Ещё

Шаман и крупа: «Боковое зрение» с Алексеем Титовым 

Шаман и крупа: «Боковое зрение» с Алексеем Титовым
Фото: k1news.ru
Смысл рубрики: дать читателю возможность не утонуть в море информации и получить в коротком тексте «выжимку» по резонансным и обсуждаемым темам недели. Инфа — только из Интернета, телевизор я не смотрю лет 10. Название «Боковое зрение» отражает два аспекта. Во-первых, смотреть в бинокль на ежедневные лавины статей и сюжетов — всё равно, что смотреть на солнце без защитных очков. Боковое зрение позволяет фильтровать и не ослепнуть. В мои обзоры будут попадать только резонансные темы, которые видны даже без пристального наблюдения. Во-вторых, само слово «боковое» означает большой шаг в сторону от трендов и официоза в подаче информации. Только авторский взгляд и авторские оценки. В обзоры буду брать только то, что интересно мне. Надеюсь, вам тоже будет интересно. Wellcome!
ОДА «КРУПЕ»
На главной библиотеке повесили табличку с отсылкой к истории книгохранилища. Надпись гласит, что библиотека носила имя Крупской, а в народе называлась «Крупа». Я не знал, что имя первой комсомолки исключено из названия библиотеки 9 лет назад. Да это и не важно. Мне трудно представить, каким Божьим промыслом выживает библиотека сейчас, в эпоху Интернета. Но четверть века назад я был здесь частным гостем и нередко «попадал в пробку»: во вместительных читальных залах не было свободных мест. Помню, книжку про чайку по имени Ливингстон я целиком прочитал, стоя у окна в отделе каталога.
Я учился тогда в ярославском универе и приезжал в Кострому готовиться к сессии. Сдаешь в гардеробе одежду, берешь какой-то листочек посещения на столике между первым и вторым этажом и идешь выше, где два читальных зала — большой и малый. Мне нравилось в малом. Камерная обстановка. У тебя свой столик, заваленный учебниками, и своя настольная лампа. Тишина и магия.
Наведывался я сюда не только по учебным надобностям. Часто брал художественные книги, которые тогда либо еще не печатали, либо на них не хватало стипендии. На первом этаже я особо жаловал отдел периодики. Тогда в топе у меня был журнал «Иностранная литература». Я набирал сразу номеров по пять и бросал их в свой хиппанский рюкзак до следующего визита в «периодику».
Не помню уже зачем, но иногда я заходил в какой-то отдел на втором этаже (который налево, если подниматься снизу). Там на стенах обычно висели картины местных художников. Такие регулярные выставки были. Я ничего не смыслю в изобразительном искусстве. И экспонируемых там творцов про себя считал горькими лузерами (тут же не Третьяковка). Но обязательно задерживался ненадолго у каждой картины. Просто из уважения к искусству. В такие моменты я ощущал себя чуваком, поправляющим ленты на венках во время их возложения к какому-то мемориалу. Но остановки у этих картин были частью магического ритуала.
А еще был отдел с виниловыми пластиками, которые можно было послушать там же. Как-то я решил приобщиться к опере и взял винил с «Волшебной флейтой» Моцарта. Послушал немного и решил, что это не моё. В то время в моем кассетном плейере играли JimiHendrixи TheDoors.
Еще одна важная особенность: тогда в туалетах библиотеки можно было курить. Это круто. Сейчас и не представишь.
В те годы я симпатизировал , основателю и издателю эмигрантского журнала «Континент», который тогда печатался в Париже. Я смотрел его редкие интервью по телеку и думал, что вот моя мечта: когда-нибудь стать редактором чего-то интересного. Отчасти эта мечта сбылась. Я поработал редактором местного телеканала, вкусив многое из того, чем когда-то были наполнены мои творческие грёзы. Сбылась мечта, которая формировалась, в том числе, и этой магией посещения главной городской библиотеки под названием «Крупа». Я рад, что застал то время. И благодарен бессребреникам, которые обеспечивали (и каким-то чудом обеспечивают до сих пор) жизнедеятельность этого зыбкого храма, который теперь, в эпоху Интернета, кажется мне миражом.
А сколько таких миражей по всему миру? Кстати, некоторые из них попадают в громкие рейтинги. И вовсе не из-за своего прямого назначения. А, к примеру, по архитектурным соображениям. Несколько лет назад английское издание TheDailyTelegraph составило рейтинг «самых уродливых зданий мира». Там 21 строение. И третье место в рейтинге заняла Национальная библиотека в Приштине (Косово).
Полный список «самых уродливых зданий» с их фотографиями — вот здесь.
Когда я дописал эту свою краткую «оду Крупе», появилось известие, что новую табличку сняли. Она провисела всего два дня. В департаменте культуры испугались бурного обсуждения в Интернете и потребовали табличку отвинтить и спрятать. Вот что рассказал по телефону директор библиотеки .
Имя Крупской библиотека утратила по настоянию бывшего губернатора Слюняева, который не любил всё советское. Были разговоры, что библиотеке присвоят имя литературного критика Игоря Дедкова. Но дальше разговоров не пошло, и библиотека осталась безымянной. А идею новой таблички (с упоминанием народного названия «Крупа») предложил уже губернатор Ситников. Поэтому Емельянов высказал уверенность, что через какое-то время эта табличка вновь появится на стене библиотеки. Когда утихнет неожиданная и странная «буря в стакане воды».
ШАМАНЫ МНОЖАТСЯ, КАК МИНЬОНЫ
В прошлом выпуске «Бокового зрения» я обсуждал хайп вокруг якутского сварщика Габышева, более известного, как Саша-шаман. На тот момент было известно, что шамана «свинтили» на границе Бурятии и Иркутской области по подозрению в преступлениях, совершенных ранее на территории Якутии. Теперь появились подробности.
Габышева доставили в Якутск, где он прошел проверку в психоневрологическом диспансере, и отпустили домой. В отношении шамана завели уголовное дело по статье о призывах к экстремистским действиям. Речь — о публичных высказываниях Габышева, которые он делал с марта по май 2019, на старте своего похода в Москву. Шаман сейчас находится под подпиской о невыезде.
Ранее верховный шаман России Кара-ОолДопчун-Оол назвал Габышева сумасшедшим, а его заместитель подобрал более вежливое определение –«самозванец».
(фото: личная страница Кара-оолаДолчун-оола в соцсетях)
Задержание «якутского шамана»дипломатично прокомментировал руководитель Иркутского регионального шаманского центра «Вечно-Синие небо» Артур Цыбиков: «Он борется со своими демонами, растет как личность. Если человеку по божественному знамению, как он говорит, дано, то он пошел бы дальше. Раз его арестовали и увезли — значит у него другое испытание сейчас началось. Это значит у него такая миссия и такой путь. И он должен его пройти».
Но история с якутским шаманом не закончилась его задержанием. Теперь другой якут, отставной милиционер из Верхневилюйского усула Александр Барчахов решил подхватить опрокинутое знамя. Он как бы тоже шаман. Тут я не удержусь и процитирую кусок старинной песни БГ: «На юге есть бешеный кактус. На севере — тундра с тайгой. И там, и сям есть шаманы, мама. Я тоже шаман, но другой». Сообщается, что этот новый миньон — шаман намерен ехать к Габышеву, чтобы получить благословение, а затем отправиться на место задержания предшественника и оттуда продолжить его путь. С Барчаховым уже вовсю фоткаются люди, как с продолжателем хайпа.
Диванные комментаторы и конспирологи уже выдвинули версию, что новый шаман — это ответ правоохранителей на популярность задержанного Габышева, и что тут действуют по принципу «не можешь остановить процесс — возглавь его». Дескать, Барчахов — отставной мент и засланный казачок. И его цель — превратить затею арестованного Габышева в буффонаду. Я-то считаю, что погружаться в эти шаманские дебри и всерьез их анализировать — верный способ оказаться в психушке (особенно сейчас, в пору осенних обострений). А появление «шамана номер два» очень напоминает мне две вещи. Первое: зеркальный тандем управдома Буншы и царя из комедии Гайдая с финальной фразой «и тебя вылечат!» Второе: клип питерской группы НОМ про карлика, снятый еще в 1980-х. Там — история, как некий карлик получил задание испортить лифт, подпилил трос, стал ждать на дне лифтовой шахты, и карлика насмерть прибило упавшим лифтом. Песенка заканчивается словами: «Наготове новый карлик, прокрадется в бензосклад».
И, конечно, любой хайп (особенно с мистическим замесом) стимулирует людей творческих. Новосибирский художник нарисовал картину-икону с Габышевым и этим взорвал Интернет. Якутский сварщик изображен с нимбом над головой.
«Новосиб» вообще давно имеет славу одной из обителей русского андеграунда. Безработный художник Ерёменко так объяснил мотивы создания картины с шаманом Габышевым: «Однажды мы с одним известным новосибирским поэтом жёстко забухали, и нас посетила отличная идея: устроить акцию „Ходоки к Путину“. Мы планировали сделать абсурдную акцию, например, потребовать от Путина, чтобы все бабы были красивыми, или просто, чтобы он дал нам покушать. Но поэт потом закодировался, протрезвел, и акция сорвалась. Когда я весной услышал про шамана, я просто уже не мог не следить за его дорогой. Со временем шаман стал обрастать смыслами и символизмом, и я решил сделать самый простой и наглядный символ».
По Сети прыгают сотни фотожаб с шаманом Габышевым. Мне понравилась вот эта. Переделанный кадр из фильма «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). В этой картинке есть и юмор, и сочувствие, и глубокий смысл.
И уж раз речь зашла о хорошем кино, я ввожу новый обычай: в каждом выпуске «Бокового зрения» я буду рекомендовать к просмотру какой-нибудь классный фильм, который мало кто видел, но который стоит посмотреть. Кино этого выпуска — «Окраина» (1998, реж. ).
Очень хороший артхаус. И речь там как раз о походе сибиряков в Москву в поисках правды (раз уж я столько слов опять сказал о шамане Габышеве).
Видео дня. Старушка рассказала, как отомстила мужу-изменщику
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео