Войти в почту

Папуа — Новая Гвинея: инфраструктура или экология?

В соцсетях можно часто встретить фотографии дорог в Сибири и на Дальнем Востоке. Кажется, что хуже не может быть ничего. Но это не так. Например, в Папуа — Новой Гвинее дороги еще хуже, особенно те, что находятся в центральной, горной части страны. В настоящий момент страна приступила к проекту постройки дорожной сети в рамках правительственного плана отхода от сырьевой экономики. План предусматривает развитие инфраструктуры, в этих целях страна прибегает к получению ссуд от Китая в рамках стратегии «Один пояс — один путь» и эмиссии государственных облигаций, которые достаточно активно продаются. Проблема одна: проект дорожной сети подвергается критике со стороны экологов. Опять сырье? В среднесрочный план развития правительства Папуа — Новой Гвинеи (ПНГ) на 2018–2022 годы включено расширение дорожной сети с 8740 км до 12 000 км за пять лет. Программа главным образом предназначена для борьбы с нищетой в изолированных сельских районах горной части страны и для превращения сырьевой экономики страны в промышленную. Планируется построить как минимум пять новых национальных автомагистралей. Несмотря на планируемый отказ от сырьевого характера экономики, ряд аналитиков считает, что строительство дорог в центральных регионах страны нужно для того, чтобы позволить добывающим отраслям промышленности войти в богатые ресурсами районы. Правительство собирается сочетать строительство дорог с арендой сельскохозяйственных участков вдоль них. Все бы хорошо, но, согласно исследованию Американского института Окленда о незаконных рубках леса в ПНГ, подобные схемы систематически используются в том числе многими иностранными лесозаготовительными компаниями. Благодаря идущему в последнее время активному строительству дорог в ПНГ наблюдается рост лесозаготовок и экспорта древесины, что делает ее вторым по величине экспортером тропических пород дерева после Малайзии. Протесты экологов В Папуа — Новой Гвинее сосредоточено около 7% мирового биоразнообразия. Массив дождевого леса ПНГ — третий по величине в мире после лесов бассейна Амазонки и Конго. Новые дороги будут пересекать ряд приоритетных природоохранных зон. Строительство дорог через леса разрушает, по мнению экологов, экосистемы, а также открывает ранее изолированные районы для лесозаготовок, браконьерства и образования новых населенных пунктов. Наиболее высокие темпы обезлесения наблюдаются в ПНГ в последние годы именно вблизи дорог. Особую озабоченность вызывают запланированные участки дорог в западных провинциях страны, где находятся тропические леса Камула Досо. В настоящий момент это самый большой оставшийся нетронутым массив равнинных тропических лесов в ПНГ. Официальные лица ПНГ уже предприняли по меньшей мере три попытки предоставить компаниям права на лес в этом массиве: в форме лесозаготовительной концессии малазийскому лесному гиганту «Римбунану Хиджау» (сделка была приостановлена судами в 2008 году); сделки по углеродному кредиту 2008 года, заключенной с местной фирмой Nupan Trading; сделки SABL 2009 года, заключенной с новозеландской компанией Tumu Timber. Положительные моменты С другой стороны, нанесение асфальтового покрытия на дороги дает хоть какую-то занятость представителям племен горной части ПНГ. Они работают в качестве разнорабочих и держателей знаков вдоль маршрута. Правда, большая часть квалифицированных работ по модернизации дорог выполняется китайскими гражданами из китайской компании Harbour Engineering Company. Насколько много квалифицированных строителей в Порт-Морсби и других крупных городах страны — очень большой вопрос. С образованием в ПНГ туго даже в столице. Ряд общин, ведущих сельское хозяйство в горных районах страны, сможет увеличить свою долю рынка вплоть до всей страны. Основные продукты, которые горцы смогут продавать в Порт-Морсби и, по наилучшим прогнозам, по всей ПНГ: лук, кофе, какао, орех бетель, являющийся в ПНГ легальным наркотиком. 85% населения ПНГ занимается сельским хозяйством — учитывая этот показатель, нетрудно себе представить, насколько важны для страны дороги. Помимо того, что дорога ведет на более крупные рынки и увеличивает доходы для общин, она также рассматривается как связующее звено с государственными службами, такими как больницы и школы, и может позволить процветать таким отраслям, как экотуризм. Может, лучше сначала отремонтировать существующие дороги? Состояние уже существующих дорог в ПНГ настолько ужасно, что планы строить новые дороги вызывают у зарубежных аналитиков недоумение, поскольку приоритетом правительства, по логике вещей, должно быть поддержание уже существующих дорог в состоянии, пригодном для езды, а не прокладка новых. Во время тропических ливней на дорогах происходят оползни, а расходы на эксплуатацию этих дорог достаточно высоки — иногда проще построить новую дорогу, чем поддерживать уже проложенные в горах дороги. В правительстве ПНГ осознают проблему и пытаются искать средства на ее решение в виде займов у Китая. По данным международных СМИ, ПНГ уже взяла на себя $1,5 млрд в виде льготных кредитов от Китая, который также выделил еще $4 млрд на ремонт дорожной сети. В июне 2018 года ПНГ стала первой Тихоокеанской страной, подписавшей китайскую инициативу «Один пояс — один путь». Далеко не все в ПНГ восприняли это на ура. Многих политиков обеспокоило растущее китайское влияние. Реконструкция Хайлендс Хайуэй Самая главная автомагистраль ПНГ, Хайлендс Хайуэй, одна из немногих автотрасс страны, имеющих асфальтовое покрытие, в настоящий момент остро нуждается в реконструкции. Некоторые работы уже начаты. В январе этого года премьер-министр ПНГ Питер О'Нил торжественно запустил реконструкцию в Гороке, провинция Восточный Хайленд. Пока реконструируется участок шоссе протяженностью 428 км от Надзаба, пригорода Лаэ (провинция Моробе) до Кагамуги, провинция Западный Хайленд. Контракт был заключен с тремя крупными подрядчиками. Металлургическая корпорация Китая Limited (MCCL), China Wu Yi Ltd и China Harbour Engineering Company Ltd (CHEC) обеспечили этот контракт через прозрачные торги. Контракт контролируются Азиатским банком развития (АБР). По прогнозам правительства, дорожные работы будут продолжаться на протяжении 10 лет, его стоимость составляет 180 млн кин. Помимо этого, имеются уже выполняющиеся планы улучшения инфраструктуры местности вдоль шоссе. Так, был открыт новый диагностический и хирургический центр больницы в Гороке. Перспективы В настоящий момент ПНГ является одним из наименее привлекательных государств мира для иностранного бизнеса. Несмотря на то, что из стран Океании ПНГ явилась первой, кто вступил в проект Китая «Один пояс — один путь», а также периодически получает австралийские инвестиции, долгое время инвестиции проводились только в добывающую отрасль страны, и в сравнении с ВВП и населением страны они уступали многим другим государствам Океании. Виной всему в первую очередь запредельный уровень криминала и не очень хорошие отношения между племенами в горной части страны. Уровень образования в ПНГ низкий: жители горной части зачастую вообще не получают никакого образования; трудовым мигрантам из центра в Порт-Морсби и других городов на побережье ничего не остается, кроме как вливаться в организованные преступные группировки. Коррупция очень высока, нередко спускаются на тормозах уголовные дела против подобных ОПГ, уголовные дела по фактам изнасилований часто вообще не возбуждаются, в горной части страны бывают даже факты ритуального каннибализма после стычек между племенами. Зарубежные бизнесмены просто боятся ездить в такую страну. Чтобы хоть немного цивилизовать папуасскую глубинку, нужно развитие инфраструктуры. Что, собственно говоря, и делается, поскольку развитие дорожной сети — первый шаг к цивилизации. Однако, как мы видим, бесконтрольная «цивилизаторская политика» может привести к экологическим проблемам. Оставлять все как есть нельзя, так как ПНГ иначе никогда не справится с репутацией страны, в которой едят людей, насилуют женщин, а иностранцам нельзя ходить по городу без охраны. Поэтому чтобы и природу сохранить, и облик страны улучшить, следует переработать план строительства дорожной сети. Китайские компании вряд ли сильно заботит сохранение природы ПНГ. А отечественных строительных компаний в стране почти нет. В связи с этим, вероятнее всего, власти ПНГ в дальнейшем будут обращаться к австралийским и иным западным компаниям, уже имеющим опыт «зеленого строительства» в природоохранных регионах. Автор: Роман Мамчиц

Папуа — Новая Гвинея: инфраструктура или экология?
© Инвест-Форсайт