Ещё

Сходим ли мы с ума из-за смартфонов? Как они влияют на наше психическое здоровье 

Сходим ли мы с ума из-за смартфонов? Как они влияют на наше психическое здоровье
Фото: ТАСС
Мы часами скроллим ленты соцсетей с фотографиями людей, которые, как нам кажется, добиваются большего успеха и живут интереснее. Пренебрегаем сном, чтобы «залипать» в YouTube. Даже не пробуем вспомнить название фильма, а сразу ищем его в . И не пытаемся разобраться с маршрутом и запомнить дорогу, а идем по навигатору. Наши дети часто получают в руки планшет или смартфон в два-три года. Как все это влияет на психическое здоровье и мыслительные способности? Собрали тезисы из исследований на эту тему.
Давать ли трехлетнему ребенку планшет? А пятилетнему?
Планшет или смартфон в руках дошкольника, а тем более первоклассника уже никого не удивляет. Еще в начальной школе учителя часто создают для класса группы в соцсетях или чаты в мессенджерах, куда выкладывают фото с экскурсий или учебные материалы. В это время в западной прессе регулярно встречаются истории о сотрудниках Кремниевой долины, которые не разрешают детям пользоваться гаджетами и отдают их в школы, где экраны запрещены до определенного возраста. Даже , основатель , рассказывал, что ограничивает детей в использовании девайсов.
Группа ученых из  выяснила, что чем больше времени дети в возрасте от двух до трех лет проводят перед экраном (речь об экранном времени в целом — просмотре телевизора, играх на планшете или смартфоне), тем хуже развиваются к пяти годам. Исследователи изучили данные о 2441 ребенке. Сначала они опрашивали родителей о том, сколько времени их дети проводят с девайсами, а затем проводили комплексное психологическое тестирование. Выяснилось, что каждый дополнительный час в день перед экраном, снижает результаты тестирования на 6–8%. Причем эффект проявляется не сразу, а через год-три. Дети, много сидевшие с гаджетами в два года, хуже справлялись с заданиями в трехлетнем возрасте. А те, кто засиживался с ними в три года, хуже справились с тестами в пять лет.
Справедливости ради, работа приводится с оговорками, что ученые не делили контент на полезный и не полезный. Они брали в расчет только экранное время, не учитывая, что потребляет ребенок — развивающие игры или просто развлечения. Сколько часов ребенок проводит с планшетом или у телевизора сообщали родители — они могли завышать или занижать показатели.
И есть другое исследование, которое показывает, что оценки детей и само по себе экранное время — не связаны. Важно, во что вовлечен ребенок. Пассивный просмотр телепередач связан с ухудшением оценок в школе, а также лингвистических и математических способностей. Видеоигры мешают концентрироваться на учебе и тоже связаны со снижением академической успеваемости.
В пользу школ, ограничивающих детей в использовании гаджетов, говорит исследование, где авторы выяснили, что информация лучше запоминается, когда вы читаете ее с бумажного листа. В эксперименте участвовали 72 ученика десятых классов школ в . Их разделили на две группы. В одной участники читали два текста по 1400–2000 слов в печатном виде. В другой — на компьютере. Те, кто читал с бумаги, запомнили больше деталей. Дело в том, что чтение с листа дает не только визуальный, но еще и сенсорный опыт, делают выводы авторы, это помогает запоминать лучше. Если вы перечитываете несколько раз текст на экране компьютера, то знайте, что, вероятнее всего, быстрее все усвоите, прочитав с бумаги.
Также «плюсует» школам без гаджетов исследование Калифорнийского университета. Тут речь, правда, об эмоциональной сфере, а не о математических способностях. У десятилетних детей, которые провели пять дней на природе без доступа к гаджетам, наблюдалось улучшение эмпатии — способности считывать эмоции людей как в реальной жизни, так в видеозаписи. Дети, которые не лишались смартфонов, не показали таких улучшений.
Окей, Google. Подумай вместо меня
Еще 20 лет назад интернет был не в каждом доме, а поисковики мало что умели. Если мы хотели рассказать друзьям про полузабытый фильм, приходилось напрягаться и вспоминать название. Сегодня мы часто не пытаемся думать, а сразу ищем в Google.
Одно из самых известных исследований на тему того, как поисковики влияют на наше мышление и память, было опубликовано в журнале Science. Эта работа подарила нам термин «эффект Google». Участники эксперимента должны были запоминать информацию с разными вводными — ту, к которой потом будет доступ, и ту, что потом нельзя будет узнать. Выяснилось, если испытуемый знал, что данные он сможет найти онлайн, то запоминал их хуже, чем если считал, что информация удалена.
В этом исследовании не делается вывод, что люди теряют способность запоминать. Речь только об изменении мышления — теперь мы просто не заморачиваемся. Информация, которая раньше хранилась в голове, отдана на аутсорсинг подрядчику — поисковому сайту. Причем ученые в Йельском университете выяснили, что люди плохо разделяют, что знают они, а что знает интернет. Те, кто часто используют Google, склонны считать, что они умнее, чем есть на самом деле.
"Эффект Google" может «подкачать» вашу уверенность в своих умственных способностях. Но он же отнимет у вас приятные воспоминания. Участников исследования Университета Фэрфилда отправили в музей и там разделили на две группы. Первые должны были фотографировать каждый экспонат. Вторые — просто наблюдать. В результате те, кто снимал, запомнили меньше экспонатов и деталей, чем те, кто смотрел. Вспомните об этом, когда поймаете себя на том, что во время экскурсии в новом городе уже сделали сотню фото.
Дело в том, что мы невнимательны к тому, что окружает нас, когда сосредоточены на одной задаче. Сервисы-помощники «забирают» столько внимания пользователя, что у него не остается ресурсов на то, чтобы замечать все вокруг. «Наше исследование показало бы, что когда мы сосредоточены на том, чтобы следить за маршрутом по навигатору, с большой вероятностью мы не заметим другие опасности вокруг нас на дороге — приближающийся мотоцикл или пешехода. Даже если мы смотрим, куда идем», — обьясняет профессор Нилли Лави из Калифорнийского университета.
Мы всегда помним о смартфоне
Это исследование ученых из Техасского университета показывает, что концентрация внимания снижается, даже если смартфон выключен, но находится в пределах досягаемости. В эксперименте участвовали 800 студентов. Их попросили пройти серию тестов за компьютерами. Эти тесты измеряли познавательные способности, а именно — способности хранить и обрабатывать информацию, и требовали высокой концентраии. Участников разделили на группы. Первые должны были перевести смартфон в беззвучный режим и положить на стол. Вторые — положить его в карман или в сумку. Третьи — отнести в другую комнату. В итоге участники, у которых телефоны лежали в другой комнате, справились с тестами значительно лучше, чем те, кто держал их на столах. И немного лучше, чем испытуемые, которые положили гаджеты в карман или в сумку.
Простое присутствие смартфона снижает концентрацию и когнитивные способности, даже когда люди думают, что уделяют все внимание задаче. «Вы сознательно не думаете о смартфоне, но этот процесс, когда вы заставляете себя не думать о чем-то, „забирает“ у вас часть ограниченных когнитивных ресурсов. Это утечка мозгов», — говорит Адриан Уорд, соавтор исследования.
Смартфоны вызывают депрессию? Или они утешают людей?
Люди с депрессией много пользуются гаджетами, судя по выводам в многочисленных исследованиях о связи психических заболеваний с цифровой зависимостью. Но мало выявить связь, важно понять: что первично? Кто-то не в порядке и поэтому полдня проводит в интернете? Или же этот кто-то не в порядке из-за влияния гаджета?
Здесь исследователи выяснили, что у подростков 14–17 лет, проводивших со смартфонами больше семи часов в день, чаще проявлялись депрессия и тревожность, чем у сверстников, использовавших их менее часа в день. Дети, «зависавшие» полдня в смартфонах, труднее находили общий язык с ровесниками. Уточнялось, что соцсети негативнее влияют на психическое здоровье девочек.
Однако Эндрю Прзибильски, психолог, исследователь цифрового здоровья, проанализировал данные в этом исследовании и раскритиковал его. Он выяснил, что, «основываясь на том же наборе данных, употребление в пищу картофеля вызывает симптомы депрессии с такой же частотой, как и использование соцсетей, а прослушивание музыки — в 13 раз чаще».
Исследования на тему «что было первым», вправду, далеко не так многочисленны. Существующей базы пока недостаточно, чтобы однозначно ответить на этот вопрос. Но вот ученые из Аризонского университета задалис