Войти в почту

Сны и явь в глубоком погружении

Книга офицера запаса «Камрань» находит читателей по всей России Про «Невыдуманные приключения подводников во Вьетнаме» написал автор родом из Владивостока. Он прослужил на подводных лодках более семи лет, и в зрелом возрасте написал воспоминания о романтике, иллюзиях, тяготах и курьёзах службы. В 2001 году Россия закрыла военные базы на Кубе и во Вьетнаме, и они стали историей. В книге приоткрыты завесы тайны тех времён. Она популярна у старшего поколения читателей, тех, кто знает о реалиях жизни подводников не понаслышке. Подробнее о своём литературном труде Юрий КРУТСКИХ рассказал в интервью «АиФ-Приморью». Авторитет офицера - Юрий, почему спустя много лет после окончания службы, решили о ней написать? - Меня не прельщали лавры литератора. Ещё во время несения службы на вьетнамской базе, приходила мысль - когда-нибудь напишу о том, что увидел. Потом наступили лихие 90-е, навалились дела, и было не до творчества. И вдруг мне стали сниться яркие, порой фантасмагорические сны о подводной лодке. Будто ко мне домой прибегает рассыльный матрос, сопровождает на подводную лодку, а там командир говорит: «Где ты был 20 лет, быстрее, погружаемся»! Сны я записал, они легли в основу моей будущей книги. Для тех, кто её не читал, открою секрет - действующими лицами стали не только матросы и офицеры, но сама подводная лодка. - Почему вы выбрали профессию подводника? - С детства в особой среде находился: отец служил на вспомогательном флоте, а в доме большинство соседей были военнослужащими. Помню, как меня впечатлил фильм о моряках-подводниках Северного флота «Командир счастливой «Щуки». Мысль пойти по стопам героев ленты меня не оставляла. Я сдал экзамены в ТОВВМУ, в после окончания училища получил распределение на Тихоокеанский флот, в 19-ю бригаду подводных лодок на Малом Улиссе. Уволился не потому, что не нравилось. Не было перспектив, в море ходить перестали, топливо закончилось, зарплату не платили. Не было смысла оставаться. - А что вы скажете о жанре книги? - Это не мемуары в чистом виде, это повесть, художественное произведение, в котором я попытался копнуть в глубину, показать читателю жизнь подводников изнутри. В последние годы на эту тему снято множество фильмов, в основном, это сделано поверхностно: режиссеры и сценаристы не служили, не знают «кухню» подводного флота. Единственная картина, близкая к достоверности - «72 метра» Владимира Хотиненко. - Как проходило боевое крещение на подводной лодке? - Главная проблема молодого лейтенанта - найти контакт с личным составом - матросами и старшими по званию. Он хоть и в погонах, а уважения пока не заслужил. Необходимо быстро изучить устройство подводной лодки, многие дисциплины, получить допуск на несение самостоятельного дежурства. Для этого приходилось много напрягаться, не спать ночами, не зазорно было учиться у матросов. Новичок на подлодке завален нарядами, вахтами - неделями дома не бывает. Первый офицерский авторитет заработать нелегко. - Почему вам важно, чтобы история вашего поколения моряков-подводников дошла до современного читателя? - В своей книге хотел показать, кроме флотской службы, атмосферу 80-х годов прошлого века, апогей перестройки, времени развала, когда понятия о патриотизме, чести и достоинстве стали нивелироваться, у людей на первое место вышли меркантильные желания. Многие офицеры приветствовали перестройку, верили, что мы вот-вот прекрасно заживём. Не знаю, найдёт ли книга отзыв у молодёжи, пока её читают люди моего поколения. Хотя, мои дети прочитали, им понравилось. Спали на торпедах - Вы делаете упор на то, что служили на старенькой дизельной подлодке... - Выпуска 1959 года. Будучи, во Вьетнаме, отмечали её 30-летие. В принципе, подводные лодки проекта 641 - очень надежные, существенный недостаток - плохие «жилищные» условия. Даже у офицеров не было личной кровати - спальных мест хватало чуть больше половине состава. Зимой, когда лодка двигалась в надводном положении, под дизелями, она засасывала воздух через рубочных люк огромного диаметра. Представьте, на улице минус 25, поток морозного воздуха идёт через всю подводную лодку, через переборки. Приходилось работать и спать в шапках, свитере, водолазном белье. К счастью, на современных подводных лодках условия гораздо лучше: нет такого, чтобы спали на матрасах, полу или торпедах. Рассказывают, что на атомных подводных лодках есть бассейны, сауны... То, что удалось пройти мне - это, возможно, десятая доля испытаний, которые выпали на долю моих старших товарищей. Офицеры старой закалки рассказывали, как уходили служить на закрытые военные базы на год - полтора. Только железные люди могли такую службу вынести. А я во Вьетнаме всего полгода прослужил. - По крайней мере, во Вьетнаме нет мороза! - Когда была экономия электроэнергии и не включали кондиционер, который, впрочем, порой и без того не работал, температура в жилых отсеках достигала плюс 40-ка градусов, а в электромоторном отсеке - ещё выше. В таких условиях вахтенные менялись не через четыре часа, а через час. Иногда доктор выдавал на вахту ампулы с нашатырным спиртом, чтобы люди в условиях жары не теряли сознание - не падали и не разбивались. - С алкоголем как? - В день нам было положено по 50 граммов сухого вина, да, и, кстати, молоко. Правда, молоко негде было хранить, а вино выдавали, в свободное время мы расслаблялись. Бывало так, что экономили, а после возвращения из моря выносили на берег несколько бутылок. В одной из глав книги я описал реальный случай: как-то решил в отсеке спиртом протереть оборудование, один из матросов, учуяв манящий аромат, вызвался помочь. Ничего не подозревая, держа за ноги матроса, передал ему стакан 96%-го спирта, который тут же был выпит. Таков мой антигерой. Звёзды и запах моря - Вы пишете, что находили клад на дне? - Я и мой товарищ погрузились с аквалангами на дно, чтобы найти утопленный матросом вахтенный автомат. Мы обнаружили на дне паровую машину старинного парохода, она оказалась в хорошем состоянии. Подумали, что поснимаем с неё бронзовые и медные детали и дорого продадим. Но оказалась невозможно их ни открутить, ни поломать. Клад остался на дне. - Были ситуации грани жизни и смерти? - К счастью, серьёзные аварии случались чрезвычайно редко. Командир у нас был строгий, требовательный, всё было под контролем. Помню, как однажды на глубине вырвало забортный клапан. Или как после торпедных стрельб вода начала поступать в отсек - сыграли аварийную тревогу, всплыли и откачали. Что важно, за всю службу не было гибели личного состава. - Самый яркий эпизод в Камрани? - Когда к нам из Владивостока пришло госпитальное судно «Обь» - с красными крестами на белом борту. Офицерский состав воспрял духом - на судне было более трёхсот женщин. По приходу в порт пошли знакомиться. Замечу, в Камрани, мы чувствовали себя в неком вакууме. Ближайший город - Ничанг - порядка 50-ти километров от нас. Мы находились на передовых рубежах в постоянной боевой готовности, чтобы в случае войны по первому приказу выйти на перехват соединений противника. - Как вам оказывали медицинскую помощь? - Во-первых, почти никто не болел, все были здоровые! Судовой доктор обычно давал две таблетки - от головы или живота. Да, ещё мази для сгоревших до волдырей под тропическим солнцем. - Какова романтика морских будней? - Она присутствует, даже в нечеловеческих условиях. Когда подводная лодка всплывает после нескольких дней нахождения под водой - в жаре и духоте, а личный состав выходит на мостик и поднимается по трапу. Всплывали, как правило, ночью. Первые минуты испытываешь лёгкое головокружение, потом смотришь в чёрное небо, усеянное звёздами, которых никогда в жизни в таком количестве не видел! Ещё в такие моменты остро чувствуешь неповторимый запах моря. - Были ли во время службы ситуации конфликтные, встречались ли американские подлодки? - Об этом я напишу во второй книге. Меня часто спрашивают: «А что могла сделать такая старенькая лодка?» К примеру, потопить целую авианосную ударную группу! В общем, служба была весьма оживлённая. Две недели в море - две недели на берегу. - Что бы вы хотели сказать сегодняшним молодым подводникам? - Не бойтесь ничего, служба моряка-подводника очень почётная. Сейчас созданы условия, повышена зарплата офицерам. Подводнику можно доверить любое дело, это высокая степень ответственности. Потом, не все могут быть коммерсантами. Да и нужно же кому-то Родину защищать? ДОСЬЕ Юрий Николаевич Крутских родился 31 декабря в 1964 года. Служил на Тихоокеанском флоте, в 19-й бригаде подводных лодок на Малом Улиссе, на военной базе Камрань, Вьетнам. Уволился в запас в звании старшего офицера. Книга «Камрань» вышла в Тихоокеанском издательстве «Рубеж».

Сны и явь в глубоком погружении
© АиФ-Владивосток