Ещё

Сверхзвуковой бизнес-джет станет «вишенкой на торте» в отношениях РФ и Саудовской Аравии 

Сверхзвуковой бизнес-джет станет «вишенкой на торте» в отношениях РФ и Саудовской Аравии
Фото: ФБА "Экономика сегодня"
Создание российско-саудовского сверхзвукового бизнес-джета является амбициозным проектом, но на практике это начинание может выглядеть по-разному — констатирует .
Разработка сверхзвукового бизнес-джета является амбициозным проектом
Разговор здесь идет о сверхзвуковом бизнес-джете, который может появиться, как демонстратор, уже в 2023 году, а как готовый самолет — в 2027, причем, по заявлению главы , на первом этапе инвестиции будут составлять 100 млн долларов.
По словам Мантурова, для того, чтобы полетел демонстратор, нужно потратить 6 млрд рублей — самостоятельно и совместно с саудитами.
Впрочем, до сих пор непонятно, насколько этот проект перспективен — нет сомнения, что Россия может технически выполнить такой самолет, но он должен иметь коммерческое предназначение, а вот с этим должны возникнуть проблемы, учитывая известные сложности, которые существуют в нашей стране с проектами Superjet-100 и МС-21, ведь система западных санкций сильно осложнила реализацию этих самолетов.
«В теории все это возможно, а вот практическую сторону оценить непросто. Можно посмотреть на , которая взяла самолеты Ил-96 и использует их по тому же назначению, что и классические бизнес-джеты», — констатирует Адамидов.
Кроме того, Россия никогда не производила классических бизнес-джетов, а если брать сверхзвуковую гражданскую авиацию, то в истории, как известно, есть только два подобных серийных проекта, а именно Ту-144 и франко-британский «Конкорд». Ту-144 был достаточно быстро снят с опытной эксплуатации, поскольку для СССР он являлся избыточно дорогим, а «Конкорд» курсировал через Атлантику до начала нулевых.
Больше таких проектов не было, просто в виду того, что их эксплуатация не компенсирует те затраты, которые были потрачены на работу по их разработке, что видно по условиям передачи самолетов «Конкорд» компаниям и British Airways.
Они были тогда проданы за символическую сумму, чтобы данные компании начали эксплуатацию этих «символов эпохи».
«Что касается бизнес-джетов, то можно дооборудовать любое воздушное судно и сделать из него такой самолет. Все-таки это единичный образец, который создается для очень богатых людей, чтобы они могли им пользоваться в своей жизни», — заключает Адамидов.
Как замечает эксперт, бизнес-джет можно создать на совершенно любой базе, а вот как здесь удастся произвести принципиально новый борт — это уже отдельный и интересный вопрос. У России существует огромный опыт по производству военных сверхзвуковых самолетов, но у них совсем другие требования — в первую очередь, по экономике и ресурсу, которые у гражданского лайнера должны быть на другом уровне.
«Арабы самолетов никогда не выпускали, поэтому они могут выступить только в качестве инвесторов, а что касается России, то новое поколение наших гражданских лайнеров сталкивается с большим количеством побочных проблем», — резюмирует Адамидов.
Это и неудивительно, поскольку в девяностые годы Москва отказалась от гражданского самолетостроения, поэтому у нас случился разрыв в производстве и технологиях длиной в 20 лет, а здесь перед нами, главным образом, коммерческий проект. Это обстоятельство нужно учитывать, поскольку не в интересах российского бюджета реализовывать такой проект без четкой коммерческой перспективы.
Отношения России с Саудовской Аравией продолжают развиваться
«Поэтому пока этот момент в наших отношениях с Саудовской Аравией является имиджевой историей. Там заложены гораздо более интересные вещи про железную дорогу, нефть, нефтехимию и СПГ, а самолет в этом плане выступает дополнением», — констатирует Адамидов.
Кроме того, как замечает Адамидов, смущает сумма разработки в 100 млн долларов, ведь один двигатель для современного самолета обойдется в 1 млрд, и это, как минимум, а здесь идет разговор об уникальном проекте для современного самолетостроения.
«Каких-то особенных функциональных требований бизнес-джет не предъявляет и в него можно переоборудовать практически любой проект, а что касается суммы в 100 млн долларов, то ее точно не хватит для разработки такого самолета», — заключает Адамидов.
Поэтому нам остается только проследить за развитием событий, а так ни в Саудовской Аравии, ни в РФ нет проблем с бизнес-джетами.
«Что касается саудитов, то основой оптимизма здесь является то обстоятельство, что они поссорились с США, причем американцы с ними поступили так, как мы с нашими союзниками по СЭВ в конце восьмидесятых, т.е. Эр-Рияд оказался не нужен и Штаты его просто бросили», — резюмирует Адамидов.
Свидетельством этого, в частности, была ценовая нефтяная война в 2015-17 года, которая существенно ударила по саудовской экономике.
«Это привело к оживлению наших дипломатических отношения с саудитами, тем более, их у нас, по сути своей, вообще не было долгое время. Еще можно вспомнить безобразия в Саудовской Аравией, которые стали следствием политики США», — констатирует Адамидов.
Таким образом, саудиты являются очень сложным партнером, поэтому пока непонятно, что из всего этого выйдет.
Видео дня. Чиновника-хама в Ярославле ждет служебная проверка
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео