Войти в почту

Не имеют права на жизнь: эксперты раскритиковали предложения Минфина и вице-премьера Козака по защите капиталовложений

Источник фото для оформления: govoritmoskva.ru Последняя версия законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений в РФ» не смогла пройти согласование в Правительстве РФ. Все дело в альтернативном законопроекте, представленном вице-премьером Дмитрием Козаком для Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Министерство финансов РФ предлагает такую форму защиты капиталовложений: с инвестором заключается публично-частный договор, в котором прописаны все условия реализации инвестиционного проекта (от тарифов государственных монополий до режима работы экономических зон); государство ответственно за нарушение договорных условий (капиталовкладчик почти не несет ответственность, со стороны России возможно только одностороннее расторжение договора с неугодным инвестором); вывоз прибыли в зарубежные страны разрешен, установление ограничений на репатриацию не допускается. Дмитрий Козак предлагает еще более расширенный защитный проект капиталовложений. В частности, государство будет нести ответственность перед инвестором фактически за все: от изменения налоговых ставок до изменения стратегии реализации инвестиционного проекта. Вице-премьер разрешает государству вносить лишь таможенные корректировки. Об остальных изменениях власти России должны уведомлять капиталовкладчиков за 3 года до них. В противном случае государству придется платить компенсацию инвесторам. В обоих версиях законопроекта «О защите капиталовложений» содержится запрет на получение компенсаций за неполученную прибыль из-за решений представителей власти. Несмотря на это, законопроекты о сохранении инвестиций можно назвать самыми либеральными в мире, превосходящими правовые положения стран англосаксонского права. Законопроект оценил Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets. Эксперт считает, что проблема обоих законопроектов, и Минфина РФ, и Дмитрия Козака в том, что они намного превышают возможности, которыми обладает российское право, и выходят за рамки законотворчества последних 15 лет. Кроме того, для их реализации необходимо вносить изменения в нормативные акты. «Наиболее вероятно, что будет применен проект Минфина РФ, который не так радикально увеличивает роль государства в регуляции инвестиционных рисков. Оба проекта закона о соглашениях о защите и поощрении капиталовложений предполагают эффективную защиту инвестиций, которая свела бы регуляторные риски практически к нулю, однако для применения обоих законов необходимо, чтобы судебные решения принимали компетентные специалисты», – рассуждает Артем Деев. В противном случае, по мнению руководителя аналитического департамента AMarkets, велик риск подарить мошенникам лазейку для обогащения и использования средств государства в корыстных целях. Из-за конкурентной борьбы двух ведомств принятие закона откладывается на срок от полугода до полутора лет, пока не будут достигнуты договоренности. Скептичное мнение в отношении обоих законопроектов выразил Владимир Верещак, основатель консалтинговой компании «Богатство». Он указал на то, что оба проекта нормативных актов выглядят «сказкой». Если судить по ним, то у российского бизнеса вскоре исчезнут самые насущные проблемы с техническим регулированием, лицензированием, сертификацией и налогами. Однако, по словам эксперта, нельзя вводить столь либеральные законы в стране, которая занимает 138 место (из 180 мест) в числе самых коррумпированных стран мира (по версии Corruption Perceptions Index). Россия превосходит даже ряд африканских стран по объемам коррупции. Потому важно проработать «коррупционный менталитет» россиян, и лишь потом заниматься введением прогрессивных законов. В противном случае его введение обернется беззаконием.

Не имеют права на жизнь: эксперты раскритиковали предложения Минфина и вице-премьера Козака по защите капиталовложений
© Долг.РФ