Войти в почту

Форум больших надежд

Во Владивостоке состоялся XIV Международный конгресс рыбаков, основными темами обсуждения на котором стали инвестиционные квоты, крабовые аукционы и технологическая модернизация отрасли. Судоремонт возвращают домой Приветствуя участников конгресса, губернатор Приморского края Олег Кожемяко отметил тенденции в сфере рыбного хозяйства региона, основная из них — это возвращение ремонта и строительства рыболовецких судов на территорию России, тогда как сегодня 80% судоремонта Дальнего Востока производится в Китае и Корее. Решение об организации в округе судоремонта, сопоставимого с зарубежным по цене и качеству, уже прорабатывается правительством, поэтому губернатор рекомендовал иностранным компаниям заранее задуматься о переносе технологий и специалистов на территорию РФ. Что касается строительства судов на российских верфях, то оно уже началось, этому способствовал новый порядок проведения аукционов на право добычи краба, где одним из условий являются инвестиции в производство добывающего флота. Еще одна важная тема, по мнению Кожемяко, — нехватка холодильных мощностей в портах региона, что повышает стоимость хранения морепродуктов до 100 руб. за тонну в сутки. Во избежание удорожания рыбопродукции для населения губернатор призвал ответственные федеральные службы обратить внимание на данную проблему. Сегодня потребности жителей региона в морепродуктах удовлетворяются за счет программы «Приморская рыба». По ней порядка 10% добываемой продукции должно поставляться для местных нужд. Эти 10% нужно фиксировать в соглашениях с рыбодобывающими компаниями, такое обращение в правительство уже готовится. Чтобы рыба была доступна для населения, заявил Олег Кожемяко, торговая наценка на нее не должна превышать 15–20%. Заместитель руководителя Рос­рыболовства Петр Савчук объявил, что «перезагрузка отрасли состоялась», принятые нововведения (то есть практика распределения квот на условиях инвестиций в обновление флота) позволили ликвидировать минусы предыдущей модели отрасли — сырьевую модель, изношенный флот и низкую налоговую отдачу от ресурсов. Не все рыбаки, по мнению Савчука, оказались готовы к этому, но первоначальная негативная реакция и непонимание механизма инвестквот сегодня сменились активным участием: без бюджетных затрат сегодня уже строится более 40 судов и 26 береговых перерабатывающих заводов, на сумму свыше 180 млрд руб. Первые объекты — траулер в колхозе им. Ленина, завод в Крабозаводском на Шикотане, завод «Камчаттралфлота» — уже сдаются, всего в этом году должно быть сдано 10 перерабатывающих заводов. К 2025 г. по квотам будет обновлено 40% мощностей добывающего флота, но это частичное решение задачи ухода от сырьевой модели. Флот, заявил Петр Савчук, должен быть готов выйти за пределы экономической зоны России — в Мировой океан, для добычи пелагических видов рыб, тунца и памятной советским гражданам антарктической креветки криля. Для этого требуется постоянное обновление флота и технологий, поэтому инвестиционная активность рыбаков не должна снижаться — они должны планировать инвестиции как минимум до 2033 г., а для продолжения обновления флота следует, по примеру зарубежных коллег, запретить эксплуатацию судов возрастом старше 30 лет. Инвестиции, по мнению чиновника Росрыболовства, должны давать на порядок большую прибыль, чем мороженые полуфабрикаты. До 2030 г. в отрасль, по мнению Савчука, может быть привлечено более 650 млрд руб. инвестиций, с учетом береговой инфраструктуры. Совместно с Минпромторгом в следующем году Росрыболовство планирует запустить механизм субсидирования 30% стоимости строительства малых, транспортных и аквакультурных судов, чтобы поддержать инвестиционный спрос в тех сегментах отрасли, где инвестквота не применима. Прежде всего, это касается малорентабельных объектов. Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов предложил внести в резолюцию конгресса требование направить планируемую прибыль от них — порядка 125 млрд руб. — на финансирование рыбохозяйственных научных исследований, прогнозов и промысловую разведку, поскольку отраслевая наука в лице ТИНРО теряет кадры и флот. Для увеличения экспорта морепродуктов из Приморья до плановых 2 млрд долларов к 2024 г. Мартынов считает необходимым создать специализированный пограничный переход Краскино — Хуньчунь, через который можно было бы поставлять в Китай охлажденную и свежую продукцию, и построить его на условиях ГЧП с привлечением средств рыбодобывающих компаний. Исландские технологии будущего О необходимости создания образовательных межвузовских площадок на базе производственных предприятий для практической подготовки инженерных кадров напомнил генеральный директор ООО «Технологическое оборудование» Олег Комаров. Представители машиностроительной отрасли совместно с вузами на протяжении последних лет пытаются найти варианты решения проблемы, но пока без активного участия государства. Этот вопрос становится все острее с приходом на Дальний Восток современных мировых технологий рыбопереработки. Требуются специалисты, способные не просто работать на таких машинах, но и обслуживать, оперировать и ремонтировать их, подтвердил генеральный директор Knarr Russia Йонас Триггвасон. «Это прекрасная идея — организовать платформу здесь, на базе вашего отраслевого вуза. Потребность действительно есть, мы слышим ее и от ваших коллег в Мурманске: они просили нас принять участие в создании специализированной кафедры по подготовке специалистов для такого технологического оборудования. И этот вопрос рассматривается нашими исландскими вузами», — рассказал Йонас Триггвасон. Тему сотрудничества и в образовательной сфере активно поддержала чрезвычайный и полномочный посол Республики Исландия в России Берглинд Асгейрсдоттир. «Правильный поставлен вопрос: первое — нужна координация — то, о чем сегодня говорил и «Дальрыбтехцентр», — согласился замруководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук. — Хотя, с одной стороны, это действительно не полномочия Росрыболовства, но здесь то же, что и с судостроением: это нам необходимо, это необходимо рыбакам. Поэтому мы возьмем эту координацию на себя». Представитель отраслевого ведомства также пригласил исландские компании поучаствовать в решении задачи подготовки современных кадров. «Готовы ли русские использовать современные технологии? Этот вопрос связан с тем, как вы воспринимаете обучение — боитесь этого или готовы научиться», — обратился к коллегам председатель совета директоров компании-проектанта «Наутик Рус» Альфред Тулиниус. По его мнению, исландские компании уже давно мыслят иными категориями и готовы активно участвовать «во всех подобных изменениях». Альфред Тулиниус показал участникам конгресса целую серию инновационных рыбопромысловых судов различного класса, проекты которых разработаны исландскими инженерами и реализуются на многих верфях мира: помимо полной автоматизации лова и производственных линий, эти суда обладают комфортными условиями для жизни экипажа (на уровне 3–4-зведочных гостиниц), а в перспективе будут оснащаться ядерными силовыми установками. Бизнес-менеджер фирмы MAREL Бергур Гудмундссон рассказал в своем докладе о применении в рыбной отрасли технологий «Индустрии 4.0»: Big Data, Mashine learning, искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей, роботов и т. д. Берглинд Асгейрсдоттир заявила, что исследования и технологии играют жизненно важную роль для управления и развития сектора, поэтому исландский передовой опыт пригодится в России. Петр Савчук, в свою очередь, предложил исландцам принять участие в создании инновационно-технологической и образовательной площадки на базе Дальрыбвтуза, в ответ на что ректор университета Олег Щека заявил о готовности обсудить этот проект. Международный конгресс рыбаков прошел 3–4 октября в администрации Приморского края. Это признанная международная отраслевая коммуникационная площадка, где обсуждаются и решаются вопросы мировой рыбохозяйственной повестки. Основные положения итоговых резолюций конгресса учитываются при формировании государственной политики России в области рыболовства, охраны водных биоресурсов, судостроения, судоходства, развития береговой инфраструктуры.

Форум больших надежд
© Konkurent.ru