рынок аккумуляторов для них через несколько лет может составить около миллиарда рублей. Но это, как говорится, глобальные перспективы. А на мелких судах новосибирские батареи уже работают. В прошлом году катамаран на солнечных модулях, оснащенный литий-ионными аккумуляторами, совершил успешную экспедицию по рекам России из Петербурга в Астрахань, проделав путь длиной около 5 тысяч километров. А в навигацию-2020 компания «Лиотех» планирует запустить по Неве катера на электротяге, сообщил Салават Халилов. Новые пассажирские суда, которые предварительно назвали экоботами, не будут тарахтеть и загрязнять воздух. Но в местах их швартовки необходимо обустроить зарядные станции.
Катамаран. Фото: Пресс-служба «Лиотех»
В этом году новосибирская компания стала участником трех ключевых соглашений. В апреле «Роснано» и "КАМАЗ" подписали соглашение о стратегическом партнерстве при разработке и производстве перспективных батарей для электротранспорта и напольной техники (испытания погрузчиков на аккумуляторах «Лиотех» на складах КАМАЗа уже идут). Документ предоставляет автогиганту из Набережных Челнов эксклюзивные условия при закупке «лиотеховских» литий-ионных батарей.
"На систему накопления энергии приходится около 30 процентов себестоимости электробуса. Поэтому переход на российские литий-ионные накопители энергии позволит существенно снизить цену электробусов", — отметил гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин.
А в июне «Роснано», "РЖД" и «Трансмашхолдинг» подписали трехстороннее соглашение о создании экологически чистых маневровых локомотивов с использованием гибридного привода на базе отечественных литий-ионных аккумуляторов для работы на пассажирских вокзалах крупных городов. Пока речь идет об 131 локомотиве. Их основное назначение — работа на пассажирских вокзалах и в курортных зонах, наиболее чувствительных с экологической точки зрения. По сравнению с традиционными тепловозами, они существенно снизят выхлопы и шум, что уменьшит негативное воздействие на окружающую среду. А гибридный привод позволит собственникам или арендаторам подвижного состава существенно снизить расходы в течение жизненного цикла машины.
Месяцем позже, в ходе международной промышленной выставки Иннопром-2019 «Лиотех» и компания «Форвард» подписали соглашение об использовании литий-ионных батарей в машинах для заливки и восстановления льда. Использование электротяги в этом виде техники является мировым трендом и избавляет ледовые арены от присутствия выхлопных газов.
Грузовой электромобиль. Фото: пресс-служба
Но все эти проекты — лишь малая часть сфер, где электротяга может заметить двигатели внутреннего сгорания, сделав нашу жизнь комфортнее, а окружающую среду — чище. Тогда тем более следует затронуть довольно болезненный для экологов вопрос утилизации отработанных аккумуляторов.
"Наши батареи не представляют опасности для природы. 85 процентов их составляющих-перерабатываемые пластик, медь и углерод, которые имеют четвертый (самый низкий) класс опасности", — сообщил Салават Халилов. Кроме того, литий-ионная батарея имеет, по сути, две жизни. После активной транспортной эксплуатации (6-7 лет или около 2,5 тысячи циклов зарядки) ее можно установить стационарно, например, в деревне, куда не добрались линии электропередач, или даже на даче — заряжать от солнечной батареи или ветряка и пользоваться как источником автономного энергоснабжения.
Кстати
На руднике компании «Алроса» работает шахтный электровоз, использующий аккумуляторы новосибирского завода. Это первый подобный пример в мире. В будущем под землей найдется множество применений для литиевых батарей, поскольку проветривание шахт от дизельного выхлопа является большой проблемой для добывающих компаний.
Комментарии
Другое , Ситуация в мире , Сергей Когогин , Анатолий Чубайс , Роснано , Минпромторг , Камаз , Алроса , Трансмашхолдинг , РЖД , Алтай , Иркутск , Липецк , Москва , Республика Крым , Санкт-Петербург , Севастополь
Читайте также
«Больше не могу»: Фомин разорвал контракт с Фадеевым
3
Священника обвинили в пиаре на смерти Задорнова
1
Последние новости
"Перекоп" отправился из Севастополя в Бизерту по пути Русской эскадры
В Калининграде полицейским пришлось вырезать снежинки за фейковый приказ
Союзное государство России и Беларуси: в поисках вектора развития