Ещё

Время движения «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом могут сократить на 30 минут — до трех часов (интервью) 

в декабре 2019 г. представит обновленный интерьер скоростного поезда «Сапсан». О том, как изменится «начинка» подвижного состава, о введении новых сервисов для пассажиров, а также о том, как в ближайшее время изменится режим работы Московского центрального кольца (МЦК) в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Елене Демиденко рассказал начальник дирекции скоростного сообщения — филиала РЖД .
Елена Демиденко (Е. Д.): В ноябре минимальный интервал движения поездов «Ласточка» на МЦК составит четыре минуты, для этого потребуется дополнительный подвижной состав. Есть ли он уже у вас в наличии?
Антон Петров (А. П.): Сейчас интервал движения между поездами в часы пик составляет пять минут, в другое время — 10 минут. Эти показатели были введены в мае 2017 г. Но для удовлетворения спроса на перевозку мы работаем над дальнейшим сокращением интервала в движении «Ласточек» по Московскому центральному кольцу до четырех минут в час пик и до восьми минут в остальное время. Общее время следования по полному кругу МЦК составит 88 минут вместо нынешних 90 минут.
ОАО «РЖД» уже пополнило парк «Ласточек» девятью новыми электропоездами, увеличив общее количество до 51 состава. Для сокращения интервала движения, запланированного в 2019 г., количество рейсов «Ласточек» будет увеличено до 484 в будние дни (что на 130 больше, чем сейчас) и до 422 в выходные и праздничные дни (сейчас — 300 рейсов). Сейчас идет подготовка подвижного состава. Новые поезда обкатываются, в числе прочих они выходят в рейсы, а затем проходят тщательные осмотры. Задача одна — к ноябрю эти «Ласточки» должны быть полностью готовы к выходу в контур.
Е. Д. : Отличаются ли эти девять поездов от тех, что уже курсируют на МЦК?
А. П. : Все поезда, которые сейчас поставлены — новые поезда серии «Ласточка», изготовленные на предприятии ООО «Уральские локомотивы». Они изготовлены специально для МЦК и будут полностью аналогичны тем, которые уже эксплуатируется на кольце. Они также состоят из пяти бестамбурных вагонов. Здесь комфортно чувствуют себя все пассажиры, в том числе маломобильные группы населения, пассажиры с колясками, багажом и велосипедами. Салоны оснащены поручнями, информационными мониторами, климатическими установками и электрическими розетками. Есть система климат-контроля и доступ к Wi-Fi.
Е. Д. : Вы уже сформировали дополнительные локомотивные бригады, которые будут управлять этими «Ласточками»?
А. П. : Для обеспечения запуска МЦК с межпоездным интервалом четыре минуты необходимо было набрать 90 сотрудников: 45 машинистов и 45 помощников. Кандидаты уже подобраны и проходят подготовку в нашем учебном центре. Подбор персонала проводится в несколько этапов, включающих в себя собеседования, тестирования и отработку навыков на тренажерах.
Е. Д. : В конце августа была представлена «Ласточка» для МЦК, оборудованная системой машинного зрения. На кольце уже ходит тестовый состав, работающий в режиме автоведения. Эти системы будут тиражироваться?
А. П. : Надо отметить, что МЦК — это некая экосистема, замкнутый контур, на котором, с одной стороны, удобно перемещаться пассажирам (а за три года перевезено свыше 360 млн человек), а с другой — отрабатывать новые технологические решения для подвижного состава.
Системой машинного зрения на сегодняшний день оснащен один электропоезд «Ласточка» — общим подходом при работе системы обнаружения препятствий является комплексирование данных от различных датчиков, таких как оптические камеры, лидары, инфракрасные камеры. Затем происходит сложный процесс обработки полученных данных с помощью нейронной сети и принятие решения системой, в том числе основанное на предыдущем опыте обучения. При наличии каких-либо препятствий и отклонений от нормы поезд сначала подает сигнал, а затем применяет экстренное или служебное торможение. Причем происходит все в автоматическим режиме. Пока это опытный экземпляр, на нем мы будем отрабатывать систему.
Что касается автоведения, то суть технологии такова: как только машинист нажимает кнопку блокирования дверей, поезд переходит в режим автоведения. «Ласточка» сама сверяется с координатами на электронной карте, расписанием движения, ограничениями скорости и многими другими параметрами — и то, и другое предварительно загружено в ее систему и по мере необходимости может корректироваться по защищенному радиоканалу. Поезд сам рассчитывает кривую скорости так, чтобы следовать четко по графику. Машинист при этом проверяет занятость пути и иные параметры.
Е. Д. : Когда на МЦК может появиться полностью беспилотная «Ласточка»? Будут ли как-то визуально беспилотные «Ласточки» на МЦК отличаться от обычных?
А. П. : Перед нами руководством холдинга поставлена задача: движение автопилота на МЦК запустить в 2021 г. Но до этого момента нужно пройти множество этапов как юридического, нормотворческого, так и технического характера. Холдинг «РЖД» ведет разработку беспилотных систем на различных объектах инфраструктуры. Для этого идет постепенное оснащение подвижного состава, инфраструктуры станций и технологических объектов специальной аппаратурой для дистанционного контроля и управления движением. В ближайший год предстоит проведение серии испытаний по отработке технологии движения в автоматическом режиме под контролем машинистов, однако тестовых поездок с пассажирами на этом этапе не планируется. Визуальное отличие такого электропоезда в настоящее время не предусмотрено.
Е. Д. : Ранее вы уже говорили о том, что к 10-летию скоростного сообщения будет представлен обновленный интерьер поезда «Сапсан». В какой форме будет эта презентация? Будут ли это макеты, выставленные на вокзалах, или поезд сразу выйдет ни линию?
А. П. : Да, 17 декабря мы представим совершенно новые интерьеры «Сапсана», изменения коснутся вагонов всех классов обслуживания, а также вагона-ресторана. При этом о макете речи не идет, на следующий день после представления — 18 декабря — поезд выйдет в первый рейс.
Изменения направлены в первую очередь на повышение уровня комфорта. К нам часто поступали обращения и пожелания пассажиров касательно наличия розеток для зарядки мобильных устройств. Данные пожелания мы учли: все вагоны будут оснащены розетками, а, например, в вагоне-бистро на всех столах будут встроенные беспроводные зарядки — такой услуги в настоящей момент нет ни у кого из конкурентов на российских железных дорогах. Изменится цветовая гамма чехлов и ковровых покрытий, можно будет регулировать освещение.
Также мы ведем работу по замене кресел в бизнес-классе, сделав акцент на улучшении эргономических качеств и повышении технологичности. В бизнес-классе мы также планируем выделить две изолированные стеклянные комнаты — обособленные бизнес-зоны. Особое внимание уделили пассажирам с детьми — у наших маленьких путешественников появится отдельная игровая зона. В ней будут мультимедийные устройства, яркое оформление, наборы игрушек. Мы предусмотрели места для крепления детских колясок. А еще в шестом вагоне появятся дополнительные места для размещения багажа. Однако обновится не только интерьер, будут введены новые услуги: меню, дорожные и детские наборы. Будет новой даже форменная одежда персонала. Сейчас у нас 16 поездов «Сапсан». По нашим планам, работы по модернизации остальных электропоездов планируется завершить в 2021 г., совместив их с плановыми ремонтами.
Е. Д. : Летом был заключен договор на поставку еще 13 поездов «Сапсан». Когда вы их получите, парк увеличится почти вдвое. На каких направлениях они будут ходить? Будут ли открываться новые маршруты для движения «Сапсанов»?
А. П. : Поступление первого «Сапсана» по договору запланировано на конец 2022 г., суммарно парк электропоездов «Сапсан» составит 29 составов.
Новые составы будут использованы на увеличение провозной способности участка Москва — Санкт — Петербург, в настоящее время среднее использование вместимости составов «Сапсан» на этом маршруте около 100%. Фактически у нас дефицит мест.
Существующая схема пропуска поездов «Сапсан», так называемое тактовое движение, где два поезда следуют в попутном направлении с минимальным интервалом с периодичностью в два часа, будет сохранена. Но если сейчас у нас ходит максимум четыре пары сдвоенных поезда, то их количество будет увеличено до девяти. Таким образом, мы почти на 50% увеличим количество предлагаемых мест. Будет увеличена периодичность курсирования «Сапсанов» между Москвой и Нижним Новгородом. Расширение маршрутной сети поездов «Сапсан» в настоящее время не планируется, так как отсутствует необходимая инфраструктура, способная реализовывать заложенные в составы «Сапсан» скоростные характеристики, а именно — скорость более 160 км/ч.
Е. Д. : Планируете ли вы вводить дополнительные остановки на существующих маршрутах «Сапсанов»? Будет ли сокращаться время в пути?
А. П. : Существующие остановки поездов «Сапсан» — это станции с мощным пассажиропотоком либо крупные транспортные узлы. Основным, а может и главным, преимуществом поезда «Сапсан» является минимальное, на пределе возможности инфраструктуры, время в пути. Назначение каждой дополнительной остановки влечет замедление поезда «Сапсан» минимум на пять минут, что негативно будет воспринято пассажирами. Поэтому пока новых остановок у поезда «Сапсан» не планируется. А время в пути — да, сокращать планируем. Но это работа поступательная, комплексная. К примеру, когда «Сапсан» запускали, от Москвы до Санкт-Петербурга можно было доехать за три часа 55 минут, а сейчас — за три часа 30 минут. В планах сократить это время до трех часов.
Е. Д. : Собираетесь ли вы вводить невозвратные билеты, как ваши коллеги из ?
А. П. : Изначально мы рассматривали возможность введения невозвратных билетов, анализировали опыт работы ФПК. Но, как я уже говорил, заполняемость «Сапсанов» почти стопроцентная. Привлекать клиентов за счет невозвратных билетов нам просто нет смысла.
Е. Д. : Какой рейс «Сапсана» самый популярный?
А. П. : Практически на все рейсы имеется большой спрос, но активный пик перевозок приходится на вечерние рейсы — «Сапсан» №776А, отправляющийся из Москвы в 19:30, и №775А, отправляющийся из Санкт-Петербурга в 19:00. Сложно уехать из Москвы в пятницу — на рейсах с 15:00 до 21:00. Непросто найти билеты из Санкт-Петербурга в Москву на рейсы с 17:00 до 21:00. В последнее время также популярностью пользуются рейсы из Москвы в четверг вечером.
Е. Д. : Когда лучше покупать билеты, чтобы доехать на «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург или Нижний Новгород по максимально выгодной цене?
А. П. : Тарифы сегодня позволяют приобретать билеты по приемлемым ценам. Мы стараемся выстраивать тарифную политику на уровне рынка, но сравниваем себя с авиакомпаниями, поскольку предоставляем схожий по уровню комфорта и времени перемещения продукт. Стоимость билета в экономическом классе у нас начинается от 1,9 тыс. руб., но ни при каких условиях не может подняться выше 6,9 тыс. руб. на востребованные рейсы. Экономить на поездках можно, если заранее спланировать путешествие и приобрести билет в момент открытия продажи и не на пиковые рейсы. Можно же запланировать поездку в Санкт-Петербург не на вечер пятницы, а на субботу, тогда свободных и недорогих билетов будет намного больше. В то же время пассажиры «Сапсанов» при оформлении проезда могут воспользоваться общедоступными тарифными планами, а также несколькими специальными — есть скидка на билеты в день рождения, за покупку билетов туда-обратно, для студентов и пенсионеров, а часто путешествующие люди могут воспользоваться «Деловым проездным».
Е. Д: Насколько популярны у пассажиров «Деловые проездные»?
А. П. : Данная дорожная карта работает по принципу предоплаты и доступна в нескольких уровнях, отличающихся по цене, сроку действия, классу обслуживания и количеству поездок. То есть абсолютно каждый пассажир может подобрать удобный для себя вид проездного. С начала ввода данной услуги приобретено уже около 1,2 тыс. карт «Деловой проездной», а с начала года — более 600 проездных. При этом чаще всего наши клиенты оформляют «Деловой проездной» категории White со сроком действия один месяц и White со сроком действия шесть месяцев.
Е. Д. : «Сапсаны» очень популярны у туристов из КНР. Собираетесь ли вы вводить путевое аудиоинформирование на китайском языке или принимать на работу проводников, знающих китайский?
А. П. : На данный момент система информирования пассажиров имеет объявления на русском и английском языках. Добавления на китайском языке мы не рассматриваем, так как дополнительные звуковые оповещения увеличат время информирования и могут вызвать дискомфорт у пассажиров. Кроме того, вся необходимая справочная информация размещена в буклетах, выпуск которых осуществляется на русском, английском и китайском языках. В бортовой информационно-развлекательной системе есть фильмы на китайском языке. С этого года мы ввели практику назначения в каждую поездную бригаду как минимум одного бортпроводника, владеющего базовыми разговорными фразами на китайском языке.
Е. Д. : Уже больше года между Москвой и Иваново курсирует «Ласточка». Насколько популярен этот маршрут? Собираетесь ли Вы запускать по подобной схеме «Ласточки» в другие региональные центры?
А. П. : Маршрут Москва — Иваново, запущенный 13 марта 2018 г., сразу стал востребованным. Для удовлетворения спроса на перевозки, размеры движения за период эксплуатации на этом маршруте составов «Ласточка» увеличились вдвое — с двух до четырех пар ежесуточно, в том числе одной ночной пары. Средняя населенность поездов на маршруте с начала года — чуть более 90%. Не так давно, в августе текущего года, мы уже перевезли миллионного пассажира на данном маршруте. И это отличный показатель!
Опыт назначения составов «Ласточка» на участках с контактной сетью и автономной тягой был уже неоднократно применен после запуска маршрута Москва — Иваново. Например, в августе 2018 г., при назначении маршрута Санкт-Петербург — Псков и в декабре 2018 г. при назначении маршрута Санкт-Петербург — Сортавала, которые также с момента запуска стали популярны у пассажиров. К сожалению, по причине высокой интенсивности использования железнодорожной инфраструктуры в Московском железнодорожном узле, главным образом пригородными поездами, назначение новых маршрутов составами «Ласточка» из Москвы в настоящее время не планируется. Планы по покрытию Москвы центральными диаметрами и смещение акцента на приоритетность пригородных и городских перевозок требуют решения дополнительных вопросов при реализации новых маршрутов в Московском регионе с использованием составов «Ласточка» в будущем.
Е. Д. : Между станциями «Сортавала» и горным парком «Рускеала» курсирует специальный ретропоезд на паровозной тяге, причем его обслуживает именно ваша дирекция. Есть ли планы по запуску подобных проектов в других регионах — к примеру, в столичном?
А. П. : Туристический поезд Сортавала — Горный парк «Рускеала», запущенный 1 июня 2019 г., является продуктом взаимодействия правительства Республики Карелия и РЖД и приурочен к празднованию 100-летия создания Республики Карелия. Уникальность этого проекта в том, что при высокой концентрации туристических объектов в одном районе, отсутствии нормально развитой сети автодорог, ОАО «РЖД» нашло возможность создания инфраструктуры для назначения поезда на паровозной тяге. У этого туристического поезда несколько достижений, помимо следования на паровозной тяге: он ежедневный и рентабельный. С момента запуска ретропоезда «Рускеальский экспресс» перевезены более 22 тыс. пассажиров. К сожалению, паровозный парк в России не позволяет назначить такие поезда повсеместно. Вместе с тем, при заинтересованности регионов, возможно тиражирование подобных проектов и на других направлениях. Про Москву говорить не тороплюсь, есть определенные планы и соображения. Как только будут сформированы продукты, мы сообщим.
Видео дня. Травят в России: гомосексуалист дал интервью СМИ
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
<