Войти в почту

Николай Цискаридзе: у нас все либерально, но я постоянно слышу про какую-то цензуру

Педагог, хранитель истории балета и даритель — эти три качества соединяет в своей профессиональной деятельности ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой народный артист России Николай Цискаридзе. В ноябре он вновь будет сопредседателем секции "Балет" на VIII Санкт-Петербургском международном культурном форуме, где все эти качества потребовались мэтру для формирования программы. В интервью ТАСС он рассказал, чего ждать от форума в этом году, почему он подарит один из своих сценических костюмов музею в Клину и что он думает о создании департамента театров в Министерстве культуры. — Николай Максимович, будет ли у вас на форуме какая-то личная акция? — В день открытых дверей, который мы проведем в академии 14 ноября, я подарю свой сценический костюм Принца из балета "Щелкунчик" Мемориальному музею-заповеднику Петра Ильича Чайковского в Клину. — Наверное, у этого события есть какая-то предыстория? — В детстве, учась в средних классах, я впервые побывал в Доме Чайковского в Клину и среди экспонатов увидел пачку Екатерины Сергеевны Максимовой. А я всегда мечтал станцевать принца Дезире в "Спящей красавице". И задумал, что, если я стану тем, о ком мечтаю, я бы хотел, чтобы здесь, в музее, висел мой костюм Дезире. Так и случилось. Через много лет директор Музея Чайковского Галина Ивановна Белонович, узнав о моем желании подарить костюм, в апреле 2015 года приехала к нам в академию на научную конференцию "Чайковский в ХХI веке", и я передал на постоянное хранение один из своих костюмов принца Дезире по эскизу Симона Вирсаладзе ко второму акту балета "Спящая красавица". А в этом году я ездил в Клин с воспитанниками нашей академии, и дирекция обратилась ко мне: "Николай, может, вы еще что-то нам подарите?" Я говорю: "У меня есть костюм Щелкунчика". Мы договорились, что они приедут в ноябре на форум и я торжественно передам музею этот костюм. Мне повезло: мой костюм Германа из "Пиковой дамы" находится во Всероссийском музее Пушкина на Мойке, 12. Я считаю, что самое большое в жизни артиста признание, когда он исполняет роль по литературному произведению и у людей, которые связаны с творчеством этого человека, возникает желание, чтобы что-то осталось от него как артефакт. Такое признание — как новая госпремия (смеется). — Николай Максимович, вы уже не первый раз будете возглавлять на Культурном форуме секцию "Балет", которая всегда привлекательна для поклонников хореографии. Что вы предложите на этот раз? — Мы стараемся сделать так, чтобы людям, которые приезжают на форум, было интересно и познавательно. Все хотят побывать в академии на улице Зодчего Росси — лучшей балетной школе мира. Это благословенное место неразрывно связано с великой русской культурой, со всем, что существует в музыкальном, драматическом, танцевальном искусстве, — все началось отсюда. Ведь академия — учебное заведение, и человеку со стороны не так-то просто в нее войти. Поэтому 14 ноября для участников форума мы организовали день открытых дверей. Готовим два знаковых события, которые, надеюсь, останутся и в истории школы, и в истории нашего балета. В этом году героиней у нас будет ученица Вагановой — Ирина Александровна Трофимова, одна из ведущих педагогов-методистов академии. В год своего 90-летия она продолжает трудиться. У нее репутация человека, который интересно преподает. В ее честь мы проведем открытый урок в репетиционном зале имени Мариуса Петипа. Готовим также в Доме ученых фотовыставку и презентацию книги мемуаров народной артистки СССР Габриэлы Трофимовны Комлевой, которая отметила недавно свой юбилей. Вообще мемуарная литература для меня очень важна — как для человека, который любит покопаться в истории. Это очень важно, чтобы на основании разных свидетельств даже об одном и том же событии составить объемное представление о прошлом. Благодарим дирекцию Дома ученых, на сцене которого не раз выступала Габриэла Трофимовна, за постоянное творческое сотрудничество с академией и возможность провести эту встречу в одном из самых красивых императорских дворцов Петербурга. — Планируете ли вы показать на форуме академию как всероссийский методический центр повышения квалификации в балетной сфере? — Да, это для нас принципиально важная тема. На государственном уровне мы теперь будем отвечать за методику преподавания классического танца для педагогов всей России. Для организации обучения, повышения квалификации выделены колоссальные государственные средства. Центр запущен, но пока только в наших стенах мы имеем возможность обучать. А вот все, что касается онлайна, тут у нас все еще в стадии монтажа. Техника уже прибывает, но чтобы ее установить и эксплуатировать, должен быть отдельный проект, потому что это техника дорогостоящая. В этом году мы планируем ее запустить, тем более что интерес к онлайн-курсам очень велик. Государство оплачивает всем, кто хочет пройти курс повышения квалификации, только обучение. А дорога и проживание — за счет обучающихся. И это останавливает огромное количество людей, которые хотели бы приехать... Все обучение онлайн будет оплачивать государство. Людям можно будет из любого места нашей страны подключиться конкретно к уроку, конкретно к педагогу, который их интересует. Не только посмотреть урок, но и потом сделать заявку и с конкретным педагогом пообщаться, задать вопросы. — Сопредседателем секции "Балет", как и в прошлом году, будет Борис Эйфман. Как вы разделяете между собой обязанности? — Борис Яковлевич делает свою программу: все, что касается современного балета. У него работает Академия танца, где он во многом экспериментирует, хотя за основу взята наша система обучения классическому танцу. Поскольку мы давно дружим, то многое с ним обсуждаем. Через год Академия Эйфмана представит свой первый выпуск, и тогда будут видны какие-то всходы. Для меня был очень интересен выбор Бориса Яковлевича: он в этом году пригласил руководить школой человека, которого я очень люблю и уважаю, — Юрия Бурлаку. Юрий — классически направленный человек, традиционалист, так скажем. Мы много лет с ним дружим, он сделал много постановок для нас, еще и в московской академии восстанавливал разные танцы. Мне очень интересно увидеть, что внесет в жизнь Академии Эйфмана приход этого специалиста. — Какие события вы могли бы выделить из международных планов академии? — Мы участвуем в "Русских сезонах" в Германии. В октябре начнем с Дрездена, со Школы танца Палукки, где проведем серию мастер-классов, а затем несколько педагогов продолжат эти показательные занятия в Штутгарте. На конец октября намечен и первый большой выезд школы в Грецию. — В Год театра Министерство культуры России вынашивает идею создания департамента театров. Как вы считаете, что могла бы дать эта структура отечественному театру и каковы должны быть ее первоочередные шаги? — Знаете, мне кажется, что в воздухе уже давно витает идея, созвучная той, что лежала в основе деятельности дирекции Императорских театров, которая конкретно отслеживала работу вверенных ей коллективов. Есть определенный ряд театров, которые субсидируются конкретно Министерством культуры на основе госбюджета. И есть идея создать своеобразный департамент, который будет курировать расходы, доходы, репертуар, посещаемость и вообще все стороны деятельности театров. Недавно в Совете Федерации было совещание у Валентины Ивановны Матвиенко, связанное с детскими театрами в рамках Года театра. Я, как член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, член Совета по защите семьи и детей, был на этом совещании и выступил перед директорами всех детских театров: "Знаете, господа, я хочу вам сказать: театр начинается не с вешалки, а с афиши. Особенно для ребенка. Подходя к театру, он должен видеть красочную красивую афишу и должен захотеть в него зайти. Ему должно понравиться уже то, что нарисовано на афише. А если там написаны имена людей, которые себя пиарят, это неинтересно ребенку". Мне кажется, и такие вещи департамент спокойно может отслеживать. И опыт дирекции Императорских театров может быть полезен. Дирекция регулярно выпускала ежегодники. Это очень интересные книги, где отражены все события, на которые тратились деньги из бюджета императорской семьи. И если это внимательно прочитать, то можно увидеть, что в жизни театра были строгие правила. Ведь в Мариинском и Большом театрах пели все западные оперы на русском языке. Потому что это было для народа, который должен был понимать содержание… Ни один спектакль не должен был заканчиваться плохо. Обязательно должен быть апофеоз. Это не Советский Союз придумал. Обязательно люди должны были уйти в хорошем настроении. Существовали правила, которые были прописаны для посещения театра. Это в какой-то степени формировало жизнь общества. — Вы считаете, что этот департамент только для федеральных театров самого высокого ранга? — И в Москве, и в Петербурге есть свои министерства культуры, и при них может быть создана какая-то структура. Мне кажется, что это просто тенденция, что за все надо нести ответственность. Тем более что театр, точно так же как и образовательное учреждение, — это мера воспитания и мера влияния на умы. — Не предлагали ли вам как-то поучаствовать в работе нового департамента? — Нет, не предлагали. У меня есть своя, очень неплохая работа. И такое количество дел, что я не успеваю иногда даже дома побывать. Вот сегодня приехал из Москвы на работу и в ближайшие две с половиной недели там не окажусь даже на выходные, потому что у меня все время будут командировки. Так что мне есть чем заняться. Беседовал Олег Сердобольский

Николай Цискаридзе: у нас все либерально, но я постоянно слышу про какую-то цензуру
© ТАСС