Войти в почту

Дебюсси: перезагрузка в тропиках - 16 ноября в «Аптекарском» заявлен концерт Вероники Харча и Анастасии Разваляевой

Творческий союз Вероники Харча и Анастасии Разваляевой сложился в 2018 году. Это совместный проект одной из лучших венгерских джазовых вокалисток и самой востребованной в Венгрии молодой арфистки русского происхождения. Дуэт интерпретирует произведения Клода Дебюсси, который в своё время сам постоянно экспериментировал с формой, писал музыку на стихи Поля Верлена и тексты пьес Мориса Метерлинка, считался первым и главным импрессионистом в музыке, хотя слово «импрессионизм» полагал ругательством. Дуэт Харчи и Разваляевой обращается к его произведениям с оправданным экспериментальным подходом и даже позволяет себе элементы импровизации. Современники (именитые критики) так отзывались о творчестве Дебюсси: «Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного. Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита, которое временами заставляет его забывать важность чёткости рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма, столь опасного врага правды в произведениях искусства…». Этот отзыв музыкальных академиков того времени примечателен, прежде всего, тем, что «при всей академической косности содержания является по существу глубоко новаторским. Данный документ, датируемый 1886 годом, вошел в историю как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) он не только не существовал, но даже ещё и не намечался! Дебюсси лишь находился в начале поисков нового стиля, и испуганные академики тщательно очищенным камертоном своих ушей уловили будущее направление его движения — и испуганно предостерегли его…». Дебюсси не внял «предосторежениям» мэтров, и после разрыва отношений с римской академией он «испытал на себе сильнейшее влияние Вагнера. Пожалуй, к числу самых вагнеровских произведений относится вокальный цикл «Пять стихотворений Бодлера» (фр. Cinq Poèmes de Baudelaire). Однако, не удовлетворившись одним Вагнером, все эти годы Дебюсси активно интересуется всем новым и повсюду ищет свой стиль. Ещё раньше посещение России привело к увлечению творчеством Мусоргского. Далее Дебюсси обращает внимание на экзотические оркестры, в особенности яванский и аннамитский. Однако окончательное формирование композиторского стиля происходит у него только тремя годами позже». В конце 1880-х годов Дебюсси «сходится с Эрнестом Шоссоном, композитором-любителем, секретарём Национального Совета Музыки и просто очень богатым человеком, на помощь и поддержку которого он рассчитывал. Блестящий артистический салон Шоссона еженедельно посещали такие знаменитости, как композиторы Анри Дюпарк, Габриэль Форе и Исаак Альбенис, певица Полина Виардо, пианист Альфред Корто-Дени, писатель Иван Тургенев и художник Клод Моне. Именно там Дебюсси знакомится с поэтом-символистом Стефаном Малларме и становится сначала постоянным посетителем его поэтического кружка, а затем — и близким другом». Однако самым важным событием этого времени стало «знакомство в 1891 году с тапером «Трактира в Клу» на Монмартре Эриком Сати, занимавшим должность второго пианиста. Поначалу Дебюсси привлекли гармонически свежие и необычные импровизации кафешантанного аккомпаниатора, а затем и его свободные от любых стереотипов суждения о музыке, оригинальность мышления, независимый, грубоватый характер и едкое остроумие, не щадящее решительно никаких авторитетов. Также Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой. Непростая дружба-вражда этих двух композиторов, определивших лицо музыки Франции начала ХХ века, продолжилась почти четверть века…». О творческих отношениях и непростых судьбах Сати и Дебюсси написаны книги. Возможно, кому-то из читателей захочется перечитать их и окунуться в музыкальную атмосферу конца 19-начала 20 века. Мы же, покамест, расскажем об артистках. Вокалистка Вероника Харча закончила Музыкальную академию им. Ференца Листа в 2008 году и получила степень магистра в Королевской консерватории Брюсселя в 2014. Свой первый джазовый коллектив основала ещё в 2005 году, и с 2006 по 2011 выпустила 4 студийных альбома, два из которых дошли до чартов лучших джазовых вокальных пластинок на Tower Records в Японии! Будучи разносторонним музыкантом, Вероника Харча записала два альбома с электронным трио Bin-Jip, а также экспериментальный альбом, балансирующий на грани фри-джаза и споукен-ворда, посвященный главному венгерскому авангардному поэту-художнику ХХ века Лайошу Кашшаку. Солировала на фестивале им. Богуслава Мартину в Базеле в дадаисткой опере Мартину «Слезы ножа» в постановке известного чешского режиссера Иржи Менцеля. Харча выступала на фестивалях и концертных площадках в двадцати пяти странах мира с такими именитыми музыкантами и коллективами, как Erik Truffaz, the Franz Liszt Chamber Orchestra, Enrico Pieranunzi, Kris Defoort, Nicola Conte, Concerto Budapest. В последнее время творческие интересы Вероники всё больше распространяются на академическую музыку. Видимо так и сложился уникальный тандем двух очаровательных и талантливых артисток. Анастасия Разваляева училась в музыкальной академии Будапешта. В Венгрии она знаменита и любима. Её мать и первый учитель в своё время закончила консерваторию у легендарной арфистки Ксении Эрдели. Завсегдатаям филармонических залов хорошо известны со вкусом подобранные программы Анастасии, её собственные переложения для арфы музыки Шопена, Рамо, Чайковского и Сати, выступления на международных конкурсах. Не академическая публика может знать её также как участника группы «Дети Пикассо». Дискография Вероники Харча: Veronika Harcsa: Speak Low (2005 self release HU and 2007 Nature Bliss, Japan); Veronika Harcsa: You Don’t Know It’s You (2008 self release HU and Nature Bliss, Japan); Veronika Harcsa: Red Baggage (2009 self release HU and Nature Bliss, Japan); Bin-Jip: Enter (2010 LAB6 Records HU and Whereabouts Records, Japan); Veronika Harcsa: Lámpafény (2011 self release HU and Whereabouts Records, Japan); Veronika Harcsa — Bálint Gyémánt: Lifelover (2014 Traumton Records); Bin-Jip: Live at the Planetarium (DVD and Blu-ray, 2014 self release HU); Bin-Jip: Heavy (2014 LAB6 Records HU and Whereabouts Records, Japan); Harcsa/Keszég/Márkos/Benkő/Pándi: Kassák (2015 self release HU); Veronika Harcsa — Bálint Gyémánt: Tell Her (2017 Traumton Records). Призы и награды: Лучший женский голос на фестивале Budapest Fringe (2007); Венгерская музыкальная премия Fonogram: «Лучший венгерский джазовый альбом года» — You Don’t Know It’s You (2009); 40-ой фестиваль Неделя венгерского кино: «Лучший саундтрэк» за фильм Lost Times, вместе с композитором Альбертом Маркошем (2009); Венгерская музыкальная премия Fonograms: «Лучший альтернативный альбом года» — Bin-Jip: Enter (2011); BalconyTV видео месяца: Bin-Jip — Noway Boy, выбор центральной редакции в Нью - Йорке (2014). В общем, ожидаем интересный и нестандартный выбор произведений Дебюсси Вероникой и Анастасией. Уверены, что зрителям будет, на что посмотреть и послушать на этом концерте. Начало в 20:00. Билеты на концерты дают право посещения всех выставок и экспозиций Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород» (Проспект мира, 26/1). Дополнительная информация: www.hortus.ru Фотографии предоставлены организаторами. «Наша Версия» поддерживает серию музыкальных концертов в «Аптекарском огороде» информационно.

Дебюсси: перезагрузка в тропиках - 16 ноября в «Аптекарском» заявлен концерт Вероники Харча и Анастасии Разваляевой
© Версия