Войти в почту

Омский латышский стрелок. Как Пётр Зутис запускал трамвай и строил город

В 1917 году Ленина и большевиков поддержали латышские стрелковые полки, созданные для участия в боях Первой мировой войны. Они и охраняли вождя революции, и стали одними из первых воинских частей, стоявших у основания Красной армии. И органов госбезопасности. Колоритной персоналией является Пётр Петрович Зутис. Это один из первых чекистов революционной России, он в Омске служил в губчека, затем учился, стал инженером-строителем. Был начальником управления коммунального хозяйства города, а с 1936 по 1962 возглавлял Омскгражданпроект, совмещая какое-то время должность главного городского архитектора. Он принимал активное участие в составлении генерального плана застройки города. Был организатором и одновременно начальником строительства трамвая первой очереди. А во время Великой Отечественной войны руководил работой по размещению эвакуированных предприятий, проектированию жилья и инфраструктуры. С 1962 года Зутис персональный пенсионер союзного значения. Только дома ему не сиделось, работал начальником проектно-сметной конторы областного объединения «Сельхозтехника». Судьба чекиста Работу о Петре Петровиче Зутисе опубликовали в №3 «Вестника архивиста» два омских историка Алексей Сушко и Дмитрий Петин. Они отмечают, что в исторической науке сегодня наблюдается антропологический поворот, а именно, всё чаще учёные занимаются биографическими исследованиями, где масштабная история преподносится сквозь призму жизни отдельно взятого человека. Пётр Петрович Зутис родился 26 марта 1897 года в усадьбе Олынь Кечийской волости Рижского уезда Лифляндской губернии (сейчас Латвия). Его отца, учителя, лишили права преподавать за революционную деятельность. И тот вынужденно стал безземельным крестьянином, работал по найму на хуторе. Пётр окончил народное училище, и до 1913 года помогал отцу. Затем уехал в Ригу учиться дальше. Наряду с родным языком он выучил русский и немецкий. В августе 1915-го добровольно ушёл на Первую мировую войну. Воевал на Северо-Западном фронте в 1-м Усть-Двинском Латышском стрелковом и 20-м Финляндском драгунском полках. В боях под Ригой был дважды ранен, отравлен газами. Его храбрость оценили, вручив за проявленное мужество Георгиевские кресты IV и III степеней и чин младшего унтер-офицера. Как бы сейчас написали в характеристике, пользовался авторитетом. В 1917 году его выбрали членом полкового суда. В это же время он вступает в партию большевиков. И уже в ноябре в составе полка латышских стрелков Зутис охраняет Смольный. С 14 апреля 1918 года он служит в РККА, участвует в подавлении мятежей, а в января 1919-го его переводят в штаб Восточного фронта. Зутис воюет с Колчаком, а после боёв под Уфой его представляют к ордену Красного Знамени. Он поступает на службу в Особый отдел и выполняет разведзадания в белом тылу. На некоторое время его откомандируют в Москву, в ВЧК, к самому Дзержинскому. В числе других чекистов Зутис охранял VII Всероссийский съезд Советов, где выступал Ленин. На тот момент съезд был высшей властью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. В 1920 году Пётр Петрович едет в Омск на службу в губчека. Как пишут историки, «для успешной работы в чекистском ведомстве все складывалось благоприятно: латыш (для большей части населения РСФСР в те годы слова «латыш» и «чекист» были синонимами), член РКП(б), смелый, решительный, с боевым и чекистским опытом. Он пользовался доверием коллектива». Правда, служба не задалась, как сам писал потом в мемуарах, с начальником, что называется, не сошлись характерами. Как бы то ни было, в 1922 году из ГПУ он ушёл. Но остался в запасе. Путь в инженеры С января 1923 до февраля 1926 года Зутис стоял во главе системы исполнения наказания региона. Позже появится ГУЛАГ, но бывшему латышскому стрелку повезло, если можно так сказать. Он серьёзно болен, в 1925 году ему ставят диагноз – неврастения в тяжёлой форме и туберкулёз лёгких. Даже в мирное время чекисты работали в условиях жуткого стресса, многие из сотрудников вспоминали, что зачастую находились на работе по несколько суток. Было от чего заболеть. Любопытна характеристика, которая была дана Зутису в те годы: «Марксистской систематической подготовки не имеет. Занимается самообразованием. Политически развит недостаточно. Устойчив, организаторскими и административными способностями обладает. Туберкулёз – нервное состояние отражается на его выдержанности». И как особую способность выделяют умение «ориентироваться в обстановке, делать хороший подбор работников». Потом это пригодится Зутису-руководителю. С 1926 по 1933 гол он работает на железной дороге в управлении стрелковой охраны. В период коллективизации Зутиса отзывают из запаса, но начальству кажется, что тот особого рвения не проявил. Его исключают и из запаса. Ещё в 1930 году он поступил учиться на инженера-строителя в институт железнодорожного транспорт, совмещая учёбу с должностью замруководителя вуза. Три года (1933- 1936) возглавлял коммунальное хозяйство Омска. В апреля 1936 года он стал начальником областной проектной конторы, в которой он проработает свыше четверти века. Эту свою должность он совмещал с постом главного архитектора города. Благодаря Петру Петровичу Зутису в 1936 году в Омске пошёл первый трамвай. Жизнь Омска Умение подбирать команду, чутьё, опыт – вот что сделало этого человека лидером и руководителем. Для этого надо быть психологом и отменным организатором. «От его компетентности и творческих способностей зависело развитие города. Руководство не раз под личную ответственность поручало ему важные проекты», - пишут Алексей Сушко и Дмитрий Петин. Он выступал за зелёное строительство и за малые архитектурные формы. От Омска Зутис принял участие в 1-м Всесоюзном съезде архитекторов. То был 1937 год. Из партии его исключили, причём, за хороший отзыв об арестованном председателе горплана. Перед войной Зутис получил год исправительных работ за нарушения финансовой дисциплины. Причём, из зарплаты у него удерживали 25% в пользу государства. В 1939 году Пётр Петрович разработал и представил генеральный план Омска, который упорядочивал в городе стихийную застройку. Учтены были в этом плане и промышленные площадки под будущие предприятия, и многоэтажное домостроение и архитектурно-художественное оформление набережных, мест отдыха. Например, 22 июня 1941 года первых посетителей должен был принять центральный городской сад. Только почти ничего не успели – грянула Великая Отечественная война. Про мирные стройки забыли, началось мощное и форсированное промышленное строительство, в котором Пётр Петрович Зутис также принимал участие. Проектировщики Омска тогда выполняли изыскания под новые заводские площадки и взлётные полосы, разрабатывали проекты под оборонные производства и госпитали, цеха, жильё для эвакуированных в тыловой город промышленных предприятий. После войны Зутис активно занимался общественно-партийной работой, будучи в течение 30 лет депутатом Омского горсовета, членом горкома и райкома КПСС. Часто встречался с молодёжью. И как революционер, и как ветеран-чекист. Он награждён орденами и медалями. Историки в своей работе цитируют характеристики, которые пишут на человека для наградных отделов. В этих документах упоминаются и объекты, которые были спроектированы под руководством Петра Петровича. Это и жилой массив в районе улицы К. Маркса, Дворец культуры в Октябрьском округе, теплично-парниковый комбинат № 1, телецентр. Проведены основные работы по теплофикации Омска. Есть в перечне наград и медаль за освоение целинных и залежных земель – построено шесть совхозов и три МТС. В Таре появился питьевой водопровод. Всего и не перечесть. Больницы и школы, дома культуры и кинотеатры, комбинаты. Позже добавляются жилые микрорайоны в городке Нефтяников, их застройку также планировал Зутис. С 1962 года он уходит на пенсию, конечно, просто так сидеть не стал, и почти до смерти работал. Умер 29 июля 1977 года. Его именем хотели назвать одну из улиц, но не получилось. В 1987 году был выпущен почтовый конверт.

Омский латышский стрелок. Как Пётр Зутис запускал трамвай и строил город
© АиФ-Омск