Ещё
Стрельба в колледже: появились подробности трагедии
Стрельба в колледже: появились подробности трагедии
Криминал
Пугачевой посоветовали больше не выходить на сцену
Пугачевой посоветовали больше не выходить на сцену
Шоу-бизнес
Стало известно о состоянии пострадавших в колледже
Стало известно о состоянии пострадавших в колледже
Криминал
«Каждую неделю кто-то умирал от передоза»
«Каждую неделю кто-то умирал от передоза»
Криминал

Что стало с русскими староверами, которые поселились в Бразилии 

Что стало с русскими староверами, которые поселились в Бразилии
Фото: Кириллица
Общины русских староверов разбросаны по всему зарубежью — от  до  и . Часть из них образовалась еще несколько веков назад во время гонений со стороны властей Российской империи, другая же была основана уже в XX веке, когда эмигрантам-старообрядцам вновь потребовался приют. К последним относятся и староверческие поселения в .
Бегство из 
После революции многие старообрядческие семьи уехали в Китай. В , и некоторых других китайских городах существовали целые центры русской эмиграции — выпускались газеты, строились школы, велась активная общественная жизнь.
Но после того как Китай взял курс на сотрудничество с СССР, а к власти пришла , стало ясно, что прежняя жизнь кончена. Старообрядцы вспоминали, что от коммунистов многие пытались спрятаться в глубине страны, но и там быстро разворачивалась коллективизация, вводились карточная система и обязательная сдача всего урожая государству.
Староверы обратились во Всемирный совет Церквей: в начале 1950-х в располагавшееся в  представительство начали поступать первые ходатайства о содействии в переселении в Латинскую Америку. Обращались и в . Немалую помощь оказало Управление верховного комиссара по делам беженцев.
Для чиновников старообрядческие общины стали проблемой — они ни в какую не хотели разделяться. Общину можно было перевезти только целиком и поселить только в одном месте. В то же время было понятно, что благодаря положительному образу староверов как трудолюбивых, мирных, ответственных людей найти им новый дом будет не так сложно.
К 1958 году первые 450 человек получили визы и переехали в Гонконг, еще 150, имея визы, оставались в Китае. Тогда же стало понятно, что в переселении нуждаются еще, как минимум, 1700 человек — часть из харбинской общины, часть из «синьцзянской» группы. В последнюю входили не только старообрядцы, но и пятидесятники, баптисты и другие.
Люди уезжали целыми деревнями, распродавая или просто бросая нажитое имущество. «Харбинцы» переехали раньше «синьцзянцев», узнавших о возможности переселения достаточно поздно. Всего за 13 лет (именно столько длилась операция по переселению) в , Австралию, и Бразилию вывезли около 1500 старообрядцев.
Почему Бразилия?
Эта страна первой подтвердила визы, и именно туда приехала большая часть переселенцев. В мае 1958 года из Гонконга в  прилетели 82 старовера. В  их посадили на пароход, куда также загрузили одежду, сельскохозяйственные инструменты, швейные машины. 27 мая судно прибыло в Бразилию. В течение месяца приплыли и прилетели в разные штаты Бразилии около 400 «харбинцев».
Многие из них оказались в стране раньше, чем было запланировано. Общину первоначально поселили на фазенде Сан-Сильвестри посреди гор и леса. Старообрядцы начали заготавливать лес. Быстро стало ясно, что привычным земледелием здесь заниматься не получится, — земля была плохая. Начались волнения.
Ситуацию спас Андрей Муравьев-Апостол, курировавший беженцев со стороны Всемирного совета Церквей. С его помощью в штате Парана, муниципалитете Понта-Гросса, было приобретено 6000 акров земли — с лесом и рекой. Пейзаж напоминал среднерусский, только растительность была тропической.
На фазенде Санта-Крус поселились 500 человек, разделившихся на три поселения. Были выбраны лидеры поселений, которые со временем стали официальными управляющими.
Устройство на новом месте
Каждой семье Всемирный совет Церквей выделил «на обустройство» несколько кур, корову и свинью. На колонию полагались 12 телег и 24 лошади. Дома строились усилиями самих переселенцев. Пока шла стройка, люди жили в палатках, временных хижинах, старых зданиях. Сначала в каждом поселении строили дом настоятеля, он же — молельный дом. Возводили строения по русскому образцу — из бревен, с банями и русскими печами.
В 1959 г. под фасоль, овощи, гречиху были распаханы поля. У соседей — немецких колонистов — староверы научились сажать рис. Была основана и пасека. У инспектировавших поселения властей осталось положительное впечатление: трудолюбивые люди были признаны «готовыми к интеграции».
Сами староверы вспоминали, что реальная ситуация не всегда совпадала с изложенной в отчетах. Люди не сразу поняли, как работать на новой земле, какие удобрения использовать и как ухаживать за непривычными культурами.
Нанимались на работу к немцам. Помогало то, что выходцы из Поволжья понимали русский язык, — коммуникация осуществлялась без проблем. Женщины занимались рукоделием — шили и продавали одежду, вышивали.
В 1962 г. в Понта-Гросса приехала часть «синцьзянцев». Но значительное их число осталось в