Войти в почту

Коллективный иск за утечку данных: есть ли перспективы?

Сначала говорили, что в открытом доступе оказались 60 млн учетных записей клиентов Сбербанка. В самом банке утечку признали, но заявили, что масштаб гораздо меньше — то ли 200, то ли 5 тысяч записей. Эта история далеко не первая в череде утечек персональных данных. Ранее подобным образом пострадали клиенты Бинбанка, «Альфы», ОТП и «Хоум кредита». Утекали данные 700 тысяч сотрудников РЖД. К каким-либо серьезным последствиям это не приводило. Ни исков, ни разбирательств. Но с этого месяца суды начали принимать коллективные иски. Прецедент, кстати, уже есть — 29 потребителей подали в суд на производителя косметики из Чебоксар — компанию «Фем Фаталь». Но иск против банка, думается, история более перспективная. Все же, речь идет о персональной информации о клиенте — не только имени и фамилии, но и телефоне, домашнем адресе, данных карт. Все это мошенники потом могут использовать в социальной инженерии. Например, звонить человеку, называть по имени-отчеству и продвигать услугу. Главный момент — будут ли перспективы у судебного иска за сам факт утечки, если при этом никакого ущерба пока нет? Мнение гендиректора компании «Семенов & Певзнер» Романа Лукьянова. Роман Лукьянов гендиректор компании «Семенов & Певзнер» «Категория групповых исков не имеет никакой прямой связи с преступлениями. Наличие ущерба, как такового, глобально — не требуется. Требуется, чтобы были нарушены однородные права, чтобы был общий предмет спора. Сам факт утечки персональных данных — это ущерб различным нематериальным благам, и неимущественным правам граждан. Скорее всего, ущерб здесь есть. Во-вторых, даже, если бы его не было — с точки зрения процессуальной, групповой иск возможен. Другое дело, что перспектива этого иска не очень понятна, будет ли он удовлетворен. Но тот факт, что его можно подать, и, скорее всего, суд примет его к производству — это да. Тут все шансы». Отношение к утечкам данных поменялось в массовом сознании после истории с Джулианом Ассанджем и WikiLeaks. В открытый доступ выложили сотни тысяч документов, но основное внимание было приковано не к ним, а к фигуре самого Ассанджа. Это такой парадокс, говорит колумнист BFM Семен Новопрудский: чем больше утечка, тем она безопаснее. Условные 60 млн учетных записей — это просто информационный мусор, в котором никто копаться не будет. Тем более, что человек даже не узнает, что его данные утекли, пока не будет нанесен конкретный ущерб, и история со Сбером это красноречиво показывает, говорит Семен Новопрудский. Семен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «Очень показательно, что об этом стало известно сначала со слов продавцов таких данных, а потом — со слов уже Сбербанка, который расследовал эту историю. То есть не со слов клиентов, у которых утекли данные. Потому что люди даже об этом не знают. Сейчас даже сложно посчитать все случаи, когда мы автоматически, или неавтоматически — даем согласие на обработку персональных данных. Или когда мы разглашаем эти персональные данные, либо в соцсети, либо в разговоре каком-то. Масса случаев того, как мы сообщаем кому-то персональные данные, уже, даже, не замечаем. В этом смысле, действительно, мир стал совершенно проницаемым. И сами персональные данные больше не являются средством защиты человека от мира, его, скажем так, анонимности. А, с другой стороны, они не являются его уязвимостью, в такой степени, как раньше». Объемы утечек данных будут только расти, это неизбежность, говорят эксперты. Для этого уже не нужно продвинутых средств по их извлечению, ведь мы оставляем информацию о себе везде, где только можно: при смене мобильного оператора, в клиниках, при доставках еды. Можно сказать, что все персональные данные уже давно «слиты», и остается только ждать возможного ущерба, с которым уже можно идти в органы и суды.

Коллективный иск за утечку данных: есть ли перспективы?
© BFM.RU