Войти в почту

«Алиса», «Олег», «Маруся» и «Григорий». Какой бот круче?

Всем привет! Я интроверт. В поколении Y нас таких немало, а в Z – пожалуй, большинство. Пользуясь даже цифровыми продуктами, мне психологически некомфортно взаимодействовать с человеком. Особенно живым. Я не люблю никого напрягать и ставить в ступор, мне не нравятся долгие объяснения и телефонные звонки. Я люблю бездушных ботов и алгоритмы. При должном техническом исполнении чат-бот по-дружески меня понимает и выполняет свои задачи. И бизнес любит чат-ботов за ускорение процессов, минимизацию доли человеческой ошибки и огромную экономию на оплате труда. А робот, оснащенный искусственным интеллектом и возможностью обучения, вполне может стать для пользователя инструментом коммуникации с компанией, а для бизнеса – основным источником продаж. В этом направлении развиваются девочки «Алекса» от Amazon и «Алиса» от «Яндекса», а также бигендерный Google Assistant. В России на этом огромном поле лишь несколько заметных игроков. Известная уже нам «Алиса», «Маруся» от Mail.ru, виртуальный сорванец «Олег» из «Тинькофф Банка» да «Григорий» из «Беру.ру». «Этих четверых ребят мы и оценим по ряду критериев, соответствующих пользовательскими и бизнес-ожиданиям», – было написано у меня в шаблоне публикации. Но как только дошло до теста, выяснилось, что бот «Григорий» снят из приложения «Беру.ру», а «Олега» мне выманить так и не удалось. Закралось даже подозрение, что «Олег» никакой не бот, а реальный Олег Юрьевич, который в нужный мне момент просто был чем-то занят. Трое сотрудников банка помогали мне выманить «Олега» на различные ключевые слова, но он в тот день так и не показался. Так что шовинисты могут опротестовать, но в нашем тесте уже к первому туру остались только дамы: «Алиса» и «Маруся». Я открыл бутылочку Пино Гриджио, чтобы имитировать сложный кейс для понимания желаний пользователя. Нам хочется от бота человечности или, научно выражаясь, интеллекта, близкого к человеческому. Поэтому и относиться будем, как к близкому человеку. Докучать, слать голосовые сообщения, картинки в 22 сантиметра (и это не дикпик), давать бесполезные поручения. А оценивать будем виртуозное техническое исполнение и выполнение бизнес-задач. Шкала оценки предельно проста: если бот соответствует критерию, он получает 1 балл, если нет, то 0. В промежуточных и спорных вариантах – 0,5 балла. Вежливость (лучшее оружие бота) Чтобы разозлить женщину, нужно спросить у нее про другую женщину. «Маруся» знает о существовании «Алисы» и положительно о ней отзывается. «Алиса» же не понимает о чем речь, но что-то точно слышала про «Алексу» и уже занимает позицию со сковородочкой по акции в руках. «Алиса»: 0,5 балла. «Маруся»: 1 балл. Распознавание голоса Оба ассистента имеют как голосовой, так и текстовый интерфейс обращения. Это огромный плюс – у человека не всегда есть возможность только написать или только обратиться голосом. Кроме того, не стоит забывать о пользователях с ограниченными возможностями. Голосовой ассистент активируется либо по кнопке в приложении, либо по имени. Человеческую речь, чуть приукрашенную алкоголем, и «Алиса», и «Маруся» воспринимают примерно на одном уровне. Что примечательно, чем длиннее фраза, тем меньше погрешность – очевидно, система распознает не каждое слово в отдельности, а фразу целиком, что семантически точнее. Например, здесь я трижды сказал «Алисе» уставшим голосом «домой», но пока не расширил формулировку, так и не получил нужного ответа – система упорно слышала «давай». «Алиса»: 0,5 балла. «Маруся»: 0,5 балла. Распознавание картинок «Маруся» все еще не умеет принимать картинки, даже интерфейс отправки фото отсутствует, значит, и распознавать ей тоже нечего. «Алиса» распознала 22 см пиццы, присланные ей, и предложила найти и заказать такую же. И все бы хорошо, но я посылал гавайскую с ананасами (а это на любителя), «Алиса» же увидела в ней признаки карбонары. «Алиса»: 0,5 балла. «Маруся»: 0 баллов. Распознавание синонимов Русский язык богат на синонимы. Один и тот же предмет в разных регионах могут называть по-разному. Проверим, знают ли об этом девочки. Если вам знакомо слово «мультифора», значит, часть вашей жизни проходит или прошла правее уральских гор. Это канцелярский «файлик» для документов у сибиряков. «Алиса» не распознает в мультифоре товар, но правильно распознает семантику. «Маруся» добавляет букву «Л» и предлагает нечто из флористики. «Алиса»: 0,5 балла. «Маруся»: 0 баллов. Распознавание текста с ошибками Пользователь в измененном сознании может не заметить, как в запрос вкрадется ошибка, опечатка, неправильная раскладка. Ко всему этому должны быть готовы чат-боты. И «Алиса», и «Маруся» с заданием справились. А вот на этапе подтягивания результатов в чат «Маруся» выигрывает. Она распознала ключевое слово «Спартак», уточнила вид спорта, и дала информацию о ближайшем матче. «Алиса» просто переадресовала запрос в поиск. «Алиса»: 0,5 балла. «Маруся»: 1 балл. Интеграция с другими сервисами Само по себе существование чат-бота или голосового помощника для бизнеса ничего не дает. Две основные функции – информационная поддержка пользователей и интеграция с другими продуктами компании. И у «Яндекса», и у Mail.ru есть великое количество подшефных сервисов. Остановимся на двух популярных: доставка еды и доставка тел (такси). Попробуем заказать такси и пиццу у «Алисы» и «Маруси». «Алиса» обладает «навыками», которые позволяют активировать различные функции. «Маруся» этому пока не обучена, хотя нет ничего проще, чем вызвать приложение на устройстве пользователя. «Алиса»: 1 балл. «Маруся»: 0 баллов. Подытожим Критерий «Алиса» «Маруся» Вежливость Распознавание голоса Распознавание картинок Распознавание синонимов Распознавание текста с ошибками Интеграция с другими продуктами Итого Преимущество в пользу «Яндекса» и «Алисы» очевидно. Но открывать шампанское на Льва Толстого, 16 определенно рано. Во-первых, у разработчиков «Алисы» было несколько лет форы. Во-вторых, продукт значительно проигрывает той же «Алексе», интегрированной в умные дома американцев. Пока мы видим, что технически российские разработки достаточно сильны, но в плане интеграции с бизнес-возможностями сильно проигрывают. Фото на обложке: Unsplash

«Алиса», «Олег», «Маруся» и «Григорий». Какой бот круче?
© RB.ru