Ещё
Названа основная версия убийства Шеремета
Названа основная версия убийства Шеремета
Происшествия
Жванецкого обвинили в спонсировании армии Украины
Жванецкого обвинили в спонсировании армии Украины
Общество
Пока вы не уснули: Россия и Франция взбесили Киев
Пока вы не уснули: Россия и Франция взбесили Киев
В мире
Почему разбился Ми-28
Почему разбился Ми-28
Происшествия

Война туристических выставок: всё как в «Игре престолов» 

Война туристических выставок: всё как в «Игре престолов»
Фото: TourDom
Самый драматичный период в истории туристических выставок пришёлся на вторую половину нулевых, когда компании ITE и «Евро-Экспо» — организаторы MITT и «Отдыха» — вели между собой конкурентную войну. Эта война посеяла смятение в рядах экспонентов, дезориентировала посетителей, обернулась для многих финансовыми потерями, перешла в затяжной судебный процесс… И завершилась наконец «худым миром», ради которого обе стороны конфликта пошли на болезненные для себя уступки. Как сказал Тирион Ланистер в финале «Игры престолов», «все недовольны — видимо, это и есть компромисс».
Весна раздора
Что же послужило причиной вражды? На этот счёт есть разные версии.
Одна их них заключается в том, что конфликт спровоцировала компания ITE, которая якобы несправедливо распределяла дефицитные площади на MITT. В частности, при подготовке мартовского форума 2005 года организаторы приняли решение поставить на улице временный павильон и расположить там стенды экспонентов, представлявших . Потому что в арендованных помещениях Экспоцентра не хватало места. Временным павильоном был шатер, напоминавший цирк шапито, вспоминает Ольга Хоточкина, которая во время описываемых событий работала в турфирме «Нева». Погода выдалась холодная и сырая, люди, которым пришлось работать на улице, начали болеть в первый же день MITT. И, конечно, они чувствовали себя униженными, оказавшись на выселках.
Действительно, многие были шокированы, подтверждает Виолетта Тулич, директор «Отдыха». Иностранцы получили в павильонах Экспоцентра достойные места, а под стенды России отвели времянку. На волне возмущения и появилась идея уже в следующем, 2006 году устроить альтернативную мартовскую выставку под названием «Интурмаркет» и провести её почти одновременно с MITT. Продвигала этот проект плеяда крупных туроператоров при горячей поддержке самого и его главы Владимира Стржалковского. Такова первая версия. Вторая — «Интурмаркет» был организован исключительно ради коммерции, а борьба за честь и достоинство «угнетённых» — только лозунг. «Просто некоторые влиятельные на туристическом рынке люди думали, что в выставочной сфере крутятся безумные деньги, и хотели перераспределить их в свою пользу», — уверена экс-директор MITT Ирина Кочеткова.
Примем ещё во внимание, что многие крупные клиенты — не только российские, но и иностранные — были недовольны ценовой политикой MITT. Тем более Экспоцентр, где проводилась выставка, тогда не отличался комфортом, экспоненты недоумевали, почему московский форум обходится им дороже, чем берлинский или лондонский. И это был аргумент в пользу создания альтернативы.
Чем бы ни руководствовались идеологи «Интурмаркета», они были настроены серьёзно. В качестве операторов выставки выбрали компании «Евроэкспо» и «Экспотур», директорами нового мартовского форума стали Виолетта Тулич и Ольга Хоточкина.
Выставка MITT в нулевых годах считалась недостаточно комфортной. Почему площади здесь стоят дороже, чем, например, в Берлине, удивлялись иностранцы. На фото: традиционная очередь на КПП «Экспоцентра».
Вот это церемонии!
Когда распространилась информация о появлении «Интурмаркета», туроператоры оказались в очень сложном положении. Меж двух огней.
Какую из мартовских выставок выбрать? Раскрученный MITT с на тот момент 13-летней историей и понятной эффективностью или же «Интурмаркет», о котором было известно только то, что его продвигает отраслевая власть? Этот вопрос оказался особенно острым для крупных игроков рынка, поскольку они были на виду у чиновников. Казалось немыслимым пропустить MITT, отдать насиженные места конкурентам, но и отказаться от участия в новом проекте, проигнорировав неофициальную рекомендацию Ростуризма, не хватало духу.
В результате многие сочли за лучшее в марте 2006-го участвовать в обеих выставках, которые следовали одна за другой. Возросшие расходы, двойные затраты времени и сил — всё это раздражало и вызывало протест. «Из двух зол выбрали оба», — так комментировали свои действия экспоненты форумов.
И вот выставочный марафон начался. На открытие «Интурмаркета» в «Крокусе» собралось невиданное в туризме множество статусных гостей. Первым выступал председатель , вслед за ним — полпред президента РФ в ЦФО , зампред Госдумы , сам глава Ростуризма Владимир Стржалковский и многие другие официальные лица, в том числе региональный представитель по Европе Луиджи Кабрини. «Какими же ВИПами блеснёт через два дня конкурирующая выставка?» — гадали зрители.
Церемония открытия MITT в Экспоцентре прошла скромнее. C приветственными речами обратились к гостям депутат Госдумы , тогдашний председатель комитета по туризму (кстати, столичные и федеральные турвласти в нулевых годах конкурировали за сферы влияния). Потом к микрофону вышел экс-посол Великобритании, и во время его выступления в зал стремительно ворвался . «Слава богу, успел!» — пронеслось среди присутствующих. Иосиф Давыдович, руководитель Комитета Госдумы по культуре, и стал главной фигурой мероприятия.
Появление «Интурмаркета» было открытым вызовом организаторам MITT. Вскоре они создали альтернативный «Отдых». Посмотрите, в каких образах предстали топ-менеджеры ITE-expo в журнале «Горячая линия. Туризм» в 2007 году.
«Интурмаркет» состоялся
Конечно, экспоненты сравнивали две выставки не только по уровню официоза на церемониях открытия. Людей из бизнеса в первую очередь интересовала коммерческая эффективность. И насчёт «Интурмаркета» у всех были сомнения, тем более что его организовали в «Крокус-Экспо», а этот выставочный центр был ещё совсем нераскрученным. По уровню комфорта он тогда превосходил Экспоцентр, но значительно уступал по транспортной доступности. «Как устроители „Интурмаркета“ заманят посетителей в свой „Крокус“ — за МКАД, где нет метро?» — вот был главный вопрос экспонентов. Организаторы с этой задачей справились: пустили бесплатные автобусные шаттлы от ближайших станций метрополитена, а иногородним гостям впервые предложили посетить выставку в формате «Профессиональный покупатель» (перелёт/переезд, размещение в Москве, деловая и развлекательная программы в одном пакете по специальной цене).
В результате новой выставке удалось сформировать свою посетительскую аудиторию, причём значительную часть её составляли турагенты, которые не приезжали на MITT. Туроператоры это уловили сразу, и на следующий год список экспонентов «Интурмаркета» вырос. Тем не менее за выставкой надолго закрепился имидж политизированного мероприятия, негласно финансируемого государством.
Ольга Хоточкина утверждает, что насчёт финансов — неправда. Частный проект, каким был и остаётся «Интурмаркет», просто не мог получать средства из госбюджета. Участие властей не выходило за рамки идеологической поддержки. Так что организаторы самостоятельно решали все проблемы становления и развития «Интурмаркета». Многие шаги давались с трудом, потому что для выставки был выбран очень сложный формат. Предполагалось, что она глубоко раскроет потенциал внутреннего туризма, а эта идея мало у кого в нулевых годах вызывала положительный отклик.
Владимир Стржалковский, в ту пору глава Ростуризма (на фото в центре), с гордостью показывал «Интурмакет» другим статусным гостям. И жёстко критиковал MITT за то, что для участников из России он дороже, чем для иностранцев.
Чукотка на проводе
«Мне не раз говорили прямым текстом, что в России отдыхают только лохи, — вспоминает Ольга Хоточкина, которая занималась привлечением отечественных экспонентов, в то время как Виолетта Тулич отвечала за иностранную часть. — Даже в регионах, которые сейчас воспринимаются перспективными по части туризма, люди на уровне местных властей думали, будто им нечего показать. Участие в выставке поэтому считали делом бессмысленным. А у многих не хватало денег на поездку в Москву».
Порой даже связаться с потенциальными экспонентами было очень сложно.
«Например, я долго не могла дозвониться на Чукотку, хотя учитывала разницу во времени и думала, что кто-то на том конце провода должен быть на рабочем месте, — вспоминает Ольга. — Однажды, в семь утра по Москве, Чукотка мне наконец-то ответила. «Извините, у нас мороз минус 48, никого на работе нет…» — «Ну, тогда хотя бы примите факс, пожалуйста». — «Невозможно, факс замерз, бумага с инеем вылезает. Вы позвоните через два дня, к тому времени должно потеплеть до минус 40, и, наверное, что-то заработает…» Трудно себе представить, но это было в XXI веке, всего лишь 13 лет назад.
Ольга Хоточкина — человек упорный. Она дозванивалась, предлагала, убеждала, искала вместе с экспонентами доступные и эффективные для них форматы участия в «Интурмаркете»… Она бросала в топку работы запредельное количество сил и личного времени, при том что в момент основания выставки у неё было трое детей, а сейчас шесть. По словам Ольги, в повседневной жизни она их практически не видела. К чему эти подвиги? Точно не ради денег. Тем более что золотые времена для выставок прошли, доходы были уже не те, что в 90-х и первой половине нулевых… Наверное, Ольга Хоточкина, как Виолетта Тулич и Ирина Кочеткова, тоже принадлежит к числу людей особого склада — тех самых увлекающихся трудоголиков, способных работать не покладая рук в основном из любви к искусству. «Бывало, после очередного „Интурмаркета“ говоришь себе: чтобы я… еще раз… да ни за что! Но проходит немного времени и возникает вопрос: если не ты, то кто? Никто. И ты снова идёшь и делаешь свою выставку, — говорит Ольга. — Такая вот странная дорога по спирали».
Вернёмся же в 2006-2007 годы. Итак, «Интурмаркет» состоялся. Взбаламутил рынок, породил массу интриг, но занял своё место в отрасли. Легко представить реакцию устроителей MITT. Уже в следующем году они пошли в контрнаступление — организовали туристическую выставку в сентябре, альтернативу «Отдыху». Многие наблюдатели расценили это как ответный удар за «Интурмаркет».
У Виолетты Тулич другое мнение: «Появление псевдо-»Отдыха» с «Интурмаркетом» никак не связано. Это была уже не первая попытка компании ITE сделать осеннюю выставку. В 1998 году они провели Holiday на ВВЦ, в 2004-м — MICE Russia, в 2006-м — Select Travel Expo. Все эти выставки канули в Лету. Но в своё время тоже смутили туристическую общественность».
Есть возражение. В перечисленных проектах была попытка применить другие выставочные форматы. Но при организации нового «Отдыха» в 2007 году компания ITE не сделала попытки отстроиться от конкурента и даже использовала тот же бренд, что и породило на рынке неразбериху.
«Отдых» против «Отдыха»
Не будем утомлять читателей деталями — дадим сюжет коротко, пунктиром.
Понадобится ввести в повествование ещё одного персонажа — австрийскую компанию MSI, которая была партнёром «Евроэкспо» по организации «Отдых/Leisure».
Как говорит Виолетта Тулич, роль MSI в проведении «Отдыха» всегда ограничивалась продажей 10-15% выставочных площадей зарубежным компаниям. То есть по сути это был коллективный организатор. А компания «Евроэкспо» заключала контракты с площадками, оплачивала их, организовывала застройку, рекламу и т. д.
Представители MSI, напротив, заявляли, что «Отдых» — её детище, а «Евроэкспо» с 1995 года была только оператором по организации мероприятия. И в 2007-м MSI расторгла контракт с «Евроэкспо» и передала все дела другому оператору — ITE (организатор MITT), который и взялся проводить «Отдых».
Так сентябрьская выставка раздвоилась, и начался хаос. Экспоненты не понимали, какой из двух «Отдыхов» настоящий: тот, что в «Крокусе», или тот, что в Экспоцентре? Некоторые по ошибке платили за участие не в той выставке, в какой хотели, а вернуть деньги было невозможно, в итоге расходы удваивались. Возникали неприятности с доставкой оборудования — часто выяснялось, что его завезли не туда. А главное из зол состояло в том, что были дезориентированы посетители: почему в рекламе привычной осенней выставки заявлены две разные площадки? Куда ехать?
Естественно, гостей недосчитались оба «Отдыха», экспоненты были недовольны эффективностью мероприятий.
«Наверное, большое счастье, что я в этом не участвовала. Бог меня отвёл», — говорит Ирина Кочеткова, которая на момент раздвоения «Отдыхов» по состоянию здоровья уже не работала в ITE.
Закопать томагавки
Тем временем «Евроэкспо» и MSI вели спор в юридической плоскости. Арбитражный суд г. Москвы встал на сторону «Евроэкспо», отклонив иск MSI о защите чести, достоинства и деловой репутации. В дальнейшем и логотип, который использовала компания ITE — «летящий человек», суд признал собственностью компании «Евроэкспо».
Битва титанов спустя несколько лет завершилась мирным соглашением между «Евроэкспо» и ITE. Организатором «Интурмаркета» остался «Экспотур», второй «Отдых» сохранился в истории.
В результате на рынке остались три выставки: MITT, «Отдых» и «Интурмаркет» — и каждая заняла свою нишу.
Новое время
Завершение большой конкурентной войны пошло на пользу всем. Но былые прибыли в выставочной сфере к этому моменту стали уже невозможны. Тучные нулевые прошли, туристическая отрасль уже находилась в кризисе, туроператоры, отельеры и другие потенциальные экспоненты активно резали косты. Кстати, многие сделали для себя неожиданное открытие: в крупных отраслевых выставках… можно и не участвовать. Коммерческие процессы от этого не пострадают, тем более что активно развивающиеся IT-технологии позволяют поддерживать и обновлять деловые контакты онлайн.
Оставался ещё страх навредить имиджу: было ощущение, что если твоего стенда не окажется на MITT или «Отдыхе», то пойдёт слух, будто ты либо уже банкрот, либо стоишь на краю финансовой пропасти. Но скоро и этот ограничитель отключился. Потому что один за другим терпели крах крупнейшие туроператоры, которые традиционно выходили на отраслевые форумы с грандиозными стендами: «Капитал Тур», «Ланта-тур вояж», «Нева», «Южный Крест», «Лабиринт»… Совсем недавно поражали воображение выставочным размахом и по-дружески поили коньяком в кулуарах Экспоцентра — и вдруг объявляли, что не могут выполнить обязательств перед полчищами туристов.
Итак, на фоне разнообразных потрясений и по мере технического прогресса в отрасли изменились ценности, традиции делового оборота, система коммуникаций. Перед организаторами профессиональных форумов встал вопрос: какими должны быть выставки, чтобы сохранять актуальность для бизнеса на перспективу?
Вопрос не разрешён до сих пор, и это, пожалуй, тема для отдельной статьи.
Видео дня. Жительницу Екатеринбурга заочно похоронили
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео