Обозначены риски введения скидки в размере 5% на порожний пробег при перевозках, оформляемых через ЭТП ГП

Как уже сообщал РЖД-Партнер, в начале июня предложила давать скидку в размере 5%на порожний пробег при перевозках, оформляемых через электронную торговую площадку «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП).
Обозначены риски введения скидки в размере 5% на порожний пробег при перевозках, оформляемых через ЭТП ГП
Фото: РЖД-ПартнерРЖД-Партнер
Совет потребителей 1 июля одобрил экспертное заключение по предложениям ОАО «РЖД» касательно изменения тарификации порожнего пробега и применения 5%-ной скидки на порожний пробег полувагонов, оформленных через ЭТП ГП. А ОАО «РЖД» представило в Совет потребителей комментарии.
Тем не менее, на заседании Совета члены Комитета обозначили целый ряд рисков, возникающие при действии скидки. По мнению членов и экспертов комитета, полученные комментарии не снимают обозначенные Советом потребителей вопросы, поэтому экспертное заключение сохраняет свою актуальность.
В качестве наиболее значимого эксперты комитета видят риск роста транспортных затрат и грузоотправителей-экспортеров. «При этом в комментариях ОАО «РЖД» не представлено обоснование предложения по сокращению порожнего пробега за счет обратной загрузки порожних вагонов с учетом сложившихся грузопотоков по направлениям», – отмечают члены комитета.
По их оценкам, объем грузовой базы Дальнего Востока для транспортировки на западном направлении ограничен и показатели порожнего пробега являются объективными. В таких условиях предлагаемое увеличение стоимости порожнего пробега на дальние расстояния приведет к росту стоимости предоставления полувагонов и, как следствие, увеличению тарифной нагрузки на грузоотправителей.
Особенно остро данный вопрос стоит в угольной отрасли, комментируют участники заседания. С учетом ухудшения конъюнктуры на мировом угольном рынке и снижения платежеспособности угольных компаний дополнительная тарифная нагрузка может привести к сокращению объемов добычи угля и, соответственно, погрузки.
Члены и эксперты комитета отметили, что предлагаемая компенсация дополнительной тарифной нагрузки за счет использования ЭТП ГП требует дополнительной проработки, в том числе по вопросу дискриминации биржевых и внебиржевых потребителей услуг ОАО «РЖД».
При этом отдельные члены комитета высказались за позитивный подход к множественности механизмов стимулирования сокращения порожнего пробега.
В свою очередь, представители ОАО «РЖД» заявили на заседании, что в настоящий момент направленные ранее предложения дополнительно прорабатываются, в том числе с использованием подходов, более точно учитывающих экономию расходов ОАО «РЖД» от сокращения порожнего пробега полувагонов в результате использования ЭТП ГП. Кроме того, они заверили, что ОАО «РЖД» занимается формированием схемы устойчивых грузопотоков и планирует дополнительно представить в Совет потребителей обоснование по сокращению порожнего пробега полувагонов. Также ОАО «РЖД» рассматривает возможности распространения скидки за порожний пробег полувагонов на любые электронные торговые площадки вне зависимости от их принадлежности.
По итогам заседания было решено поддержать проводимое ОАО «РЖД» расширение возможности предоставления скидки за порожний пробег полувагонов, оформляемых через любые электронные площадки, при условии наличия компенсирующего скидки экономического эффекта для ОАО «РЖД» от сокращения порожнего пробега полувагонов, экономии от автоматизации процессов, а также привлечения дополнительных грузов под перевозку при работе через электронную торговую площадку.
Также было решено направить запрос в ОАО «РЖД» о предоставлении обосновывающих расчетов по сокращению порожнего пробега грузовых вагонов с учетом устойчивых грузопотоков, объемов обратной загрузки, последствий предлагаемых тарифных решений.
После получения схемы устойчивых грузопотоков было решено провести повторное рассмотрение предложений ОАО «РЖД».