Войти в почту

«Защита от коррупции и глупости». Смогут ли в России побороть бюрократию

Поручение заняться «разбюрокрачиванием принятия решений с целью обеспечения ритмичности финансирования» нацпроектов президент Владимир Путин дал премьеру Дмитрию Медведеву во время доклада главы кабмина по поводу параметров федерального бюджета на ближайшие три года. При этом Путин заметил, что в этом году не получилось «ритмично и равными долями по кварталам финансировать» решения по приоритетным задачам. Означает ли это, что президент намекнул на невыполнение национальных целей, запланированных на этот год, – вопрос открытый. Если это так, то, получается, бюрократия стала главной причиной провала. В этих словах политолог Дмитрий Еловский увидел «политическое измерение». «Это намек на проблемы с финансированием нацпроектов. Отвечает за них правительство, нацпроекты запускаются с трудом, президент публично намекнул на это премьеру», – полагает эксперт. Вчерашние слова президента вселяют надежду, что ситуация все же изменится. «Я абсолютно уверен в том, что если мы хотим выполнить эти национальные проекты, над которыми вместе так долго работали, то нам нужно многие вещи поменять с точки зрения обеспечения ритмичности и своевременности финансирования намеченных целей развития», – отметил Путин в разговоре с Медведевым. По словам политолога Еловского, добиться «разбюрокрачивания» в России не так-то просто, так как «процесс был забюрократизирован в 2000-е по объективным причинам – чтобы избежать коррупции при расходовании бюджетных средств». С тех пор в недрах правительства появились сотни, а то и тысячи документов, регулирующих буквально каждый шаг в процессе финансирования и траты государственных средств. «Проблема в том, что забюрокрачивание – это естественная защита сверхцентрализованной системы от коррупции и глупости. Можно придумывать разные способы разбюрокрачивания, но реально работает только децентрализация ответственности. Сейчас у нас проекты благоустройства дворов утверждаются в Москве – это сверхцентрализация», – отмечает Еловский. Избавление от забюрократизированности эксперт видит в передаче большего количества полномочий и денег на региональный и муниципальный уровни. Но при этом жесткая система контроля со стороны Центра должна быть сохранена. «Однако такая система рискованна утратой политического контроля над этими уровнями власти: чем больше денег на местах, тем больше амбиций и самостоятельности у региональных и местных руководителей», – признает политолог. Дело действительно и в самих губернаторах. Как считает политолог Илья Гращенков, бюрократия возникает там, где «решения принимаются клерками, а не деятелями». За последние годы главы регионов из «самостоятельных политиков» превратились как раз в «клерков-технократов». И это «привело к тому, что регионы быстро перешли в логику взаимодействия департаментов большой корпорации». «Проще говоря, губернатор теперь делает только то, что ему жестко велит центр, и лишь то немногое сверху, что сулит только «плюшки» и никакой ответственности. Что же касается разных проектов – да взять хоть некоторые ФЦП, которые часто повисают нереализованными и растраченными и вполне могут привести либо к отставке, либо к чему похуже, – от них стараются держаться как можно дальше», – говорит Гращенков. По его мнению, бюрократизм Центра объясняется еще и тем, что «волевые решения могут принимать от силы два-три человека, а остальные ведут себя крайне осторожно» и боятся «стать крайними».«Вот и выходит, что страх, инертность, подход «служба идет» и прочее рождают время бюрократов, – отмечает Илья Гращенков. – Вариантов выхода из этой ситуации немного, и все они неприятные для высшей власти, так как подразумевают определенную свободу действий, хотя бы для людей внутри системы». О постоянных проблемах с федеральным центром говорят и главы регионов. Но федеральные чиновники их будто не слышат. Один из недавних примеров: на Московском финансовом форуме в начале сентября губернатор Рязанской области Николай Любимов, а следом за ним и новгородский губернатор Андрей Никитин заявили о том, что Центр не выполняет свои обязательства в полном объеме и не доводит цифры софинансирования до регионов. Ко всему прочему, Никитин заявил о несоблюдении обещанного уровня финансирования в 95 % со стороны федерального центра. Зачастую объемы денежных средств, выделяемых из региональной казны, значительно выше обещанных изначально 5 %. Тогда же главы регионов посетовали, что Минфин России отказывается принимать отчеты по реализации нацпроектов в цифровом виде. «Электронный бюджет – отличный механизм. Но только за 2019 год мы получили 431 запрос от федеральных ведомств и написали отчеты на 6 тысячах листов. Хотелось бы, чтобы отчетности было меньше», – заявил Николай Любимов, и с ним согласился даже глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Макаров, назвав отчетность «безумной и бессмысленной работой». Добавим, что во время встречи с президентом 23 сентября, докладывая об основных параметрах федерального бюджета на 2020–2022 годы, премьер отметил, что, по прогнозам правительства, казна будет профицитной, а национальные проекты будут финансироваться в приоритетном порядке – за три года на эти цели планируется направить около 7 трлн рублей. Чтобы эти колоссальные средства дошли до регионов, Медведев пообещал Путину, что правительство будет «заниматься разбюрокрачиванием тех правил, которые существуют, по доведению финансовых ресурсов». Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

«Защита от коррупции и глупости». Смогут ли в России побороть бюрократию
© РИА "ФедералПресс"