Ещё

Опять двадцать пять: «Ростов официальный» отмечает юбилей 

Опять двадцать пять: «Ростов официальный» отмечает юбилей
Фото: Rostof.ru
Осенью этого года «Ростову официальному» исполняется 25 лет. Первый номер вышел в год 245-летия города, в 1994 году. Решение издавать тогда ещё не городскую газету, а бюллетень местного самоуправления приняла городская первого созыва.
За четверть века мы выпустили 1304 номера. Мы писали о работе Гордумы и администрации города, истории и развитии Ростова, ростовчанах и их достижениях, жизни горожан и проблемах, которые их волнуют, кино, театре и путешествиях, о смешном и грустном, серьёзном и не очень…
Листая подшивки старых газет, можно узнать, как живётся человеку без паспорта и «что рисует обезьяна в ожидании банана». Увидеть джазовый фестиваль глазами престарелого панка и заблудиться в . Прочитать три письма про одни штаны и стихотворения-картинки. Познакомиться с «электрическим колдуном» и режиссёрами собственных снов. И даже увидеть «чудеса надземные и подземные». И за каждой статьёй — целая история! О том, какой была газета в разные годы, мы решили спросить журналистов и редакторов, которые работали в «Ростове официальном». Благодарим их за эти тёплые воспоминания, а ещё хотим сказать спасибо вам, наши читатели. За то, что читали и читаете нашу газету. Для нас это очень важно, и мы ценим это.
"Я был волен делать что угодно"
Андрей БЕРЕЖНОЙ, главный редактор журнала «Нация»:
— В «Ростов официальный», дай бог не соврать, я пришёл в 2000 году и отработал в газете около полутора лет. Да, точно в 2000-м: помню, как делали номер к миллениуму, я с женой (она была менеджером по рекламе в «РО») просидели несколько дней в публичной библиотеке, перечитывали ростовские газеты за 100 лет! Зато потом весь номер «Ростова официального» «украсили» новостями за 1900-й, 1910-й, 20-й и так далее годы. Помню, например, такую новость из 1910 года: ростовские полицейские устроили облаву на дом фальшивомонетчиков в Нахичевани, но подобраться к сундуку с печатным станком сразу не смогли — его охранял медведь на цепи.
В «Ростов официальный» я ушёл из местных «Аргументов и фактов». Ушёл вслед за , в «АиФе» он был зам главного редактора, в «РО» — главредом. И он, и я уходили за большей свободой, хотелось чего-то нового. Мне было 23 года.
Я благодарен Горбачёву. В «АиФе» были довольно жёсткие рамки по темам, стилю написания. В «Ростове официальном» я волен был делать что угодно. Я занимался криминальными темами, вёл рубрику «Спецрепортёр» (делал репортажи из самых разных мест — от скорой психиатрической помощи города до старообрядческой церкви) и писал о футболе под псевдонимом Евгений Кронштейн — и в этой ипостаси получал иногда антисемитские оскорбления в (бумажных) письмах: мол, такой-сякой, не трожь наш донской футбол.
Это был один из самых дружных коллективов, в которых мне доводилось работать. Мы и работали, и отдыхали все вместе. Помню, на 8 Марта, желая удивить женскую часть газеты, договорились с театром Горького и взяли у них костюмы: Василия Ивановича и Петьки, поручика Ржевского, Штирлица и Мюллера, — то есть самых известных героев анекдотов. Сначала устроили капустник в редакции, а затем вывели женщин на Большую Садовую, к магазину косметики «Ландыш». Там в те времена для привлечения покупателей в витринах танцевали девушки. Мы заранее договорились с директором «Ландыша» и заменили танцовщиц. Если бы в начале 2000-х уже были телефоны с камерами, мы бы, конечно, взорвали ютьюб. Но и без этого собрали большую толпу зевак.
За что я благодарен «Ростову официальному»? За то, что моя работа там: мои темы, мои герои, то, какими они получатся на бумаге, — зависело только от меня. В газете была высокая степень свободы. Мы все были молоды, полны энтузиазма, не до конца понимали, что и как нам делать — и поэтому иногда (смею надеяться, нередко) у нас получалась действительно замечательная газета.
«Каждый был на своём месте»
, сотрудник компании-застройщика микрорайона Суворовский:
— Я работал в «Ростове официальном» в самый продуктивный период: с 2001 по 2008 годы с небольшими «командировками» в администрации города и области.
Как попал в редакцию? Я тогда решил вернуться в журналистику, почитал все местные газеты и выбрал ту, которая мне подходила по жанрово-тематическому разнообразию. Взял с собой материал какой-то и пошёл общаться с редактором Сергеем Горбачёвым. Мальчика с улицы сразу приняли, материал вежливо отправили в корзину, но предложили попробовать поработать внештатником месяц. Тогда готовился спецвыпуск ко Дню строителя, и навалилась куча рекламных материалов, по две-три встречи в день с последующим согласованием с заказчиком. В общем, уже через пару недель взяли в штат.
У газеты есть своего рода родовая (простите за тавтологию) травма. С одной стороны, на том этапе слово «официальный» в названии отпугивало потенциальных читателей — любителей всякой желтухи, и настраивало на то, что издание заточено на официоз и «застёгнуто на все пуговицы». Но в тоже время нам удалось этот минус обернуть в плюс и поднимать ряд вопросов, например, научного сообщества, какие разработки в городе ведутся. Опять же, статус официальности позволял попадать на различные интересные мероприятия, например, меня пригласили на приём посла в , и я там сделал эксклюзивное интервью одновременно с мэром Ростова и лорд-провостом нашего побратима . На том этапе сложилась команда, где каждый был на своём месте и давал материалы по темам, которые потом начинали разрабатывать и местные, и федеральные издания. Вообще кто-то из сотрудников тогда обрисовал нашу аудиторию пословицей «Тысяча мышей не заменит одного слона». Может, у нас было меньше читателей, чем у остальных газет, но это были люди думающие, интеллигентные, которые всегда давали обратную связь, подсказывали интересные темы, а не жаловались, что у них воды нет. Однажды мне принесли архивные материалы про одноклассника Маяковского, который был незаслуженно забыт. Человек сидел в архивах КГБ, всё это разыскал, скопировал и принёс со словами, что только в вашей газете об этом могут написать достойно. Когда появилась интернет-версия, писали даже из .
Лучше всего отношения с властями города тогда описал редактор: «Администрация — это большой, мощный, тяжело вооружённый танк, который уверенно движется к цели. А мы такая маленькая мобильная машинка, которая заезжает вперёд, вбок, вокруг кружится и разведывает обстановку».
Коллектив — это были «монстры». , Гарри Лебедев, , Наталья Зограбян. Продолжая военные аналогии, это были тяжёлые бомбардировщики, а мы эскадрилья истребителей, которые и прикрывали, и разведывали.
Работа в «Ростове официальном» дала мне простое человеческое счастье. И сделала из меня профессионала.
«Мы — журналисты той эпохи»
Флория Ивановна НЕТРЕБА, на пенсии:
— Когда я приехала в Ростовскую область из Казахстана, у меня уже был большой журналистский опыт. В «Ростов официальный» я пришла после работы в газете «Новая городская» и проработала здесь около шести лет. Сначала была завотделом, а после — заместителем и даже и. о. главного редактора. У нас был очень хороший коллектив. Один из лучших, с которым мне довелось работать в Ростове. Даже не коллектив, а одна большая семья. Конечно, в работе всякое было: мы могли и поспорить на планёрках, обсуждая какую-то тему или материал, иногда доходило чуть ли не до рукопашной, — смеётся, — но, тем не менее, мы относились друг к другу очень тепло и нежно. И до сих пор мы дружим и по возможности встречаемся.
Редактором тогда был Иван Иванович Селедцов. Он всегда относился к нам и ко всем нашим творческим порывам с большим пониманием. Возможно, какие-то темы были ему не близки, но он доверял нам и всегда стремился к тому, чтобы газета была интересна в первую очередь читателям. Тогда в редакции работали журналист Сергей Петрович (он писал такие тексты, что мы могли только позавидовать, — в них были и глубина, и острота, и свой особенный стиль), рок-музыкант, журналист и литератор Валера Посиделов. Его материалы всегда вызывали споры, но были очень увлекательными. (Валерий Посиделов, помимо прочего, вёл в «Ростове официальном» рубрику «Посиделки». Это были интервью с известными людьми. Или не известными, но интересными. — Прим. «РО».)
Я всегда очень любила журналистскую работу. До сих пор помню многие свои материалы и героев, о которых писала. Тогда у нас, журналистов той эпохи, ценилась очерковость. Однажды я предложила редактору написать о родителях наших сотрудников. Мне всегда был интересен каждый человек. Так появились материалы о маме фотографа Василия Дерюгина, которая несколько десятков лет жизни посвятила работе с детьми в школе для глухонемых, маме Саши Шаповалова, которая в качестве журналиста ездила на войну в Чечню, папе Ивана Костенко, который переехал в Израиль, и т. д.
Со многими героями публикаций у меня сложились очень тёплые отношения, и мы продолжали общаться. Как и с некоторыми читателями. Дело в том, что в те годы я начала вести в газете рубрику «Нам пишут, нам звонят». Ростовчане обращались к нам со своими вопросами и проблемами, и мы всегда старались им помочь. Нам сообщали о неотремонтированных дорогах, открытых люках, не вывезенном мусоре, прорванных трубах… И ни одно обращение не осталось без ответа. Надо сказать, в то время газетное слово имело большой вес. Своими публикациями мы привлекали внимание городских служб ко всем проблемам и главное — получали ответы о том, какие из них уже удалось решить. Их мы тоже публиковали в газете.
Были в работе и курьёзные истории. Вот одна из них. Помните, одно время были очень популярны гороскопы? И мне поручили составлять гороскоп на неделю для всех знаков зодиака. Я знала, кто из сотрудников редакции — Козерог, кто — Лев, кто — Дева и т. д., и писала астрологический прогноз для каждого из них. Дошло до того, что коллеги сами стали просить меня, в шутку, конечно, чтобы звёзды пообещали им встретить свою любовь, например, или отправиться в неожиданное путешествие, или получить положительный результат в каком-то деле. Говорили: «Напишите, чтобы сбылось». И, знаете, сбывалось!
«Понедельник начинается в субботу»
, главный редактор 161.ru:
— В «Ростов официальный» я попал достаточно интересно. Это было примерно в 2001 году, мне было 26 лет. Я работал фотографом в газете «Жизнь». Мне позвонил Александр Корсунский, достаточно известный тогда фотограф, и сообщил, что уходит из «Ростова официального» и предложил мне пойти туда. «Жизнь» выходила три раза в неделю. График был очень жёстким. А «Ростов официальный» — один раз в неделю. Там было спокойнее, и я пошёл.
Но на самом деле, у меня с «Ростовом официальным» сложился такой небольшой роман. Дело в том, что я пробовал устроиться к ним за два года до этого. Главный редактор Сергей Горбачёв дал задание снять фото для обложки, которое было бы «вау» и могло впечатлить.
Фотографию пошли делать с другом, художником . Я придумал забавную историю: он забирает ребёнка из роддома, а в свёртке оказывается кот. Я пытался Сашу с этим котом сфотографировать, но особо ничего не вышло, да и Сергею фото не понравилось совсем.
Но в итоге я пришёл в «Ростов официальный». Там фотографировал и начал писать с подачи Сергея Горбачёва. По моим ощущениям, это был самый мощный период «Ростова официального». Там была звёздная команда: Александр Сидоров, он же Фима Жиганец, Наталья Зограбян, Александр Толмачёв, Иван Костенко и другие.
Это было похоже на «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Была команда, люди, которым работать в кайф, и у них можно было учиться. В редакции была дружеская весёлая атмосфера. Ощущение творческой свободы. Для меня как для фотографа находились весёлые задачи, потому что тогда я снимал в основном на плёнку, цифровые фотокамеры только начали появляться.
Это было время, когда рулила «Аська» и были большие ламповые мониторы. Тогда в нашем городе было не так уж и много именно ростовских «толстушек». А это была толстенькая газетка с интересными текстами, в ней чувствовалась мысль.
«В подвале ничего не складывали»
Иван СЕЛЕДЦОВ, гендиректор «Аргументы и факты Ростов-на-Дону»:
— С 2003 года по июнь 2007 года я был директором — главным редактором «РО». Попал в редакцию случайно. Был вопрос о смене редактора, меня предложили. И я согласился. Ушёл потому, что мне предложили стать генеральным директором «АиФ-на-Дону», и только поэтому.
Когда я пришёл, большая часть коллектива по некоторым причинам разбежалась. Журналистов я набирал по новой, но сработались мы хорошо. Были хорошие журналисты, которые умели и найти проблему, и обработать, и подать её. Из этого поначалу разношёрстного коллектива получился достаточно дружный с хорошей рабочей атмосферой.
Я хорошо запомнил: в редакции был огромный подвал, и он был завален газетами. Тираж тогда был в пределах 1,2-1,4 тысяч. Экземпляров 300 раскидывали по учреждениям, а всё остальное складывали в подвале. За три года мы подняли тираж газеты до 8,5 тысяч, если память мне не изменяет, завели розничную продажу и подписку. В подвале ничего не складывали, заметьте. Газета продавалась.
Я всю жизнь не любил стенгазеты, которые пели осанну тому, кто их писал. Я понимал, что нужно придать некоторую справедливую, объективную направленность контенту в газете. И это получилось, он был воспринят. Мы поменяли шпигель (участок сбоку от заголовочной части газеты. — Прим «РО».) и завели совершенно новые рубрики. С первой полосы и до предпоследней газета рассказывала о проблемах города, о том, как живут люди. Мы сделали «Панораму дня», две полосы почти полностью состояли из проблем. И на первой я сам вёл колонку по городским проблемам.
Отношения с властью были вполне рабочими, конструктивными. Я ходил к мэру на планёрки, там хорошо подпитывался и подпитывал газетчиков. Самый примечательный факт из работы газеты той поры — собрались главы районных администраций и излагают мэру проблему:
— Как же так, наша городская газета критикует нас по всей лопатке? Что делать?
— Как что делать? А что там не так? — спрашивает он.
— Да вот она нас критикует, — говорят главы.
— Если вы считаете, что неправильно, вон главный редактор сидит у нас на планёрке, пожалуйста, скажите, ему в открытую, и вы знаете адрес редакции. Ноги в руки — и туда, — ответил Чернышов.
Главы администраций поморщились — и ничего не сказали. На этом проблема была исчерпана.
«Это была творческая лаборатория»
Александр СИДОРОВ, он же Фима ЖИГАНЕЦ, писатель, журналист, филолог:
— Я уже был на пенсии и работал собкором в московской газете «Сегодня», когда меня позвали в «Ростов официальный». Это было в 2001 году. Сначала сомневался, можно ли совмещать, но меня заверили, что без проблем можно работать удалённо, писать время от времени. И я согласился. Оказалось, что главный редактор Сергей Горбачёв меня знал. К тому времени было уже много моих изданных книг на тему криминала.
Буквально на второй день моей работы в этой газете был чей-то день рождения. Отмечали во внутреннем дворике на Шаумяна. Там стоял большой стол, жарили шашлыки. И Сергей назначил меня тамадой — это было моё боевое крещение.
Обстановка в газете была фантастическая, творческая. Профессионализм ребят был очень высоким. Стремились, чтобы каждый заголовок был убойным, броским, отвечал содержанию. Конечно, многое зависело от редактора. Помню, я как-то освещал митинг, связанный с пенсиями или зарплатами. Собралась вся оппозиция. Рядом с выступающими стоял парень от общества глухонемых и переводил их речь на язык жестов. Он тоже попал на фото. Когда мы обсуждали с редактором текст, он поинтересовался, что это за парень. Я объяснил, а он и говорит: вот же заголовок — «Глухонемой глас народа». Были и совершенно забойные заголовки, которые в других газетах, наверное, не прошли бы. Например, «Болел ли мамонт геморроем» — заголовок материала на тему раскопок.
Многие материалы в газете были очень смелые, творческие. Я понимаю, что редактор принимал на себя массу ударов, но журналисты ничего этого не чувствовали, и мы писали, как сумасшедшие. Я ездил в Новошахтинск, Шахты разбирать проблемы предприятия «Ростовуголь», писали критику о . Мне кажется, что названию газеты недоставало приставки «не». Потому что с официозом ничего не было связано.
Несмотря на необыкновенную свободу для творчества, в «Ростове официальном» была чёткая стратегия, тактика и постановка задач. Я видел, как люди растут, как редактор легко и аккуратно их направлял. К каждому человеку он подходил индивидуально, старался по максимуму раскрыть творческий потенциал каждого. Это была такая творческая лаборатория. У журналистов всегда было желание показать, на что они способны, на какое задание бы не шли.
Интересные цифры и факты
Раз в месяц — с такой периодичностью выходили первые номера «Официального Ростова». Именно так бюллетень назывался первые три номера, и только с четвёртого два слова в названии поменялись местами.
100 рублей — столько стоили первые выпуски «Официального Ростова».
Первый номер был отпечатан тиражом 5 тыс. экземпляров. Но тираж следующих двух номеров был уже вдвое больше. Сегодня тираж «Ростова официального» — 20 тыс.
Первым редактором бюллетеня был . Он руководил изданием до 2000 года. Как вспоминает депутат Гордумы , именно Дмитрию Котикову, который тогда был руководителем пресс-службы главы администрации города, принадлежит идея назвать периодическое издание «Официальный Ростов».
9 — столько редакторов сменилось за 25 лет работы «Ростова официального». 5 из них — мужчины.
2001-й — в этом году «Ростов официальный» стал газетой.
23 года — столько в этом году исполнилось самому молодому сотруднику редакции.
Ё — буква, которую встретишь на страницах не многих газет. А «Ростов официальный» еЁ печатает. Но, правда, было несколько исключений.
5 — столько журналистов сейчас работают в редакции «Ростова официального».
«Серебряный век донской столицы» и «Я родом из войны» — так называются книги, написанные в разные годы журналистами «Ростова официального».
Сегодня, как и 25 лет назад, только у нас, в «Ростове официальном», можно найти приложение, в котором печатаются решения городской Думы и постановления администрации города.
В первом номере «Официального Ростова» на 16 полосах впервые был опубликован бюджет Ростова. А помимо него — программа Дня города (она, кстати, практически не изменилась: концерты, народные гуляния, поздравление мэра, праздничный фейерверк), телефоны аварийных служб, ответы главы администрации, его заместителей и начальников управлений на вопросы ростовчан о транспорте и связи, соцзащите и строительстве, школах и детских садах — горожан во все времена волнуют одни и те же вопросы.
Видео дня. Тарзана пригласили поработать с «элитными телками»
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео