Войти в почту

Что ждет граффити в Москве: «7 кругов» согласований и претенденты на вылет

После того как в июле 2019 года власти Москвы утвердили новые правила нанесения граффити, с фасадов домов стали исчезать знаковые работы именитых мастеров жанра. Общественность возмутило уничтожение работы «Послание» австралийского художника Финтана Маги на Рождественке и фантазийной картины «В синем море, в белой пене» на Беговой улице. Обозреватель РИАМО выясняла, по каким правилам теперь должны работать уличные художники и готовы ли они к нововведениям. Стрит-арт без правил До недавнего времени каких-либо правил, регулирующих деятельность уличных художников, в Москве не существовало. Понятие «граффити» появилось лишь в законе «О благоустройстве в городе Москве» в мае 2018 года, когда в него добавили соответствующую статью. Однако в статье говорилось лишь о необходимости согласования граффити с уполномоченным органом исполнительной власти, сам порядок согласования прописан не был. Знаковым событием для московского стрит-арта стал фестиваль «Лучший город Земли» летом 2013 года. Именно тогда в центре города появились масштабные работы во весь фасад в стиле mural art. Украшали фасады мастера из Италии, Австралии, Аргентины, Испании, России и других стран. Именно тогда в столице появились те самые знаковые граффити, которые Москва потеряла в 2019-м. При этом нанесение картин на фасады было согласовано и с городскими властями, и с жильцами домов. В разные годы Москву накрывала то одна, то другая волна граффити: в 2014 году появился патриотический стрит-арт на тему присоединения Крыма, в 2015-м – рекламные граффити, а также работы, пропагандирующие ЗОЖ и традиционные ценности. Настоящие галереи уличного искусства возникли на территориях центра современного искусства «Винзавод», дизайн-завода «Флакон» и центра дизайна Artplay. Там художники могли творить свободно, не боясь ни цензуры, ни удаления изображения со стены на следующий день. Большие художественные полотна художники-муралисты создавали не только в центре Москвы, но и на окраинах города. Более 10 лет назад квартал на улице Изумрудной на северо-востоке Москвы стал называться «кварталом граффити». Российские и зарубежные художники создали там настоящий парк граффити, раскрасив фасады типовых пятиэтажек. Вторая «Яма» и воздушная тропа: что открылось в Москве ко Дню города>> «7 кругов» согласований и ограничение тематики Перемены в жизни московского стрит-арта настали, когда в июле 2019 года столичное правительство утвердило постановление № 877 «О нанесении надписей, изображений путем покраски, наклейки, росписи в технике «граффити» и иными способами на внешние поверхности нежилых зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов в городе Москве». Согласно новым правилам, теперь дизайн изображения на фасаде здания нужно согласовать в семи департаментах городской мэрии, а также в территориальных органах управления. В Мосжилинспекции РИАМО пояснили, что для начала всем заинтересованным лицам (будь то физическое или юридическое лицо) следует обращаться с дизайн-проектом в департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы. Затем проект может быть вынесен на межведомственную комиссию, в которую входят представители семи столичных департаментов (в том числе департамент СМИ и рекламы, культуры, культурного наследия, комитет по архитектуре и градостроительству и др.). Кроме того, правилами определен круг тем, которые могут отобразить художники в своих работах, – это наука, спорт, искусство, исторические события и популяризация выдающихся личностей. Рисунки не должны содержать призывы к насилию и жестокости, потреблению наркотиков или табака, порочить чью-то честь или достоинство, отражать информацию рекламного или порнографического характера, на них не должно быть указано, что изображение было одобрено органом власти и т.п. Проекты, которые пройдут отбор и получат одобрение властей, могут появиться на городских фасадах только в период с 1 апреля по 1 ноября, строго при температуре не ниже 10 градусов тепла. По правилам, максимальный срок размещения изображения составит 5 лет. Мониторингом московских изображений в стиле граффити, а также нарушениями в этой сфере, занимается ГБУ «ГОРИНФОР», которое отправляет данные в органы исполнительной власти. Мосжилинспекция, являясь контрольно-надзорным органом, выдает предписания на удаление изображений. Тула без пряников и самоваров: маршрут по городу, который понравится москвичам>> Кому мешает Майя Плисецкая? По данным столичных властей, в Москве летом насчитывалось чуть более 750 граффити. В последнее время их количество заметно поубавилось. Так как работа по удалению граффити, не соответствующих новым правилам, продолжается, в ближайшее время их станет еще меньше. Правда, весной 2020 года в городе начнут появляться новые работы мастеров стрит-арта. По новым правилам, все граффити в Москве должны быть приведены в соответствие с требованиями. На это отводится 180 календарных дней со дня вступления в силу постановления правительства Москвы, то есть примерно до середины января 2020 года. В Мосжилинспекции РИАМО пояснили, что в настоящее время собственникам зданий, организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, предоставляется выбор действий. По сообщению пресс-службы префектуры ЦАО, на сегодняшний день в черный список попали 183 граффити, не соответствующие новым правилам. Они расположены на фасадах жилых и нежилых домов, тепловых пунктов. Не соответствующие новым правилам граффити должны быть удалены инициаторами нанесенного изображения или собственниками зданий самостоятельно, отмечается в сообщении пресс-службы. Какие именно изображения могут исчезнуть с улиц Москвы и есть ли среди них знаковые работы, РИАМО в Мосжилинспеции не сообщили. Как стало известно из СМИ, сейчас под угрозой исчезновения находится одно из самых известных граффити в Москве - работа бразильского художника Эдуардо Кобра «Майя» на Большой Дмитровке, где изображена балерина Майя Плисецкая. Управляющей компании было предписано либо «узаконить» граффити, либо принять меры по его удалению. Места с историей: бассейн «Чайка», где снимали «Розыгрыш» и «Ночной дозор» >> Художники – за свободу творчества Опрошенные РИАМО художники, работающие в стиле стрит-арт, высказались однозначно против новых правил размещения правил. «Оставили многих людей без работы! Непонятно, как будут действовать новые правила в нынешних реалиях», - высказался московский художник Алексей. Автор граффити-портрета Сергея Бодрова-младшего художник Илья Соколов считает, что процесс согласования граффити должен быть максимально доступным. Он пояснил, что процесс получения разрешения по новым правилам сейчас стал «невероятно сложным, непонятным и невыполнимым». Художник добавил, что московские власти могли бы чаще проводить фестивали, посвященные уличному искусству, а столичные архитектурные бюро - теснее работать с мастерами граффити. Некоторые молодые московские художники, работы которых украшают европейские столицы, отказались от комментариев, сославшись на то, что «никакие правила к граффити не применимы». «Кто такое пишет, тот очень далек от осознания того, чем на самом деле является граффити», - заметил художник Матвей Кайф. Его коллега Zoom выразил свое отношение к новым правилам так: «Никакого мнения по этому поводу у меня нет, поскольку я занимаюсь нелегально, - мне что старые правила, что новые…». На высоте курантов: что находится внутри Спасской башни Кремля >> Стиль патриотизм и селфи с «поцелуями» Пока общественность негодует по поводу удаления полюбившихся москвичам и туристам работ, в Москве появляются новые граффити, согласованные по всем правилам. Так, например, на фасаде дома 35 по Большой Никитской улице в конце лета появились граффити в стиле палехской лаковой миниатюры, посвященное возвращению Крыма в состав России. Идею возвращения авторы картины из молодежного проекта «Сеть» трансформировали в образы грифона, корабля, солдат, ребенка и кота. По словам организаторов, «Возращение Крыма» открывает серию работ-символов в стиле палехской миниатюры, которые в ближайшее время появятся в разных районах Москвы. Серию продолжат картины Welcome to Russia, «Бессмертный полк» и другие. Примерно в это же время, в конце июля 2019 года, на территории центра современного искусства «Винзавод» появилось граффити стрит-арт-художника Philippenzo «Поцелуи вместо полиции». Провокационная картина, которая быстро привлекла внимание прогрессивной московской молодежи, стала частью арт-проекта «Стена», который проходит на «Винзаводе». Автор посвятил работу феномену человеческого страха и зашифровал источник ужаса в образах чего-то приятного. Предполагалось, что граффити «про поцелуи» удалят в конце августа 2019 года, после чего место должно было занять другое изображение. Однако работу, селфи с которой этим летом не сделал разве что ленивый, можно до сих пор увидеть на территории «Винзавода». «Работу должны были уже закрасить, но как минимум до конца недели она еще продержится», - рассказали в пресс-службе центра современного искусства. Внутри гостиницы «Украина»: марокканская спальня и Москва в миниатюре >>

Что ждет граффити в Москве: «7 кругов» согласований и претенденты на вылет
© РИАМО