Войти в почту

Якутия – земля алмазов и дирижаблей

Кому не нужен аэродром? Дирижаблям. Остальные средства воздушного транспорта имеют совершенно конкретные недостатки. Стоимость лётного часа вертолёта Ми‑8 – 200–250 тыс. рублей. Стоимость лётного часа самолёта зависит от размеров и пассажировместимости, приблизительно втрое меньше, чем у аналогичной по вместимости «вертушки». У вертолётов есть ещё один недостаток – ограничение по дальности. Но самолёту требуется взлётно-посадочная полоса, даже для совсем небольших 4-местных воздушных судов, – не менее 300 метров. Отличный вид транспорта – речные суда, но, позвольте, какая длительность навигации в Якутии? Около 4 месяцев. Поэтому для этой республики дирижаблестроение может стать настоящей революцией, в том числе и социальной. Дорога от слова «дорого» По данным, которые прозвучали в Постоянном представительстве Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации, 1 километр дороги с твёрдым покрытием стоит 1, 5 млрд рублей. 45% населённых пунктов республики вообще не имеют выхода на сеть автодорог общего пользования. 92% дорог сезонной эксплуатации, так называемые зимники. Чтобы понять масштаб проблемы, надо осознать расстояния Якутии. Размер территории сопоставим с Индией. Только в Индии климат мягче и население в тысячу раз больше. Якутия лежит в трёх часовых поясах. И на эту огромную территорию, битком набитую полезными ископаемыми, месторождениями газа, с реками, тайгой и тундрой приходится, по данным Росстата, всего 967 тыс. жителей. Что происходит с населением? Идёт миграция из сельской местности в города, но самое тревожное, что начиная с 1990 года начался отток населения из республики. За 25 лет убыль составила 313 тыс. человек. В целом ясно почему – человек хочет пользоваться благами цивилизации, мечтает о комфортном будущем для себя и потомков. Жить в отрезанных месяцами даже от районных центров поселениях и заниматься традиционными видами деятельности – оленеводством, рыболовством и охотой в XXI веке как-то не всем нравится. А расстояния адские – от одного населённого пункта до соседнего может быть и тысяча километров. Для примера можно взять Усть-Янский улус (район) один из 34 в республике, его площадь – более 120 тыс. кв. км – четыре Бельгии. Живут на этих просторах 7359 человек, разбросанные по 10 населённым пунктам. Из них всего два связаны 200-километровой дорогой с твёрдым покрытием (да и та, например, в 2018 г. по погодным условиям не функционировала с января по апрель). Пять соединяются с административным центром улуса посёлком Депутатский зимниками, а три вообще никак. То есть почти 1300 жителей улуса не могут каким-либо общедоступным образом попасть даже в райцентр. Есть три аэропорта, один из которых по весне затопляется. Естественно, «Боинги» и «Суперджеты» туда не летают, основной труженик на межулусном сообщении – Ан-24 (60 лет в строю, между прочим, первый полёт этот замечательный авиалайнер совершил 20 октября 1959 года). Внутри улуса одна надежда на вертолёт Ми-8. Страшно? А люди там живут под аккомпанемент 50-градусных морозов, а в Депутатском даже добывают олово. Технически – нет проблем Поэтому именно Якутия стала самым активным участником научно-технологического проекта «Связанность территории Российской Федерации». Сразу надо отметить, что тема эта бездонная, существует масса предложений от различных организаций, институтов и инициативных групп. В первую очередь по транспортным средствам, в том числе и экзотическим: суда на воздушной подушке, амфибии, экранопланы, разнообразные вездеходы. Есть и более консервативные предложения – например, лёгкий двухмоторный самолёт с достаточно большой дальностью полёта (1500 км) МАИ-411, созданный в Кизляре концерном КЭМЗ в содружестве с МАИ. Самолёт уже летал на авиасалоне МАКС‑2019, лётчики им довольны. Осталось заложить серию и сертифицировать. Но самое интересное предложение, которое в республике заметили и восприняли совершенно серьёзно, это организация проектирования и производства аэростатических летательных аппаратов и инфраструктуры для их эксплуатации и обслуживания. Проще говоря, на сцену вновь выходят дирижабли. К счастью, Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации – Первый заместитель Председателя Правительства Республики Андрей Сандаминович Федотов является выпускником Рижского института инженеров гражданской авиации, и ему вся техническая сторона вопроса понятна. В своё время Минпромторг России реализовал задачу восстановления производственных площадей для строительства дирижаблей на территории Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА). Министерство поддержало разработку новых газонепроницаемых оболочек дирижабля для несущего газа гелия, композиционных материалов, которые значительно снижают вес силовых конструкций летательных аппаратов. И теперь ничто не мешает для оценки экономической эффективности использования воздухоплавательной техники приступить к созданию дирижаблей-демонстраторов грузоподъёмностью от 10 тонн и выше. Критика дирижаблей по зависимости от погодных условий заметно преувеличена. При сильном ветре воздушное судно либо уходит в район со спокойным ветром, либо способно подняться вверх, чтобы переждать непогоду. Современные дирижабли достаточно энерговооружены, что позволяет выполнять задачи транспортировки грузов при ветре до 20 м/с 360 дней в году. На основе имеющихся расчётов можно утверждать, что созданные образцы будут иметь характеристики, существенно лучшие, чем у существующих летательных аппаратов (самолёт, вертолёт) по несущей способности, экономичности, экологичности, безопасности, возможности безаэродромного базирования, с вертикальными взлётом-посадкой, большей грузоподъёмностью обычного и негабаритного груза, большей дальностью полётов. Фактически дирижабли будут выполнять функции средства передвижения и инфраструктуры одновременно. Нет дорог – и не надо. Понимая размер и условия Сибири, Дальнего Востока, Арктической зоны РФ, развитие транспортной инфраструктуры традиционными способами малоэффективно (вечная мерзлота, болота, рельеф местности) и чрезвычайно затратно. Дирижабль-десятитонник прекрасно впишется в грузопассажирские перевозки, стоимость лётного часа впятеро меньше, чем у вертолёта, крейсерская скорость заявлена до 170 км/ч. Гиганты грузоподъёмностью 32 тонны смогут поднимать стандартный 40-футовый контейнер и доставлять его из морского порта или от железнодорожной станции непосредственно к получателю груза, минуя разнообразные перевалки и этапы. Возможно, в беспилотном варианте. 60, 200 тонн – и это не предел. Дальность – 3 тыс. километров и более. В перспективе дирижабли будут обеспечивать деловую активность. Забросили, допустим, в тайгу жилые модули и оборудование и начинай работать: валить лес, перерабатывать и отправлять по воздуху уже древесину глубокой переработки. То же можно делать и с добычей полезных ископаемых. Сами аппараты могут в качестве топлива для двигателей использовать СПГ – сжиженный природный газ, месторождения которого разбросаны именно по северам. И обеспечивать контейнерную доставку СПГ в рабочие посёлки и на производства. Экологично и экономично. Кроме этого модули можно вывозить обратно или передислоцировать после завершения проекта. Брошенные, неработающие предприятия в Арктике являются большой экологической проблемой. А жители тех же якутских улусов получат недорогое и доступное круглый год транспортное средство. С самолёта на дирижабль В консорциуме «Дирижабли в Якутии»уверены, что использование предприятий ВПК для дирижаблестроения позволит решить в условиях снижения заказов по ГОЗ и задачу загрузки предприятий в рамках конверсии и обеспечить применение наработок ВПК в гражданской технике. Новосибирский авиазавод выполнил гособоронзаказ по выпуску фронтового бомбардировщика Су-34, и самолёт в меньших количествах планируют делать в Комсомольске-на-Амуре. ОАК перед выбором – закрывать завод или чем-то загрузить. Пока загружают комплектующими для других производств. А может, лучше взяться за дирижабли? Привлечение молодёжи в высокотехнологическую отрасль даст надежду на реализацию научного потенциала и остановит отток перспективных кадров в зарубежные компании. Повышение социального качества жизни в труднодоступных регионах страны понизит проблему миграции населения в европейскую часть страны. Не стоит забывать, что дирижабли – техника «двойного назначения». Министерству обороны они могут пригодиться как ретрансляторы связи, средство обеспечения жизнедеятельности военных баз в Арктике, для мониторинга побережья. Проект был представлен министру промышленности и торговли России Денису Мантурову во время его поездки в Якутск, была выставлена и показана экспозиция консорциума «Дирижабли в Якутии». Впрочем, чего ему только не показывали…

Якутия – земля алмазов и дирижаблей
© Аргументы Недели