Войти в почту

След Рерихов на Симбирской земле

В 1922 году в Нью-Йорке на английском языке вышла книга Нины Селивановой «Мир Рериха», в которой упоминалось о некой коллекции Рериха в Симбирске. Краеведы Владимир Мельников, кандидат культурологии и Сергей Петров, кандидат философских наук, предположили, что речь шла о работах Николая Рериха, принадлежавших его брату – Владимиру. Свои предположения учёные предоставили для публикации в «АиФ». Агроном Рерих? Эта гипотеза полностью подтвердилась после обнаружения в 2014 году доктором культурологии К. Рыбаком в Государственном архиве Хабаровского края автобиографии, озаглавленной «Агроном Владимир Константинович Рерих», в ней он сообщал о себе следующее: «В 1914 году приглашен управляющим на службу в «Жегулёвское» имение графа Александра Анатольевича Орлова-Давыдова. Имение находилось в Симбирской губернии. Площадь имения 44 000 десятин. Крупное лесное и полевое хозяйство. Конный завод. Управлял имением до захвата его большевиками (декабрь 1917 г.). Осенью 1918 года эвакуировался в Омск... ». В его анкете в «Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжу-Ди-Го» имеется более точная дата 15 декабря 1917 года. В годы Гражданской войны воевал в Белой армии и, пройдя с остатками разбитых частей через Алтай, часть китайского Туркестана и всю Монголию, осел до конца жизни в Харбине, где занимал различные должности – от сотрудника Земельного отдела КВЖД до школьного учителя. В 1925 году ему был предложен советский паспорт, от которого он отказался. В мае 1934 года в Харбин приехал Николай Рерих с сыном Юрием, видным индологом. После 17-ти летней разлуки браться обнялись. В сентябре 1934 года в гимназии им. Ф.М. Достоевского состоялось учреждение Русского Комитета Пакта Рериха в Харбине. Владимир Константинович был избран его секретарем. К сожалению, по неизвестным причинам он не смог принять приглашение семьи и не отправился с братом и племянником в их индийское имение в Кулу. «Церковное пение» В американской печати было ещё одно упоминание о «симбирской коллекции Рериха» на этот раз в 1924 году, в издании, которое перед выпуском в свет лично просматривал Николай Константинович. В марте 1921 года Рерихи узнают о судьбе В.К. Рериха, бывшего к тому времени за тысячу вёрст от Симбирска, но всё ещё продолжает отмечать «коллекцию Рериха» в нашем городе как существующую. Означает ли это, что кто-то остался с ней в Симбирске? Или это указание происходило просто по инерции, в надежде скорого возвращения на родину? На эти вопросы ответы пока не найдены. В 1964 году из фонда «Б» Государственного Эрмитажа в Ульяновский областной художественный музей поступила картина кисти Яна Ваутерса, прозванного Стапом (1599-1663) голландского художника, работавшего в Амстердаме. Позднее петербургский историк искусства П.И. Мягков посчитал это произведение копией с оригинала Франса Флориса (1519/1520 - 1570) – нидерландского художника, работавшего в Антверпене. До 1917 года оно принадлежало Николаю и Елене Рерихам. Владельцы именовали её так: «Церковное пение». Существует перспектива выяснения различных событий в семейной жизни В. Рериха через изучение метрических книг симбирских церквей, в первую очередь трёх ныне утраченных храмов, располагавшихся на территории большого симбирского имения Орловых-Давыдовых. В селе Жегули находилась церковь Вознесения Господня (1865г.), в селе Усолье размещались церкви Святого Саввы Сторожевского (1806г.) и Святого Спаса Преображения (1927г.). В одной из них в 1914-1918 годах Владимир Рерих мог венчаться, стать крёстным отцом и поручителем при венчании других лиц. Сведения об этом следует искать в Ульяновском и Самарском архивах. Пока же остаётся лишь в качестве предположения, высказанного В.Е. Чернявским, принять утверждение, что сам «Владимир Константинович женился, ещё будучи управляющим имением Жегули и при эвакуации отправил супругу во Владивосток, которого ещё не коснулись революционные события. Однако судьба развела их навсегда». В своей харбинской анкете, датированной 19 июня 1944 года он записал: «жена – Рерих Лидия Алексеевна. С 1919 года сведений о ней не имею. В 1919 г. была во Владивостоке». Что предположительно было в коллекции? Но вернёмся к вопросу о «симбирской коллекции» Рериха. Что же в ней могло быть? По мнению искусствоведа А.В. Иванова, В.К. Рериху принадлежал этюд Н.К. Рериха «Валдай. Старая печатня» (1904). То же сообщается и в монографии «Рёрих» (1916). При этом добавляются следующие произведения: темпера «Ущелье» (из эскизов декораций к опере Рихарда Вагнера «Валькирия», 1907) и темперный пейзаж к картине «Человечьи праотцы» (1911). Место нахождения обеих работ ныне неизвестно. Мы предполагаем, что со второй половины декабря 1917 года до начала сентября 1918 года В.К. Рерих находился в Симбирске. Будучи одной из ключевых фигур в многочисленной русской общине Харбина, он, несомненно, был знаком с симбирянами-эмигрантами Екатериной Максимилиановной Перси-Френч (1864–1938) и князем Николаем Александровичем Ухтомским (1895–1953). Поиск выходцев из Симбирской губернии среди его друзей и знакомых может наполнить не одно новое исследование. Угас Владимир Константинович Рерих в 1951 году и был похоронен на харбинском кладбище.

След Рерихов на Симбирской земле
© АиФ – Ульяновск