Войти в почту

Эксперт: ГЧП в транспорте развивается в регионах вне зависимости от магистрального плана

Москва, 3 октября. 1–2 октября в Москве состоялся V Стратегический форум "Транспортная инфраструктура России" , который входит в цикл мероприятий Инфраструктурного конгресса "РОСИНФРА". Организаторы мероприятия – Национальный Центр ГЧП и Фонд Росконгресс. Начался Форум с подписания концессионного соглашения между ОАО "РЖД" и правительством Самарской области, которое прошло при участии первого замминистра транспорта Иннокентия Алафинова, генерального директора ОАО "РЖД" Олега Белозёрова и губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. Соглашение предполагает создание инфраструктуры железнодорожного транспорта для обеспечения деятельности особой экономической зоны "Тольятти". Объем инвестиций в реализацию проекта составит 0,9 млрд рублей. "В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года важная роль отведена проектам государственно-частного партнерства. Инструменты ГЧП в транспорте сегодня являются экономическими драйверами отрасли и позволяют существенно ускорить реализацию инфраструктурных проектов", – отметил советник Президента Российской Федерации Антон Кобяков. Участники пленарной дискуссии Форума обсудили текущий статус магистрального плана и подходы к реализации включенных в него проектов, а также региональные проекты ГЧП, реализуемые "вне плана". Модератор сессии, председатель правления Национального Центра ГЧП и председатель совета директоров "Автодор-Инвест" Павел Селезнёв задал тон дискуссии, обозначив основные показатели рынка ГЧП в транспортной сфере. По данным платформы "РОСИНФРА" , в России реализуется 144 транспортных проекта ГЧП, в рамках которых законтрактовано 2,3 трлн рублей. инвестиций, в частности, 1,55 трлн – частных. Концессия является наиболее распространенным механизмом – 64 проекта с объемом инвестиций 1,27 трлн рублей. "И постоянно мы слышим о новых планах и инициативах в регионах. Это говорит о том, что даже без магистрального плана с помощью ГЧП в России реализуется много транспортных проектов", – подчеркнул Селезнёв. Первый заместитель министра транспорта Иннокентий Алафинов также отметил, что магистральный план не может обеспечить всех потребностей инфраструктуры: региональные проекты надо разрабатывать вне зависимости от него, и для этого нужны различные инструменты. При этом, по его словам, надо смотреть не на количество, а на качество – многие проекты существуют лишь на бумаге. Генеральный директор ДСК "Автобан" Алексей Андреев отметил высокие ожидания по новым проектам и упомянул о создании участков международного транспортного коридора Европа – Западный Китай. Он считает, что проекту нужна дополнительная экспертиза и привлечение профильных компаний к обсуждениям, потому что иначе могут быть приняты решения, которые не будут интересны инвесторам и реальным участникам. В свою очередь Алафинов заверил его, что запланированы дополнительные обсуждения и корректировки. Заместитель председателя ВЭБ.РФ Юрий Корсун отметил, что комплексный план – это очень правильное начинание и, в отличии от других нацпроектов, имеет четкую структуру, а ГЧП – это правильный подход к развитию инфраструктуры в рамках этого плана. "Важно не забывать, что крупные проекты плана не должны заслонять региональную повестку", – добавил Корсун. В целом, представители рынка, принимающие участие в дискуссии, сошлись во мнении, что после некоторых донастроек уже в следующем году количество проектов ГЧП, реализуемых в рамках магистрального плана, вырастет. Кроме этого, в рамках Форума состоялись профильные сессии, посвященные автомобильным и железным дорогам, городскому транспорту и цифровизации. Участники дискуссий обсудили привлечение частных инвесторов, структурирование и реализацию проектов ГЧП, а также возвратность вложенных средств для инвесторов и социально-экономические эффекты для регионов. Также была проведена презентация сервисов платформы "РОСИНФРА", которые могут быть полезны участникам рынка транспортной инфраструктуры. Во второй день ГЧП-Институт на площадке PWC провел образовательную программу, посвященную особенностям подготовки и реализации ГЧП-проектов в транспортной сфере. Всего в мероприятиях Форума приняло участие более 300 человек: это представители профильных федеральных и региональных ведомств, руководители ключевых инфраструктурных и строительных компаний транспортного сектора, банкиры и частные инвесторы, эксперты и журналисты. Официальный партнер Форума – компания InfraONE, деловой партнер – ВТБ Капитал, партнеры сессий – EY (Ernst & Young) и Dentons. Возрастная категория 18+. О фонде Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных и общественных мероприятий. Фонд Росконгресс учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов. Мероприятия Фонда собирают участников из 206 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса. В аналитическую и экспертную работу вовлечены более 2500 экспертов в России и за рубежом, установлено взаимодействие с внешнеэкономическими партнерами из 94 стран мира. www.roscongress.org