Войти в почту

Лакмусовый снег. Нижегородцы измерят качество власти по количеству снега на дорогах

Летящий лом на вертолете Об Иване Склярове, который был призван «мэрить» в Нижний Новгород из Арзамаса Борисом Немцовым в начале 90-х, было немало сказано и хорошего, и плохого. В основном принято ругать Склярова-губернатора, однако вряд ли кто сумеет обоснованно бросить словесный камень в Склярова-градоначальника, превратившего вчерашний серый закрытый «почтовый ящик» в современный, в буквальном смысле цветущий город, «третью столицу России», в перспективе – столицу Приволжья, где происходили события российского масштаба, где можно было увидеть Бориса Ельцина, встретить британских премьеров Маргарет Тэтчер или Джона Мейджора, запросто натолкнуться на улице на Ричарда Гира, Никиту Михалкова или Удо Диркшнайдера. После того как Скляров выпустил из рук мэрские скребок и лопату, стало особенно отчетливо ясно, как его не хватает. Сменивший Склярова в кабинете нижегородского серого дома Юрий Лебедев был скорее политиком, чем хозяйственником – и этого не скрывал. И команда Лебедева, под стать ему, «играла короля». Лебедев шел на штурм серого дома под неофициальным слоганом «Летящий лом не остановишь», – словно главной задачей было сломить, сломать существующую систему и круговую поруку власти, а потом продолжать с ней бороться, только уже в позиции и оппозиции «мэр – губернатор». Последним был как раз Иван Скляров. Едва ли не в первые дни мэрства Лебедева областной центр засыпали обильные, непролазные осадки, а наиболее на тот момент неординарная газета «Монитор» вышла с шапкой на первой полосе, принадлежавшей перу главного редактора Андрея Чугунова: «Летящий лом застрял в снегу». Это было не просто остроумное замечание: так впервые в нижегородском политическом пространстве возникло понимание, что снег – тема политическая. Возник вопрос: для чего люди идут во власть? И для чего вообще нужна эта власть? И какой хотят видеть свою власть сами люди? Собственно, у людей появилась уверенность, что власть, по крайней мере городскую, люди как раз видеть-то и не хотят: лучшая власть – это та, которая незаметно, в тиши, занимается городским хозяйством, добиваясь, чтобы оно функционировало как безотказный брегет, а не красуется на политическом подиуме. Впоследствии Лебедев многозначительно рассекал воздушное пространство над вверенным городом на вертолете, высматривая сугробы, метал оттуда громы и молнии, а в итоге все валили на технику, ее нехватку и несовершенство. Водителям автобусов и маршруток разрешили не соблюдать график движения: они и без разрешений никуда не успевали, продираясь сквозь снежные заносы, и передвижение в городе, и без того закупоренном пробками, стало и вовсе проблематичным. Заканчивал свое правление Юрий Лебедев под снегопад нескончаемых жалоб на благоустройство. В основном речь шла о наростах льда, завалах и опасных наслоениях снега. Прорубь во льду и снегу Вадим Булавинов, ставший главой города после Лебедева, стал своеобразным предтечей современного типа технократичного руководителя. Несмотря на то, что не чуждался пиара – встречался с Державиным и Ширвиндтом, катался с байкерами, купался на Крещение в проруби, – Булавинов вплотную занялся городским хозяйством и почти демонстративно вымарал политическую составляющую из понятия «мэр». Именно Булавинов первым публично заявил, что проблема не в технике, а в руководителях, и начал нещадно наказывать их рублем, а затем и увольнять за несоответствие. К примеру, в 2009 году главы Нижегородского и Советского районов областного центра были лишены премий именно за уборку снега (за ее отсутствие), а руководители дорожных предприятий этих районов расстались с креслами. В первой половине «нулевых» Булавинов, добиваясь, в общем, реальных результатов, одновременно заложил бомбу замедленного действия под городской бюджет, начав увеличивать ассигнования на благоустройство. В 2008–2009 годах на содержание дорог стали выделять денег вдвое больше прежнего: цифра в 500 миллионов рублей возросла до 1 миллиарда. Несмотря на то, что выросли и требования к коммунальщикам, открывшаяся лазейка не раз дала о себе знать впоследствии. Теперь «благоустроители» жаловались в основном не на технику, а на нехватку денег, которых просили все больше и больше. Уже через пять-шесть лет, в 2015-м, когда пост главы города непродолжительное время занимал Иван Карнилин, на зимнюю уборку дорог хотели 1,8 млрд рублей. Двуглавый олень, посеребренное копытце После Вадима Булавинова, для смещения с поста которого потребовалась целая хитроумная политическая комбинация, наступила новая эпоха. Главу города больше не выбирали нижегородцы – если бы это было так, у необычайно популярного в городе Булавинова, рейтингу которого неприкрыто завидовал сам Валерий Шанцев, не было бы конкурентов на выборах. Во-вторых, нижегородский олень с герба стал двуглавым: город теперь возглавляли двое – глава и сити-менеджер. Наконец, именно в бытность главой города Олега Сорокина и главой городской администрации Олега Кондрашова к заснеженной теме подключился глава региона. Снег, теперь уже словно по традиции, завалил улицы сразу после прихода двух Олегов к власти, как бы анонсируя нижегородцам не слишком удачное правление. Сити-менеджер кричал на подчиненных, а те сваливали собранный с грехом пополам снег, чтоб далеко не возить, прямо в городе – на Гребном канале, у парка Победы... Меньше миллиарда на уборку не просили. Однако на жесткие меры никто не шел: промелькнет сообщение о том, что, мол, Кондрашов требует разорвать контракт с компанией, отвечающей за снегоуборку в центре, помелькает да улетучится. Губернатор Шанцев, которого президент Дмитрий Медведев отчитал за компьютерную безграмотность, в одночасье обернулся блогером и, среди прочего, постил ядовитые комменты про снег в ЖЖ. Там же он в 2013 году сделал и первый шаг к тому, чтобы вмешаться в процесс непосредственно, посоветовав «двум Олегам» подходить к технологии снегоуборки с новой стороны и использовать для этого мобильные станции снеготаяния, а не валить кучи у нижегородцев под носом. После чего заставлять мэрию убирать их приходилось по суду, как это случилось впоследствии в 2015-м. Под конец «дуумвирата» Олегов губернатор Шанцев уже занимался снегоуборкой лично: инспектировал наличие пескосмесей, осматривал пресловутую технику, раздавал втыки и нагоняи, а снег все падал и падал. Антиснежные построения Появление в кресле градоначальника Владимира Панова также было омрачено сильным и непобедимым снегопадом. На уборку выделяли уже 2 миллиарда. Автомобилисты выстраивались в многокилометровые заснеженные «змейки». Горожане уже со знанием дела формировали «снежную оппозицию», организуя стихийный народный контроль. Они замерили толщину снежного убора – местами тот достигал в Нижнем 30-сантиметровой глубины. Панов объезжал улицы ночью, но впечатлениями не делился. Снег не сдавался: как-то за неделю на улицы обрушилось 85 % месячной нормы. Активисты подняли в Сети собственную пургу, со смаком выкладывая фотки особо впечатляющих снегонебоскребов, а один раз вытоптали по целине замечание: пора, что ли, вызывать в город Навального. Что характерно: надпись, которую, впрочем, уж давно растиражировали в интернете, уборщики в одночасье сгребли с асфальта – однако все снежное великолепие по близлежащим дворам и улицам даже не тронули! Владимир Панов предпринял в Сети собственную контратаку: в ноябре 2018 года был открыт портал «Антиснег», где красуется интерактивная карта города, по которой ползают спецмашины – за ними можно следить в режиме онлайн-игрушки. На портале можно зарегистрироваться и оставить заявку на уборку, а потом наблюдать за ходом ее выполнения. Осенью 2019 года снег выпал в Нижнем Новгороде 30 октября – и портал «Антиснег» тут же начал работу. Ни снега, ни показухи Снег выпал, но тут же и стаял, словно делая пробные пассы. Власти застыли в состоянии готовности: в этот раз перед снегопадом подчиненных встряхнул губернатор Глеб Никитин, предупредив, чтобы наступление зимы не стало для них неожиданностью. «Наступление зимы всегда вызывает некий стресс в системе муниципального управления. Отсюда и упреждающее внимание со стороны губернатора. Однако очень важно, что с прошлого года в Нижнем Новгороде появилась новая коммуникативная платформа между народом и управленцами – я имею в виду портал «Антиснег». Здесь находят разрешение наиболее острые вопросы, задаваемые горожанами. Платформа позволяет синхронизировать запросы горожан и ресурсы города, раньше такая синхронизация была слабой. Сегодня запросы горожан могут выполняться более оперативно, если, конечно, на это хватает ресурсов», – поделился мнением с «ФедералПресс» заведующий кафедрой философии и политологии Нижегородского института управления Российской академии народного хозяйства и государственного управления при президенте РФ Андрей Дахин. Дахин считает, что чистота – это действительно показатель состоятельности власти. Неважно, о чем идет речь: об очистке улиц от снега или от мусора. С ним согласен и профессор национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ВШЭ) в Нижнем Новгороде Сергей Кочеров: «В России уборка снега действительно является одним из измерений качества власти. Как это ни смешно, но это так». «Снег стал в Нижнем Новгороде мерилом качества власти, потому что его трудно победить бумажным пиаром. Сколько ни рапортуй об успехах, стоит посмотреть в окно, выйти на улицу – и увидишь правду у себя под ногами. Ничто лучше кристально чистого снега не покажет: власть может быть незаметной – заметными должны быть результаты ее работы. Именно чистота снежного покрова отделяет реальную работу от мнимой. А его обилие дает чиновникам возможность сдать экзамены на профпригодность, на состоятельность. На право и привилегию заниматься той работой, которую ждут от представителей власти нижегородцы: ни они, ни снегопад ни показухи, ни фальши не любят», – считает политолог и журналист Ирина Бирюкова. Не исключено, что очередной снежный апокалипсис на дорогах и улицах Нижнего Новгорода может стоить кому-то должностей. «Увольнения возможны, только не сегодня, а где-нибудь в январе-феврале. Точнее сказать, если тот или иной чиновник не справится с уборкой снега, это может послужить поводом для отставки, ни никак не главной ее причиной. В сложившейся на сегодняшний день системе власти личная лояльность подчиненного по отношению к руководителю слишком часто оказывается более приоритетной, чем выполнение подчиненным своих непосредственных функциональных обязанностей. Если, конечно, даже лояльный подчиненный не доведет население до белого каления своими действиями. А так все зависит от личного отношения вышестоящего начальства к конкретному руководителю», – прокомментировал ситуацию Сергей Кочеров. А Андрей Дахин полагает, что жесткие решения могут быть только в случае возникновения кризисных ситуаций. «Настрой наказать может быть, но думаю, что резкие кадровые решения мы вряд ли увидим, по крайней мере в краткосрочной перспективе. Жесткие решения возможны, наверное, только если действия на местах приведут к каким-либо кризисным ситуациям. Тогда могут быть и увольнения, но и то на уровне исполнителей, а не руководства. Я не думаю, что будут включаться жесткие механизмы решений, скорее поменяют настройки в механизмах исполнения тех или иных задач». Фото: Наталья Егошина / ФедералПресс

Лакмусовый снег. Нижегородцы измерят качество власти по количеству снега на дорогах
© РИА "ФедералПресс"