Войти в почту

Мухи и котлеты современной украинской художницы Маши Куликовской

Незаурядность эта обусловлена отчасти крымским происхождением, отчасти пассионарностью натуры, которая неуспокоенно являет талант или то, что им сейчас принято называть, в самых провокационных формах. На странице в социальной сети фигурантка этой публикации маркирует себя как Artist-Architect-Actionist and Creator of a new world of Beauty without borders — что означает Создатель нового мира Красоты без границ. Ну, или Создательница — английский язык к феминитивам не больно респектен. Зато сама лекторка весьма привыкла к респекту, потому что является одной из самых заметных современных украинских художниц. Нет, Маша не удивляет манерой письма маслом или замысловатостью пера в графических циклах. А вот изобразить акварелью циклы, но другого свойства (пардон, физиологического) — это она не только согласна, но и делает с вызовом, не лишенным удовольствия. Потому что утверждает свою женскую ущемленную сущность эпатажно и публично, как говорится, без всяких границ. Однажды Мария с подругами сфотографировали свои… как бы это сказать здесь и сейчас… у некоторых поэтических натур это зовется вратами рая. Но в данном случае снимки были отпечатаны на футболках — как борьба с, якобы, ложным стыдом и правом не стыдиться. Не известно, правда, сколько невинных девушек лишились стыда, созерцая натурные иллюстрации к слогану Flowers of Democracy (Цветы Демократии). Но футболки продолжают печататься — значит, спрос есть. Накануне войны в Донбассе ее натуральные копии в мыле стояли на территории бывшего завода изоляционных материалов в Донецке. Именно из такого не вечного материала, как мыло, были изготовлены статуи, которые Мария отлила с себя обнаженной. Не всегда почтенная публика, так называемой, платформы культурных инициатив "Изоляция", расположившейся на территории бывшего гиганта отрасли, могла наблюдать, как дожди смывают интимные подробности, полностью соответствующие прототипам (как бы это ни звучало). До известных событий статуи полностью не смылились. Но Мария продолжила опыты с собственной натурой и в Киеве. Вмещая в мыло цепи, цветы и все, что угодно, превращая статуи в аллегорию страдающей натуры. Надо отметить, что не только гендерный акционизм выделил Куликовскую из ряда вон, но и политические демарши. В частности, известен визит художницы на европейскую биеннале современного искусства Manifesta 10 в Санкт-Петербург, где она завернулась в украинский флаг и легла на ступенях Эрмитажа. Спустя недолгое время решила поплавать на плоту вокруг Крыма, но была остановлена пограничными службами сопредельных государств. И это неполный список всего, чего наделала основательница "Школы политического перформанса". Понять настрой художницы можно, можно и посочувствовать — в Керчи, на малой родине ее, кажется, осталась родная бабушка, которую протестная внучка не может увидеть вот уже несколько лет. Не то, чтобы новая власть Крыма не впускала ее — сама не считает возможным ехать. Но бабушка, конечно, не виновата. В Национальном музее имени Тараса, нашего, Григорьевича Мария Куликовская в формате artist-talk рассказывала о проектах, над которыми сейчас работает, о темах, которые ее волнуют, а также о целях, которые она преследовала, выступив эксперткой МУХи-2019. Эта аббревиатура означает "Молодые украинские художники" — творческий конкурс, который раз в два года проводит Марина Щербенко, основательница Щербенко Арт Центра. Самое время сказать: "Как вы конкурс назовете — так он и…", ибо в искусстве всегда одним из главных достоинств было чувство меры. И речь не о золотом сечении, а о той мере вкуса, этики и эстетики, которая и отличает профанное от сакрального. Сиюминутное — от вечного. Мух — от котлет. А вот чтобы не было сомнений, где одно, а где другое, можно посоветовать заглянуть на персональный сайт художницы и посмотреть прямо на главной странице видео с Марией. Надо ли уточнять, что такое творчество тоже пользуется финансовой поддержкой государственного Украинского культурного фонда? *Среди последних проектов художницы — многочисленные перформансы, акции, хеппенинги, скульптурные и видео-объекты, такие как 254 (перформанс в Эрмитаже, Санкт-Петербург, 2014), White (перформанс под Крымским мостом, Москва, 2015), #onvacation (перформанс, Венецианская биеннале, 2015), Happy Birthday (перформанс, Галерея Саатчи, 2016), War and Pea $ e (перформанс, заминированный пляж, Мариуполь, 2016) и The Migrant Parliament of the Displaced: The Raft CrimeA (перформанс, Киев-Вилково 2016, Барселона 2017, Ливерпуль 2017, Вена весна 2018 и во время Недели беженцев, лето 2018 в Лондоне) и так далее.

Мухи и котлеты современной украинской художницы Маши Куликовской
© Украина.ру