Как индустрия 4.0 трансформирует сферу интеллектуальной собственности
Термин "подрывные инновации" часто используют по отношению к технологиям, обессмысливающим своих предшественников. Так, телефон похоронил телеграф, а цифровая фотография прервала всемогущество пленочной империи Kodak. С одной стороны, в креативной экономике именно интеллектуальная собственность приобретает ключевое значение, с другой - коренным образом меняется наше представление о том, как могут использоваться и коммерциализироваться те или иные продукты. Интернет вещей, на первый взгляд, не имеет прямого отношения к вопросам интеллектуальной собственности. Однако информацию, которой обмениваются устройства, можно рассматривать в качестве ценного нематериального актива. Так, в исследовании адвокатского бюро Мэттью М. Йоспина для Ассоциации IPChain утверждается, что пользовательские данные устройств с таких IoT-устройств, как термостаты, дымовая сигнализация, медицинские приборы, холодильники, локаторы, лампочки и т. п., уже находят применение в бизнесе. Наиболее очевидная схема коммерциализации - адаптация рекламы и совершенствование продуктов на основе анализа поведения пользователей. "Подключение IoT-устройств к Интернету позволяет в режиме реального времени собирать аналитическую информацию об их функционировании, что создает беспрецедентные возможности для производителя по усовершенствованию таких устройств и затачиванию их функционала под потребности пользователей. Подобные данные уже сейчас имеют полный потенциал для коммерческой реализации", - подтверждает адвокат, руководитель IP/IT практики в России юридической фирмы Eversheds Sutherland Екатерина Тиллинг. Синхронизация большого числа устройств, регистрирующих данные о частной жизни людей, не может не привлекать внимания хакеров и других злоумышленников, и в этом смысле интернет вещей остается рискованным предприятием. Впрочем, его подрывной потенциал связан скорее со сферой информационного права и охраны персональных данных. Советник адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Елена Авакян считает, что искусственный интеллект и 3D-проектирование бросят вызов непосредственно источникам интеллектуальной собственности, то есть творцам. Большинство писателей-фантастов полагали, что в будущем машины будут выполнять рутинную, неинтересную работу, а за человеком останется сфера творчества, напоминает эксперт. Однако бум нейросетей показывает, что машины уверенно завоевывают позиции в именно в креативном производстве. Они пишут тексты, сочиняют музыку, рисуют картины, о произведениях прикладного искусства не стоит и говорить. "Пока, по крайней мере в России, нас защищает закон, где сказано, что объектом авторского права является только то, что создано человеком. Но уже есть страны, которые расширили это окно допустимого. Они стали предоставлять охрану в том числе произведениям, созданным искусственным интеллектом или другими машинами", -говорит эксперт. Елена Авакян полагает, что уже в обозримой перспективе миллионы объектов, созданных машинами, могут откровенно "забить" поток созданного человеком. По мнению правоведа, единственная надежда в этой ситуации на то, что людям быстро наскучит однообразное творчество алгоритмов: "Человеку не нужно слишком большое разнообразие. И постепенно мода на такое искусство сойдет на нет. Что важно человеку в искусстве? Чтобы была красота, оригинальность, чтобы глаз отдыхал от обыденности. Но если залить всю поляну ярким солнечным светом, глаз скоро начнет уставать. Хотя в первый момент ты восхитился прекрасной солнечной поляной". Если AI теоретически ставит под удар авторское право, то 3D-проектирование бросает вызов патентной охране, считает Елена Авакян. Ведь патент защищает от массового производства продукта, а с развитием 3D-печати вещи можно будет выпускать индивидуально. При таком режиме производства соблюдение патентного права практически невозможно отследить. Советник председателя правления Фонда "Сколково" по вопросам интеллектуальной собственности, председатель правления Ассоциации IPChain Максим Прокш настроен более консервативно: "Новые технологии появлялись всегда. Когда появились автомобили, тоже думали, что мы навсегда попрощаемся с лошадьми, но эти животные до сих пор находят себе применение. Технологии всегда кажутся угрозой, но человек продолжает самостоятельно творить". Он отметил, что новые технологии скорее станут подспорьем творцу, чем полностью его заменят. Когда нейросеть дает художнику или писателю своего рода полуфабрикат, а конечное решение принимает он сам, ничего сложного в определении авторства нет. Искусственный интеллект здесь значит не больше, чем инструмент. Но даже если произведение создано без всякого человеческого участия, приписывать ИИ авторство - большая натяжка: "ИИ все равно кто-то обучил, кто-то разработал алгоритм, кто-то вложил в него данные. Может быть, машина и выдала какой-то непрогнозируемый результат, но этот результат все равно полностью определяется тем, чему машину обучили. Я убежден, что писателям, художникам, изобретателям не стоит опасаться конкуренции с искусственным интеллектом. Да, машина умеет хорошо вычислять, но она вряд ли научится творить в полном смысле этого слова".