Войти в почту

Песнь про Авдотью. Музыкант – о русских былинах и австралийских мифах

В минувшие выходные с музыкальной программой в Сургуте выступил автор и исполнитель из проекта «Sage» (Екатеринбург) – Евгений Толстых. На фестивале этнической музыки «МОХ» прозвучала русская былина про Авдотью Рязаночку, которая, по легенде, спасла из ханского плена своих родных: сына, мужа и брата. Музыкант играет на духовых инструментах, в основном, на диджериду в сопровождении электронной музыки, но в его арсенале есть и пластиковая труба... А перед концертом с Евгением Толстых о его творчестве поговорила наш корреспондент. Звучат трубы Лариса Славная, «АиФ-Югра»: Евгений, вы умеете извлекать самые разные звуки из своих инструментов, но на сцене вы исполняете и тувинское горловое пение, и русский фольклор. Скажите, как в вашем репертуаре появились старинные русские песни и былины? Евгений Толстых: Старинные песни собирать сложно, ученые специально для этого организовывают экспедиции. Мы создаем музыку в современной обстановке и это оказывает влияние на исполнителей. В России много этнографических коллективов, и когда я слышу песни, которые они поют, то понимаю, как я бы спел ту или иную. В моем репертуаре есть несколько старинных русских песен. Еще мне интересны жанры северного фольклора, к примеру, плач. В Архангельской области он звучал и на свадьбах, и похоронах. А свадебный обряд имеет два настроения – радость и грусть... Но не только русская музыка мне интересна. Несколько лет назад мне удалось поучаствовать в постановке Театра «Солнце» из Ханты-Мансийска «И дольше века длится день» – по произведению Чингиза Айтматова. Они обратились ко мне, чтобы включить живое звучание диджериду в свой спектакль. - Расскажите об инструментах, на которых играете. - Диджериду – традиционный австралийский инструмент. В традициях этих культур нет сцены как таковой и зрителей тоже нет, а все, кто присутствуют, включаются в процесс танца или другого ритуального действия. Австралийские племена в течение тысячелетий проводили ритуалы с использованием диджериду для погружения в особое состояние, которое называется «переход к времени сновидений», то есть к тому времени, когда их предки создавали этот мир, и память об этом сохранилась в мифах и легендах. Но для меня главное – звук и музыка. И на концертах по-разному происходит: более классический вариант, когда люди сидят и слушают. А на фестивалях, на больших площадках, люди ждут более ритмичной музыки, чтобы подвигаться. Мне нравятся разные площадки, чтобы пробовать различный музыкальный материал. У меня есть еще два духовых инструмента, кроме диджериду, пластиковых. Техника игры на них похожая, но разный звук получается, и совсем другое настроение возникает. В Австралии люди используют для своих инструментов эвкалипт с полой сердцевиной. У аборигенов вообще другой взгляд на вещи, чем у западных людей. А сейчас мастера, в том числе российские, изготавливают эти инструменты из разных пород деревьев. Диджериду, на котором я играю, сделали из клена. Музыка вне границ - Евгений, вас часто приглашают на фестивали, вспомните свой первый приезд в Сургут. И какой самый масштабный фестиваль, на котором удалось побывать? - Одно из первых посещений вашего города – в 2016 году на фестивале «Нулевой причал». Было интересно. А самый масштабный, пожалуй, Boom Festival, он прошел в Португалии в прошлом году. Этот фестиваль в Европе известен так же, как Burning Man в Америке. Но если там арт-фестиваль для художников и скульпторов, то здесь в течение 7 дней играет электронная психоделическая музыка, создана своя, особая атмосфера. И у людей есть возможность выйти за пределы своего обычного восприятия за счет ярких впечатлений от эстетики арт-объектов и музыки.

Песнь про Авдотью. Музыкант – о русских былинах и австралийских мифах
© АиФ Югра