Войти в почту

Колеса огня - 6 октября умер Питер «Джинджер» Бейкер (Cream), 7 октября умер Ларри Янструм (Lynard Skynard)

Сразу хочу сказать, что мы ни в коем случае не сравниваем творчество двух самобытных коллективов. Остановимся подробнее на важных, на наш взгляд, (в чем-то схожих, так как они жили и творили в одно время – в середине 1960-х) путях их развития. Начнем с того, что формация «Cream» (англ. «Сливки») была образована в Британии Эриком Клэптоном (гитара), Джеком Брюсом (бас, вокал) и Питером («Джинджером») Бейкером (барабаны) в 1966 году. Эрик Клэптон тогда как раз прекратил сотрудничество со считающимся «крестным отцом» британского блюза Джоном Мейоллом (группа Bluesbreakers). Надпись «Клэптон – бог», казалось, красовалась тогда по всей длине и ширине многочисленных стен и заборов Англии. Брюс был энергичным бас-гитаристом со склонностью к джазу. Он стремился поднять бас-гитару до уровня ведущего инструмента. Бейкер был мощным ударником, разделявшим взгляды Брюса и Клэптона на ограничения, которые имелись у трехминутного сингла. Вместе они стремились расширить границы рока путем долгих импровизаций, основанных на блюзе и утяжелении его звука. Группа успела стать легендой за 3 года своего существования, открыв «дорогу» целому направлению в рок-музыке, на которую, так или иначе впоследствии «ступали» такие гранды, как Led Zeppelin, Dire Straits и многие другие коллективы. Уже на своем первом альбоме «Fresh Cream» (1966) были представлены такие грандиозные вещи, как «I Feel Fire», «Dreaming», «Wrapping Paper», «I’m Glad» и других, представлявших смесь классического блюза и поп-музыки в авторской переработке. Красивые блюзовые баллады, резкое звучание более быстрых номеров, высокое техническое мастерство музыкантов характерны для трех последующих дисков Cream. «Disraeli Gears» (1967) с блестящими «Lawdy Mama», «Sunshine Of Your Love», «Strange Brew», «Tale s Of Brave Ulysses», где лирическая и исполнительская манера Клэптона-гитариста и других музыкантов стали ориентиром для поколений исполнителей тяжелого рока, которые пришли ему на смену. Полуконцертный-полустудийный двойной альбом «Wheels Of Fire» (1968) стоит обязательно послушать ради 15-минутного соло Клэптона в «Spoonful» и его фантастической аранжировки «Crossroads» Роберта Джонсона. А к 16-минутному барабанному соло «Джинджера» Бейкера в удлиненной версии «Toad» также следует отнестись со всевозможным почтением! Группа становилась непревзойденным по мощи рок-трио 1960-х. Но, к сожалению, выбор материала не всегда соответствовал высочайшим качествам их музыкальности. То, что по идее должно было послужить им на пользу, скорее указывало на противоречия характеров и времени, которое их породило. Как писал Пол Роланд в «Рок и поп»: «Клэптон первым осознал эти внутренние противоречия. Во время последнего американского турне он прекратил играть, будто бы только для того, чтобы понять, заметят ли это другие. Они не заметили и, вскоре после этого первая супергруппа распалась». В разнородную, выпущенную уже после распада в 1968 году пластинку «Goodbye Cream», вошли превосходные «живые» версии «Politician», «I’m So Glad», «Sitting On The Top Of The World» и четыре студийных трека, из которых «Badge», написанный Клэптоном и Джрлджем Харрисоном, поистине бессмертен! Это был завершающий аккорд, своеобразная эпитафия группе и их идеологии, которая могла процветать только в 1960-х (оттуда же идут истоки музыки Lynard Skynyrd – о чем далее). Несмотря на то, что музыканты стали звездами уже в юности, для каждого из участников Cream команда послужила «трамплином» для их будущего развития. Музыканты однажды коллаборировали в дальнейшем. Вместе с Риком Гречем (бас, скрипка) и Стивом Уинвудом (клавишные, вокал) они собрались в 1970 году для записи единственного одноименного с названием проекта «Blind Faith» («Слепая Вера»), альбома, который получился арт-роковым. О заслугах в деле развития утяжеленного блюза Джими Хендрикса, поселившегося к тому времени в Британии, стоит как-нибудь поговорить отдельно. Достоинства и недостатки Cream мы отметили выше. Что касается США, то там непосредственно после 1965 года за почетным занятием «утяжеления» звука традиционного блюза были замечены такие команды, как James Gang, Blue Cheer, Blue Oyster Cult. А также их коллеги по музыкальному цеху, вроде Canned Heat, Iron Butterfly, Vanilla Fudge, Steppenwolf и, конечно, Lynard Skynyrd! Так как некролог посвящен (в том числе) памяти Ларри Янструма, то наш дальнейший рассказ будет о нем. Ларри Янструм родился в 1949 году. Он основал группу Lynyrd Skynyrd в 1965 году во Флориде вместе с четырьмя другими музыкантами, наряду с трагически погибшим (еще в 1977 году) в результате авиакатастрофы Ронни Ван Зантом (вокал), Гари Россингтоном (гитара), Алленом Коллинзом (гитара), Билли Пауэллом (клавишные). В 1971 его сменил бас-гитарист Леон Уилксон. Lynyrd Skynyrd была названа в честь школьного учителя по имени Леонард Скиннер, славившегося своим непримиримым отношением к ученикам с длинными волосами. Группа имела поначалу лишь локальный успех, работая в ключе утяжеленного блюзового «буги-вуги» характерного для южных штатов с немалыми вкраплениями соула. Их «раскрытие» произошло благодаря серьезно взявшемуся за них продюсеру и музыканту Элу Куперу (к примеру, занимавшимся организацией туров Badfinger по штатам). В 1973 году был выпущен первый альбом формации под заковыристым названием «Pronounced Len-Nerd Skin-Nerd» при участии известного сейшн-музыканта Эда Кинга. За основу звучания пластинки было взято творчество, гремевших тогда Allman Brothers Band, а введение в структуры композиций третьей гитары дало свои плоды, выразившиеся в «атакующем» и напористом общем звуке альбома. В 1973 году Lynyrd Skynyrd открывали гастрольные выступления The Who и приобрели репутацию одной из лучших «живых» групп Америки. Следующие альбомы («Second Helping» (1974), «Nuthin’ Fancy» (1975)) стали платиновыми и закрепили успех коллектива. Мировую известность Lynyrd Skynyrd получила за свои песни «Sweet Home Alabama» и «Free Bird». В 1976 году Янструм присоединился к группе 38 Special, где также как бас-гитарист, он играл вплоть до 2014 года, пока травма руки не вынудила его уйти из коллектива. «Наша Версия» выражает соболезнования семьям и всем поклонникам замечательных музыкантов. R.I.P. P.S. В августе, сентябре и октябре пришли известия о смертях других талантливых, многими любимых артистах и композиторах. Ушли из жизни: Тони Миллс (группы TNT и Shy), Дэниель Джонстон (о котором мы писали), Вилли Токарев, Карл Готт, Гия Канчели, Эдди Мани. R.I.P.

Колеса огня - 6 октября умер Питер «Джинджер» Бейкер (Cream), 7 октября умер Ларри Янструм (Lynard Skynard)
© Версия