Войти в почту

Страсти по храмам. Жители Омска выступили против «особоривания» парков и скверов

По благословению патриарха В Омске построено порядка 20 церквей, храмов и часовен. Один из самых крупных – Свято-Успенский кафедральный собор, который входит во всемирный каталог храмовой культуры. Он был возведен на месте взорванного большевиками собора. Проект лично курировал экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев. Собор потеснил фонтан, памятник оленю и сквер. Фонтан перенесли недалеко от религиозного сооружения, монумент оленю «переселили» поближе к пешеходному переходу, расположенному вблизи с собором, а сквер немного облагородили. После того как Полежаев ушел с чиновничьего поста, он продолжил продвигать идею возведения новых храмов. Сейчас он возглавляет региональный общественный фонд «Духовное наследие», который отвечает за интеллектуальное и духовное развитие населения. Под его эгидой обсуждается целесообразность восстановления Свято-Ильинского собора. Его хотят построить на месте памятника Ленину. Согласно истории Омска, место это намоленное. Памятник Ленину установили на месте уничтоженного в 1936 году храма. Территория у монумента вождю мирового пролетариата стала местом средоточия советской жизни, здесь проходили митинги и демонстрации. С начала 1990-х годов владыка Феодосий, митрополит Омский и Тарский, неоднократно призывал возродить одну из старейших омских церквей. В июле 1993 года во время визита потомков Императорского дома династии Романовых был установлен закладной крест. Его спиливали, но верующие вновь и вновь этот крест восстанавливали. В сентябре этого же года впервые за всю историю митрополии Омск посетил святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он благословил восстановление собора. Однако жителей Омска убедить оказалось непросто. Их волнует дефицит парковок и нехватка мест для отдыха с детьми в городе. Поэтому, узнав о восстановлении храма, жители Омска в группе «Омск Live» в социальной сети «ВКонтакте» устроили жаркий спор друг с другом. В итоге горожане пришли к мнению, что отдавать парковую зону под храм не совсем правильно. Храмы вместо парков? Если проект по восстановлению Свято-Ильинского собора будет принят, то памятник Ленина переедет поближе к скверу борцов Революции, а зеленые насаждения возле него проредят. Кстати, целесообразность строительства в Омске нового храма пропустили через процедуру общественных слушаний, которые прошли 29 августа. Общественники опасались повторения ситуации, которая произошла в Екатеринбурге. Весной и летом жители этого уральского города активно отстаивали сквер у театра драмы, где планировалось построить храм Святой Екатерины. Омичей заверили, что при возведении Свято-Ильинского собора зеленую зону сохранят. Несмотря на эти заверения и красочный проект, омичи и профессиональные архитекторы восприняли идею в штыки, а соцопрос показал, что 64 % жителей города не слышали об идее восстановления собора. Аналогичным образом ситуация обстоит с храмом в сквере Молодоженов, расположенном на окраине городка Нефтяников. Зеленая территория, которая является излюбленным местом прогулок местных жителей, была реконструирована. В сквере появилось отсутствовавшее много лет освещение, скамейки и небольшой фонтан, и обещают, что обновления на этом не закончатся. Однако помимо зеленой зоны в сквере построят храм. Представители омской епархии заявили, что зеленое пространство и парковая территория сохранятся, пояснив, что жители Советского округа поддержали идею о строительстве храма и воскресной школы. Секретарь Омского епархиального управления протоиерей Димитрий Олихов заверил корреспондента «ФедералПресс», что храм не потеснит имеющийся сквер, однако не уточнил размеры религиозного сооружения. «Сквер будет полностью сохранен, а приход храма будет его полностью благоустраивать. Храм получил поддержку общественности и будет строиться исключительно на пожертвования прихожан», – подчеркнул протоиерей. Власти города, в частности руководитель Советского округа Борис Сеньков, ранее обещали, что в сквере не будут вырубаться деревья. Местные жители в это не верят. В социальных сетях они заявили о возможной вырубке. Люди опасаются, что с приходом храма в сквер он перестанет быть подходящим для отдыха местом. Пустыри останутся вдали от веры Проблема строительства церквей в России так, чтобы они гармонично вписывались в городскую архитектуру, стоит довольно остро. Если обратить внимание на облик европейских городов, то трудно представить их без храмов, часть которых являются историческими памятниками. Присутствие какой-либо религиозной организации в стране определяется в том числе количеством ее культовых сооружений. При этом это отнюдь не помпезные строения с золотыми куполами, а аккуратные часовни или храмы, которые деликатно и ненавязчиво соседствуют с городской архитектурой. По мнению многих российских архитекторов, в отличие от европейских стран, российские церкви – нагромождение стилей. Поэтому если у европейцев не возникает вопросов относительно месторасположения храма, то в России это повод для дискуссий. В омском отделении Союза архитекторов России отмечают, что важно понимать, где возводить новый храм и как он впишется в городской ансамбль. «Свято-Ильинский собор предлагается поставить на историческое место, там, где он и был, и я против этого ничего не имею. Единственное, необходимо подойти профессионально к корректировке, чтобы он гармонично смотрелся на этом месте. Другое дело, когда пытаются воткнуть храм туда, где его и не было никогда, уничтожив при этом зеленые насаждения. В Омске на этот счет если и возникают дискуссии, то искусственно раздуваются. Строительство храма в сквере Молодоженов для меня лично было неожиданностью, и я бы хотел увидеть проектное предложение. Храм храму рознь, и нужно обсуждать», – отметил Александр Бегун. Заместитель председателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе в корреспондентом разговоре с «ФедералПресс» подчеркнул, что прежде чем начинается строительство храма, его проект проходит многоступенчатую экспертизу. В администрации Омска «ФедералПресс» сообщили, что с этим вопросом необходимо обратиться в департамент архитектуры и градостроительства. Агентство направило запрос директору департамента Михаилу Губину, но на момент публикации он так и не вышел на связь с журналистами. В диалоге с народом Люди не понимают, почему нельзя построить храм на пустыре. Иеромонах Русской православной церкви Макарий (Маркиш), миссионер и автор многочисленных книг предложил посмотреть на крест и задаться вопросом, почему Иисуса Христа распяли, а после заметил, что протестов вокруг строительства храмов не так много, как шума. По его мнению, землю можно использовать по-разному и необходимо учитывать интересы людей. «Когда в цивилизованной стране происходит столкновение интересов – это нормально. Место уклонения интересов – это кладбище. Конфликт интересов можно как решать всевозможными компромиссами, так и идти в суд. Важно, чтобы в сознании людей гражданское чувство развивалось. Это хорошо и правильно. Конечно церковь проводит работу с населением, и ситуация со строительством храма в Екатеринбурге тому негативный пример и позитивный, когда священнослужители находили общий язык с участниками протеста и вообще с широкой публикой», – подчеркнул иеромонах РПЦ. Другого мнения придерживается религиовед и культуролог, руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров. Он считает, что церковь в России проводит определенную политику, направленную на увеличение числа храмов. «Мне кажется, стоило бы перейти не к экстенсивному развитию, а скорее к интенсивному. Непонятно, для чего стоить храмы, если потом они будут стоять пустыми, ведь неясно, сколько на самом деле воцерковленных людей, регулярно посещающих службы. Здесь нужно оптимальное решение. Люди не против храмов, а скорее против места, где их возводят. Почему-то иногда под строительство храма отдается не пустырь, а зеленый парк. Мне это непонятно, поскольку ясно, что ситуация обречена на конфликт», – отмечает Николай Шабуров. По мнению эксперта, сегодня церковь ведет недостаточную работу с населением и больше рассчитывает на административный ресурс. Наживы ради? По данным сети православных порталов Prihod.ru, на начало 2019 года в России было открыто 38 тысяч 649 храмов, где регулярно совершается литургия. Чаще всего под храмы отдают парки и скверы. Общественник и координатор движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер считает, что не стоит сталкивать людей лбами в вопросах выбора храма или сквера, поскольку эти интересы друг другу обычно противоречат. «Зеленая зона – самая дорогая городская земля, которую надо сохранить любой ценой, поскольку парки и скверы автоматически повышают привлекательность всего, что есть вокруг и нельзя променивать зеленый ресурс. Большинство людей, которые собирают деньги на строительство храма, уверены, что он должен быть построен в самом престижном месте города. Гораздо правильнее, на мой взгляд, строить храмы и соборы в спальных районах, но при этом благоустраивать заброшенную территорию, а не встраивать церковь в имеющуюся парковую зону. Очень жаль, что религиозные сообщества ищут легкие пути для своих решений», – считает Вальгер. Несмотря на многочисленные протесты, Свято-Ильинский собор скоро может появиться в центре Омска. В конце сентября на сайте фонда «Духовное наследие» вывесили фотографии проекта архитектурного оформления собора. Однако, по мнению местного жителя, который пожелал остаться неизвестным, в большинстве случаев верующим людям достаточно небольшой часовни, которая бы аккуратно вписалась архитектурное пространство города. «Транспорта меньше не становится, а вот с выработкой кислорода совсем печально уже. С таким экологическим подходом скоро люди до зрелого возраста доживать не будут в нашем городе, не говоря уже о пенсионном»,– отмечает житель Омска. Вахтанг Кипшидзе в свою очередь заметил, что идея строительства храмов в России никогда не вызывала критику. «Нередко возникает недопонимание, связанное с местом строительства храма, и это многоаспектный вопрос. Если парк имеет большую территорию, то вполне возможно, что храм станет хорошим дополнением для этой территории. Хороший тому пример – парк «Сокольники». Церковь никогда не отказывалась от диалога с горожанами и всегда рассматривает альтернативные варианты. Выбор места строительства храма – сложный процесс, но он требует внимания», – уверен Вахтанг Кипшидзе. Эксперт также заметил, что нередко в небольших российских городах есть политические силы, которые готовы сделать место строительства храма точкой напряжения и делают это сознательно, с целью самопиара. «В этом случае следует трезво оценивать политическую подоплеку. Церкви, которые строятся в наше время, в своем подавляющем большинстве являются объектами социального притяжения и пользуются большой популярностью. Большая часть храмов, которые возведены еще до революции, являются объектами культурного наследия. Мы должны сохранять традиции и строить такие храмы, смотря на которые, наши потомки будут видеть сокровище нашей культуры во всей ее красоте», – резюмировал Вахтанг Кипшидзе. Фото: Правительство Омской области, Региональный общественный фонд «Духовное наследие», ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Ельцова,saratovmer.ru

Страсти по храмам. Жители Омска выступили против «особоривания» парков и скверов
© РИА "ФедералПресс"