Войти в почту

Пинхас Гольдшмидт: Раввин не должен жить комфортно

1 октября иудеи отметили заключительный день еврейского Нового года Рош ха-Шана. Корреспондент «Вечерней Москвы» побывала на приеме Российского Еврейского конгресса в честь праздника и побеседовала с главным раввином Москвы. Пинхас Гольдшмидт занимает этот пост тридцать лет. Он рассказал об особенностях воспитания детей в еврейской семье, знаковых для иудеев местах в столице и рассказал, почему топовые позиции в списке главных олигархов мира занимают евреи. Скрывать нечего: идти на такую беседу было страшно. О чем можно говорить и о чем лучше умолчать? Нет ли запретных тем, где тонкая грань диалога между различными культурами? Оказалось, опасения были напрасными: говорить с раввином можно обо всем. Духовный путь — Пинхас Соломонович, вы представитель четвертого по счету поколения семьи почтенных религиозных евреев. Как проходил ваш личный духовный поиск в молодости? Почему вы решили стать раввином? — Я из ортодоксальной еврейской семьи, где все обязательно учатся несколько лет в духовной школе. У нас нет разницы между духовной и светской жизнью. В ортодоксальных семьях, как правило, все учат Тору. Эти знания люди в дальнейшем используют в своей профессиональной практике. Не только раввины, но и врачи, и адвокаты, и банкиры — в Торе можно найти ответы на все вопросы. Что касается моей карьеры, то я прекрасно помню тот момент, когда решил стать раввином. Это было в Иерусалиме, где мы тогда жили с семьей, я был еще школьником. Однажды у наших соседей по лестничной площадке случилась трагедия. В быту они использовали газовую печку — в то время это был единственный способ, чтобы обогревать свое жилье. Из-за неисправности этого газового обогревателя двое молодых людей ночью погибли. Эта ситуация настолько потрясла мое юношеское сознание, что я посчитал ее знаком судьбы для себя. Я думал о том, что у этих молодых ребят, жизненный путь которых оборвался так рано, совсем не было времени для достижения своих целей, для добрых дел для мира. Именно тогда во мне зародилась идея встать на этот путь — стать раввином. — В реформистском течении при пересмотре традиций современного иудаизма раввином может стать и женщина. Как вы к этому относитесь? На ваш взгляд, насколько женских сил может хватить, чтобы возглавить целую конгрегацию или общину? — На самом деле можно сказать, что у нас уже давно есть женщины-раввины, просто их не принято так называть. Это ребецен — жены раввинов, которые исполняют множество функций, которые раньше исполняли исключительно раввины-мужчины. Например, моя жена является главой совета двух московских школ. Она много преподает и просвещает подрастающее поколение. У ортодоксальных евреев нет официального звания раввина для женщин, но на самом деле функционально ребецен выполняет не меньше задач, чем мужчина-раввин. — Вы 26 лет являетесь главным раввином Москвы. Насколько комфортно вам реализовывать свою деятельность в этом городе? Назовите основные трудности, с которыми вы сталкиваетесь при работе в столице. — Раввин не должен жить комфортно. Он должен жить, чтобы всецело служить общине и своим прихожанам. Это его главная задача. Я считаю, что вопрос комфорта для любого служителя обществу не вполне уместен. Что касается Москвы, то это столица, которая никогда не спит. Внутри города существует еврейская община, в которую входят ашкеназские, сефардские и горские евреи. Если мы обсуждаем степень комфорта для жизни еврейской общины в принципе, то могу сказать, что сегодня Москва может конкурировать и даже превосходить в этом плане многие европейские столицы — Берлин, Вену, Париж. В Москве существует разнообразная и качественная инфраструктура для евреев — синагоги, общинные и образовательные центры, кошерные рестораны, кафе и магазины. Для меня лично переломный момент наступил, когда, после семидесятилетнего коммунизма и господства атеизма, Всевышний дал мне возможность участвовать в возрождении еврейской общины в России. — Человек ультраправых взглядов, защищая эту теорию, всегда опирается на статистику: среди миллиардеров и самых влиятельных людей чуть ли не треть евреи. Достаточно посмотреть на список Forbes. Как вы считаете, в чем заключается этот парадокс? — Часто также задаются вопросом: «Почему из всех лауреатов Нобелевской премии двадцать два процента составляют евреи?» Я не думаю, что это связано с врожденной гениальностью, которая передается генетически. Здесь играет огромную роль ключевой фактор, который определяет еврейское вероисповедание и отличает его от других — это вечное стремление к самообразованию. Каждый еврей обязан использовать любую свободную минуту для изучения чего-то нового. Это заложено у нас в крови с самого детства. Изучение Торы тоже является обязательной частью жизни еврея. Еврейские матери оказывают огромное влияние на своих детей в традиции образования и распределении собственного времени — драгоценного ресурса. Это в конечном счете обязательно приносит огромные плоды и успешные результаты в дальнейшей деятельности. Московская община — Синагога на Китай-городе — самая старинная и переживала разные времена. Что она представляет собой сегодня? И что еще вы могли бы рассказать о Москве и московских еврейских местах? — Три года назад синагога отмечала свой 110-летний юбилей, при этом ее строительство начиналось еще в 1887 году. Здание нашей синагоги является объектом культурного наследия. Ее архитектура и интерьер уникальны, как и ее 132-летняя история. В 1891 году, когда строительство синагоги было завершено, власти Москвы запретили ее открытие, и до 1897-го в здании работало училище. Только в 1906 году синагога наконец открылась. Во времена СССР, хотя власть и препятствовала традиционному религиозному образу жизни, синагога продолжала функционировать и всегда оставалась центром духовной жизни для евреев страны. Очень показательным был тот факт, что даже в самые тяжелые годы накануне Песаха в синагогу стояла очередь за мацой. За время существования синагогу посещало огромное количество выдающихся личностей, в том числе здесь побывала Голда Меир, Ицхак Рабин. Даже купол синагоги имеет свою необычную историю. В Москве много исторических и памятных еврейских мест, музеи, посвященные истории евреев России и мира, и несколько синагог — каждая со своей историей. — А сколько вообще евреев сейчас живет в Москве? Если цифра неточная или колеблется, значит ли это, что евреи боятся заявлять о своей национальной идентичности? — По данным Российского еврейского конгресса, в Москве проживают около 500 тысяч евреев. Сделать точную перепись достаточно сложно. Во-первых, «благодаря» политическим тенденциям прошлого века большое количество евреев ассимилировалось, причем настолько глубоко, что они действительно никак не идентифицируют себя как часть еврейского народа. Во-вторых, конечно, годы, когда люди боялись заявить о своей национальности, никуда не денутся… Можно сказать, что это передалось от бабушек, дедушек, родителей, то есть уже на уровне подсознания. Но стоит отметить, что новое поколение — совсем другое. Если взрослые люди сейчас как бы возвращаются в свое еврейство, то молодежь открыто говорит о нем, это даже стало «модным». Они воспринимают свою принадлежность к еврейскому народу как повод для гордости, а не как что-то, что необходимо скрыть. И это не может не радовать. Острая тема — Пинхас Соломонович, какие проблемы в России, касающиеся евреев, кажутся вам сегодня наиболее актуальными? — Как таковых проблем, мешающих ведению традиционного еврейского образа жизни, нет. Еврейская община чувствительна к тем же проблемам, что и все российское общество — будь то экономическая ситуация или погодные условия. — В последнее время прослеживается тренд на сотрудничество между ультраправыми и евреями. Взять ту же Германию, где в националистической партии «Альтернатива для Германии» создали еврейскую группу. Что-то подобное происходит и в Австрии… Вам не кажется, что это новый тренд на сотрудничество ультраправых и христиан с еврейским сообществом против мусульман и мусульманских мигрантов? — Это расизм, расизм и еще раз расизм. Неважно, против кого он направлен. Расизм — очень опасное явление современности, и мы выступаем категорически против любых его проявлений. — Можно быть по-настоящему ортодоксальным евреем в современной России или все-таки еще требуется идти на какие-то компромиссы и уступки? Как вы относитесь к молодому поколению раввинов? — Вести ортодоксальный образ в жизни в России можно, для этого есть все необходимое. Более того, еврейская община сегодня достаточно открыта, чтобы неевреи могли узнать больше о нашем народе, чтобы, возможно, побороть оставшиеся с советских времен стереотипы. Что касается молодых раввинов, то мы сделали невероятный рывок в этой сфере. Когда я приехал в Москву в 1989 году, в России не было образовательных учреждений, готовящих раввинов. Из-за антирелигиозной политики СССР существовал огромный пробел в религиозном образовании. В 1989 году раввин Моше Соловейчик из Швейцарии совместно с раввином Александром Айзенштатом и легендарным раввином Ицхаком Зильбером из Израиля основали ешиву (академию изучения иудаизма) «Торат Хаим». Сегодня многие выпускники нашей ешивы занимают должности ведущих раввинов в России и других странах мира. — И напоследок вопрос, который волнует лично меня — незамужнюю девушку. А если к вам в раввинский суд обращается молодой человек с нееврейской невестой, что им посоветуют? Расстаться или невесте пройти гиюр (обращение в иудаизм неевреев. — «ВМ»)? — Если молодой еврей хочет еврейский брак, еврейских детей, значит, его невеста и будущая мать его детей должна быть еврейкой по материнской линии. Если она другой национальности, то этот брак возможен только после прохождения девушкой гиюра. Другое дело, что мы никогда не «советуем» пройти гиюр. Гиюр — это длительный и сложный процесс, к которому человек должен прийти сам и с более чем ответственным отношением. СПРАВКА Пинхас Гольдшмидт родился 21 июля 1963 года в Цюрихе, столице немецкоязычного кантона на севере Швейцарии. Дедушка по материнской линии происходил из карпатских хасидов. Родители раввина — религиозные евреи, до сих пор живут в Цюрихе. Почти все предки Гольдшмидта проявили себя как религиозные деятели. Так, его прадедушка был главным раввином Дании, а потом — главным раввином Цюриха. Отец Соломон Гольдшмидт занимался бизнесом — разработкой автоматизированных систем для переноса одежды на склады. Маму зовут Элизабет. Пинхас Гольдшмидт имеет духовное и светское образование. Традиционное еврейское образование получил в двух ешивах мира: «Поневеж» (Бней-Брак, Израиль), «Нер Исроэль» (Балтимор, США). Параллельно окончил Университет Хопкинса в Балтиморе со степенью магистра. В России с 1989 года, занимался вопросами абсорбции советских евреев в Израиль, руководил раввинским судом Москвы. Кавалер Почетного легиона Франции. КСТАТИ Еврейский праздник Рош ха-Шана выпадает на вечер 29 сентября и отмечается в честь сотворения мира. Он символизирует начало нового года и завершение года уходящего. Существует предание, что в дни Рош ха-Шана Бог отмечает в Книге жизни, какая судьба ожидает в наступающем году каждого человека: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство». Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. С данным праздником связывают сотворение первых людей, вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие события библейской истории. В этот раз евреи отметили юбилейный, 5780-й Новый год. В целом празднование продлилось два дня — до вечера 1 октября. Читайте также: Олег Артемьев: Своего первого полета на МКС я ждал 11 лет

Пинхас Гольдшмидт: Раввин не должен жить комфортно
© Вечерняя Москва