Войти в почту

МЧС в Хабаровском крае: фанатики неба

Кто первым приходит на помощь людям, в случае крушения или жёсткой посадки авиатехники? Многие, отвечая на подобный вопрос, с уверенностью говорят – отряд МЧС. Действительно, эта служба спасения оперативно решает проблемы при ЧС на земле, однако к терпящим бедствие экипажам и пассажирам воздушных лайнеров (не важно, какой они принадлежности – военные или гражданские), а с недавних пор и космических, на помощь спешит команда региональной поисково-спасательной базы. В гостях у хабаровских воздушных поисковиков побывал корреспондент «Аргументов недели. Дальний Восток», и выяснил, почему авиационный отряд спасателей стал космическим, и почему в его ряды не спешит молодое пополнение. Десять секунд под контролем База авиационно-космических спасателей расположена недалеко от аэропорта «Новый» в Хабаровске. Это логично, ведь подчиняется региональная структура Росавиации. Круглые сутки отважные молодые люди несут здесь свою вахту и, получив сигнал о крушении воздушного судна, первыми незамедлительно приступают к поиску места его соприкосновения с землёй. Загрузившись в вертолёт МИ-8 или самолёт АН-30, предназначенный для наблюдения за местностью, команда в кратчайшие сроки приходит на помощь людям в любую точку на карте Хабаровского края: будь то чистое поле, непролазная тайга, топкое болото или глубокая река. Больше десяти лет назад авиа-спасатели стали ещё и космическими. Теперь они готовы оказать помощь вернувшимся на землю космонавтам. Ведь, так называемые капсулы, в которых они приземляются, из-за сбоев, могут изменить траекторию полёта и сесть в незапланированной местности. Так было с Юрием Гагариным. После того, как «Восток-1» пробыл в космосе 108 минут, он должен был приземлиться в Саратовской области, неподалёку от города Энгельс. Однако из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат космического корабля приземлился в другом районе, а сам Гагарин, следуя инструкции, катапультировался. В итоге, когда специалисты нашли аппарат, космонавта рядом с ним не оказалось. Юрия Гагарина уже подобрал водитель грузовика, и повёз его в город. Ели бы не местные жители, отряд вертолёта, прибывшего для доставки космонавта на базу, долго бы искал Гагарина, исследуя местность. Это хорошо, что первый космонавт приземлился в доступном для наземного транспорта месте, а если бы нет – что тогда? Получается, летательные аппараты, становясь неуправляемыми, могут сесть, где угодно, и помочь терпящим бедствие людям способны только высококлассные парашютисты. Ведь именно они, рассчитав траекторию своего полёта, могут приземлиться в нужной точке, даже если это будет единственный островок, пригодный для эвакуации или перемещения пострадавших. Вероятно, по этой причине, да и по причине строительства космодрома в Амурской области, нужны в нашем регионе авиа-космические спасатели. – Космодром «Восточный», который построен в нашем регионе, ещё не скоро заработает в формате, в котором требуется поиск и спасение людей. С него стартуют пока транспортные корабли, которые летают без экипажей. Наша вотчина – пилотируемые космические корабли. А траектория полёта ракеты, после старта с «Байконура», до выхода в открытый космос, проходит через Дальний Восток, в том числе, через определённую часть территории Хабаровского края. Пусть ракета пролетает над нами в течение всего десяти секунд, но мы должны контролировать её путь, и в случае нештатной ситуации вылететь к месту падения аппарата, в котором находится экипаж, – рассказал директор ФКУ «Хабаровская региональная поисково-спасательная база» Александр Малышев. Особый статус Пока, по словам Малышева, боевой ситуации, связанной с космическими ракетами, у наших спасателей не было, а вот с самолётами и вертолётами – да. Это основная часть работы регионального отряда. Одна из последних ситуаций – крушение самолётов Су-34 в районе Советской Гавани. Всего на службе в хабаровской команде числится 13 спасателей. Это молодые парни, которые приходят сюда, чтобы освоить по-настоящему мужскую профессию. Они должны обладать отменным здоровьем, как у космонавтов, быть физически развитыми (к примеру – уметь подтянуться минимум 15 раз) и отслужившими армию. – Предпочтение отдаём также тем, кто имеет навык прыжков с парашютом, хотя подобное теперь бывает очень редким. Раньше в Хабаровске парашютистов готовили в ДОСААФ, и у нас команда состояла практически вся из выходцев этой организации, сейчас она прекратила заниматься подобным делом, и у нас начались проблемы с кадрами. Ведь авиационный спасатель должен уметь в обязательном порядке прыгать с парашютом, а ещё спускаться на устройстве СУР, пользоваться спецтехникой и управлять автотранспортом категории В и С, – уточнил собеседник. Между тем, даже самые заслуженные сотрудники поисково-спасательной базы не имеют право обучать молодые кадры парашютному делу – на это требуется особое разрешение. Проблемы с пополнением кроются и в небольшой зарплате. – Девяносто процентов молодых ребят уходят из авиа-спасателей из-за нехватки денег. Судите сами – после двух лет работы, рядовой спасатель получает меньше двадцати пяти тысяч рублей, а должен – минимум пятьдесят. Конечно, работа у нас сменная, и можно подыскать себе ещё что-то, но зачем?.. Профессия, связанная с риском для жизни, не терпит совместительств. Вот и получается, что сюда пока не заманишь тех, кто равнодушен к небу, к экстремальным видам спорта, – уверен Александр Малышев. – Здесь работают фанатики. Между тем, статус спасателя защищён федеральным законом, но, как утверждает директор региональной поисково-спасательной базы, только на бумаге, а исполняется крайне редко. К примеру, спасатели имеют право встать в очередь на жильё. Однако квартиры в последний раз они получали в советское время. Недостаточно финансируется структура для своевременного обновления спецснаряжения. Парашюты выходят из строя через десять лет, стоит каждый, в среднем, 400 тысяч. Мешает работать и закон, запрещающий закупать государственным структурам импортное оборудование и технику. – Русские автомобили даже если стоят, начинают ломаться, а мы не можем купить импортные, – негодует Малышев. – Но спасательная техника, мало того, что должна быть проходимой, обязана не ломаться, не сыпаться. Между тем, средств на импортную нужно намного меньше. В небе – как на дороге Ежедневно вахту несут трое из отряда спасателей. Много это или мало – однозначно сказать нельзя. Ведь, в задачу ребят входит – найти пострадавших, успокоить их и оказать первую необходимую помощь. Но это, в некоторых случаях сделать достаточно сложно. – Затрудняет поиск, порой, – невыполнение экипажами, особенно небольших частных воздушных судов требований полётов. Зачастую они не докладывают диспетчерам в течение всего маршрута, где находятся. Из-за этого, в небе становится как на дороге, воздушное судно может появиться внезапно, как машина из-за угла, – отмечает руководитель региональной базы спасателей. – А небо – очень опасная штука. Ещё усложняет поиски отсутствие на воздушных судах радио-буёв. Устройства постоянно подают сигнал на землю и, соответственно, обозначают координаты их нахождения. Однако устройства эти не из дешёвых, поэтому компании предпочитают обходиться без них. Авось пронесёт. Иногда не проносит… Ника КУДРЯШОВА

МЧС в Хабаровском крае: фанатики неба
© Аргументы Недели