Войти в почту

Самая юная Лавра Православия: твердыня веры и обитель исповедников

Пятая в русском православии Так на Руси появилась пятая Лавра. Самая первая — Киево-Печерская была названа таковой в 1688 году, Троице-Сергиева явлена миру в 1744 году, затем Александро-Невской Лаврой в 1797 году обзавелся столичный град Санкт-Петербург, и, наконец, самая западная — Почаевская —получила этот титул в 1833 году. Нетрудно заметить, что первые четыре Лавры в русском Православии свой статус обрели в течение полутора веков. И только через 171 год после Почаева, такое, особо чтимое, звание было даровано Святогорскому монастырю. В решении Священного Синода Украинской Православной Церкви, принятом 9 апреля 2014 года было сказано: «Принимая во внимание большое влияние Свято-Успенского Святогорского мужского монастыря на возрождение духовности Донецкого края и Востока Украины в историческом прошлом и в настоящее время, содействие объединению верующих вокруг Канонического Православия, присвоить статус «Лавры» Святогорскому мужскому монастырю и утвердить титул — «Свято-Успенская Святогорская Лавра». В прошлом, до Великой Октябрьской революции 1917 года, монастырь носил звание Свято-Успенской общежительной пустыни, и имел за своими плечами не самую длинную, но насыщенную церковную историю. Она тоже была учтена Синодом. Кроме того, приняты во внимание и подвиги святогорских святых и страстотерпцев, и чудеса, в монастыре явленные и признаваемые православными за великие. Без этого в церковной практике монастырю столь высокое звание не получить. Взлеты и падения обители Точной даты основания Свято-Успенского мужского монастыря на Большом перевозе через Северский Донец не знает никто. Достоверно известно, что первое известное нам упоминание о нем встречается в известных «Записках о московских делах» австрийского дипломата барона Герберштайна. Цитата, которую можно отнести к периоду между 1517 и 1526 гг., посланник австрийского цесаря пишет: «…воины, которых Государь по обычаю держит там на карауле с целью разведок и удержания татарских набегов,… видели около устьем малого Танаида, в четырех днях пути от Азова, возле места Великий Перевоз, у Святых Гор…». Кроме того, как свидетельствуют архивные материалы, хранящиеся с недавних пор в Святогорской обители, в 1526 году в здешних меловых скалах уже были вырублены кельи монахов, которые вместе со служилыми людьми царскими от били в тот год набег «черкас» — так тогда называли малороссийских казаков. Монастырь жил своей скромной жизнью до екатерининских времен, когда он в эпоху массового закрытия монастыре й в Российской империи прекратил свое существование примерно на 70 лет. Всесильный Григорий Потемкин выпросил у «матушки императрицы» здесь на кручах себе имение. Император Николай I разрешил монастырь в Святых горах над Донцом открыть заново в сороковых годах позапрошлого века. Покровительство царской фамилии, которая и при Александре II, и при его наследнике Александре III посещала Святогорье, способствовало успешному развитию пустыни. К началу XX века монастырь сей стал одним из центров духовно-религиозной жизни России. К святогорским старцам за духовным наставлением и пастырским словом приезжали десятки тысяч паломников. Почитали необходимым посетить монастырь на Донце и властители дум тогдашнего общества, русские писатели. Здесь Бывали в разные годы Федор Тютчев, Антон Чехов, Иван Бунин, Александр Куприн, Аркадий Аверченко, Максим Горький, Владимир Немирович-Данченко. Святые и подвиги Но все-таки для верующих людей главным в обителях всегда было то, что в них жили особые люди — старцы, люди непорочной святой жизни, порой удивлявших окружающих не только благочестием и мудростью, но и чудесами. Для Святогорского свято-Успенского монастыря таким человеком был Преподобный Иоанн Затворник. 17 лет он провел в затворе, в сердце меловой скалы. Современник описывал его подвиг так: «Представьте себе, читатель, тесную и низкую келию, своды которой не выше роста человеческого, иссеченную в мелу, свет в которую проникает через узкую скважину, пробуравленную наружу скалы на довольно большом расстоянии. Атмосфера келии резко холодная и сырая, напоминает собою ледник: она как бы колет вас и возбуждает в теле озноб лихорадочный. Все убранство келии составляет деревянный открытый гроб с большим надмогильным деревянным крестом у изголовья, на котором написан распятый Господь; в гробе немного соломы и возглавие, и в таком виде служил он ложем успокоения затворнику». Иоанн скончался в 1867 году, но с тех пор на его могиле в монастыре и рядом с ней стали происходить чудеса исцеления. В 1995 году Украинская Православная Церковь причислила Иоанна Затворника в лику святых. Неординарная его личность и явленные на мощах его чудеса и позволили в числе прочего дать монастырю звание лавры. Надо сказать, что не самая длинная в русском православии история этого монастыря изобиловала испытаниями, которым Лавру и ее насельников подвергали не только искушения природы человеческой и природы окружающей, но и политические бури. Первая из них, как уже было сказано, пронеслась во времена Екатерины Великой, активно отбиравшей монастырские земли в государственную казну. Вторая, самая суровая, снова прикрыла монастырь на 70 с лишним лет. Большинство из братии были отправлены в тюрьмы и ссылки, где многим суждено было уйти из жизни, более не увидев своей обители. Обретя статус Лавры, Святогорский монастырь был подвергнут тяжелому испытанию гражданской войной. Настоятелю и монахам довелось быть ввергнутым в пучину забот о ближних в особо крупных масштабах. Речь идет, конечно же, о последних пяти годах нашей жизни. Лавра стала прибежищем для сотен и сотен тысяч и тысяч обездоленных войною людей. И монастырь показал, что является не только смыслом духовного служения Богу на земле, но и прямого услужения Ему в делах мирских. Испытание гражданской войной Пик забот пришелся, разумеется, на 2014 и 2015 годы, когда через монастырь прошли тысячи беженцев из Славянска. Краматорска, Донецка, Горловки, Макеевки, Дебальцево, Иловайска — всех тех мест, где украинская армия сожгла десятки тысяч домов и квартир, оставив без жилья и достатка многих мирных граждан Украины. В монастырь бежали от войны, разорения и прямого голода. Тут всем был готов кров и пища, мирные стены и духовное наставление. Сайт Святогорской Лавры сообщает о тех событиях: «Начиная с мая 2014 года, в Святогорье устремились тысячи беженцев — людей привозили целыми автобусами. Лаврские гостиницы работали в сверхурочном режиме. Не рассчитанный на такое большое количество жильцов гостиничный корпус №9 специально в это время обустраивался, принимались меры по увеличению койко-мест. В коридорах и вестибюлях поставили дополнительные кровати, затем оборудовали для проживания и подвальные помещения». К 10 июля 2014 года Лавра приняла 470 беженцев, а ближе к концу августа их стало 800. Осенью того же года и зимой 2015 года в Лавра ежедневно кормила до 1000 человек. Само собой разумеется, что кров и пища обездоленным людям предоставлялись бесплатно, без каких-либо условий. Гонители и исповедники Все эти труды подкреплялись усилиями местной власти. Но, увы, в те же месяцы обитель подверглась угрозам националистов, оскорблениям в киевской и западноукраинской прессе, которые видели в массовом призрении обездоленных «сепаров», «ватников» некие происки «пророссийской» Украинской православной церкви. Конечно, Лавра смиренно вынесла и эти потуги оскорбить ее духовные и бытовые дела. Незаметный постороннему глазу подвиг монастырского служения, конечно, трудно переоценить. Ведь кроме физических трудностей и психологических страданий, монастырской братии с настоятелем во главе, существует сонм духовных переживаний, которые летом 2014 года казались просто лавиной. Одному Богу известно, сколько трудных и невыносимых исповедей пришлось выслушать священникам в те месяцы, перенести через свою душу. Ведь для святой исповеди не существует наших мирских оправданий и предпочтений. А ведь причащаться и исповедоваться (часто первый раз в жизни) тогда в Лавру шли тысячи очень разных людей — от матери погибшего ополченца до контрактника ВСУ, его убившего. И каждый нуждался в отпущении грехов. Лучше, конечно, не думать о тех коллизиях, которые возникали во время церковных служб первых лет войны. И сегодня они, уйдя в подполье, никуда не делись, но ситуация в Святых горах стабилизировалась. Монастырь живет своей обычной жизнью, богослужения идут своим чередом, как и прежде приезжают десятки тысяч паломников. Через год, 8 сентября 2020 года в Лавре собираются торжественно отметить освящение главного своего храма — Свято-Успенского собора, который срочно и масштабно реконструируется на пожертвования верующих. Став 15 лет назад самой молодой Лаврой Православия, Святогорский мужской монастырь сегодня, как и встарь, собирает вокруг себя верных, заботится о сирых и слабых, и в сумерках политического сознания на Украине стоит особо — свечей надежды на Спасение, видимой не только в Донбассе, но по всей Новороссии, и России.