Войти в почту

Реформа стакана. Почему железные дороги Украины при Зеленском продолжают деградировать

В понедельник, 9 сентября, глава «Укрзализныци» Евгений Кравцов сообщил об одном из новых изменений, ожидающих украинские железные дороги. «Вместо традиционных подстаканников обговариваем такой вариант. Что скажете?» — продемонстрировал он то, что может прийти на смену стеклянным стаканам и металлическим подстаканникам. Приведенный вариант — одноразовый бумажный стаканчик с пластиковой крышечкой — многим не понравился. «Угу, то есть УЗ кроме загрязнения окружающей среды старыми тепловозами и туалетами теперь еще и «одноразовую» тару хочет внедрить? Везде, где уже можно, доказали, что эти стаканчики сотни лет не разлагаются в земле-океане. Но нет, очередному гению пришла эта идея — теперь в «Укрзализныце» — для производства сотен тысяч стаканчиков в год», — прокомментировал украинский журналист Максим Сыч запись главы госмонополиста. С ним согласились и другие комментаторы. Кравцов же уточнил: пока что это проект, стоимость стаканчиков не высчитывали, но они точно «не будут по 2 тыс. грн (около 5,2 тыс. руб. — Ред.)», да и полностью отказываться от классических стаканов с подстаканниками УЗ не планирует. Несмотря на все эти заверения, вряд ли «Укрзализныця» может рассчитывать на лояльное к себе отношение украинцев. И для этого есть веские причины. «Люди устали, люди кричат» Вечером 15 сентября в сети появился очередной выпуск популярной программы проекта «Телебачення Торонто». Среди прочего украинские журналисты высмеяли и грядущие изменения в «Укрзализныце». «А может, железные подстаканники действительно были главной проблемой? Они тяжелые, поэтому поезд из Ужгорода до Лисичанска шел 32 часа», — шутил журналист Анатолий Остапенко. Шутки — шутками, но за три дня до этого киевлянам было не до смеха. 12 сентября разъяренные жители столицы перекрывали железную дорогу. «Киев. Суровые будни «метро» Троещины: в отчаянии люди перекрыли движение: на всех не хватает вагонов, впрочем, по количеству купленных билетов еще должно быть много свободных мест», — написала пользователь Ирина Куса в сообществе dtp.kiev.ua. На видео было заметно, как раздосадованные украинцы кричали друг на друга. Одни отказывались мириться с условиями в городской электричке, а другим во что бы то ни стало нужно было ей воспользоваться, чтобы вовремя добраться до места назначения. Тогда это событие прокомментировал сам Кравцов. Он заявил, что электрички «Укрзализныця» передала на баланс «Киевпастранса» в 2012 году. Он также назвал причины проблем с электричками в столице. «Долги «Киевпастранса» перед «Укрзализныцей» за ремонт электропоездов — 6 млн грн (около 15,6 млн руб. — Ред.), за пользование инфраструктурой — 12 млн грн (31,2 млн руб. — Ред.). Отсутствие действующих договоров на ремонт подвижного состава. Именно поэтому компания приветствует инициативу министра инфраструктуры Владислава Криклия касательно создания совместной рабочей группы КГГА и «Укрзализныци», которая наконец взялась за решение транспортных проблем столицы. «Укрзализныця» предлагает проект Kyiv City Express, который соединит между собой городское и пригородное сообщение. Таким образом, жители городов-сателлитов Киева смогут быстро добраться до места работы или учебы», — отметил Кравцов. Первым же комментарием под этой записью Кравцова были слова «А что, пригород чем-то отличается?» вместе с видео более чем получасового опоздания электрички Фастов — Киев. Видео свидетельствовало, как к платформе «Тарасовка» с солидным опозданием прибывает электричка, набитая людьми, как консервная банка шпротами. Да и составы дальнего следования от «Укрзализныци» уже много раз становились объектами критики как внутри страны, так и за ее пределами. Молчание властей Пока власти Украины не проявляют должного рвения в решении проблем украинских железных дорог. В понедельник, 2 сентября, президент Украины Владимир Зеленский поручил Кабинету министров до конца года подготовить план реструктуризации «Укрзализныци». «Подготовить план реструктуризации «Укрзализныци» в том числе с целью либерализации рынка локомотивной тяги и повышения прозрачности и эффективности деятельности «Укрзализныци», — дал он поручения во время встречи с правительством, руководством Верховной Рады и представителями силовых структур. Ответственными за подготовку плана Зеленский назначил премьер-министра Алексея Гончарука и профильного министра Криклия. Между тем, как утверждают эксперты, у украинских железных дорог может не быть большого запаса времени. «Пока власти демонстрируют вопиющую некомпетентность и не обращают внимание на насущные проблемы УЗ, происходит закономерная деградация железнодорожной инфраструктуры. Железная дорога экономит на всем. Если по стандартам нужно ежегодно ремонтировать/реконструировать 1200-1500 км железных дорог, то сейчас делается 250-300 км. Закупается лишь несколько процентов от необходимого объема запчастей для локомотивов и вагонов. По количеству пожаров локомотивов, случившихся за последнее время, понятно, что уже начались системные проблемы с безопасностью. С нынешними темпами деградации железнодорожной инфраструктуры через два-три года «Укрзалізниця» просто остановится», — отметил 11 сентября в своей статье для GMK Center заместитель министра инфраструктуры Украины в 2014-2015 годах Александр Кава. Спустя три дня, 14 сентября, у себя в Facebook Кава прокомментировал слухи о возможных компенсациях авиакомпаниям за облет территории России. «Странно будет, если правительство выделит из государственного бюджета одной или двум авиакомпаниям компенсацию за облёт территории России в размере 5,4 млрд грн (около 14,04 млрд руб. — Ред.). При этом правительство не может найти средства на приобретение новых пассажирских вагонов. Например, за 5,4 миллиарда гривен можно было бы приобрести почти 200 новых современных пассажирских вагонов. Всего за год эти вагоны могли бы перевезти 5 миллионов пассажиров в нормальных условиях. Напомню, что более 80% пассажирских вагонов, используемых в стране, были выпущены во времена СССР и в ближайшие годы должны быть списаны», — отметил он. Впрочем, и в самой «Укрзализныце» жалуются на государство. Так, еще в июле в компании заявили: украинские поезда могут остановиться. Как сказал 31 июля директор по развитию бизнеса «Укрзализныци» Андрей Рязанцев, в бюджет 2019 года внесли изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми компанию дополнительно обременили налогами в 3 млрд грн (около 7,8 млрд руб. — Ред.). Он заметил, что этот случай — уникальный в мировой практике, так как ни в одной стране под железными дорогами налог на землю не уплачивается. «К чему приведут дополнительные расходы «Укрзализныци» в 3 млрд грн в год? Во-первых, предприятие будет вынуждено пересмотреть объемы пассажирских перевозок в сторону уменьшения. Также будем вынуждены активизировать работу по сокращению малоэффективной инфраструктуры, несмотря на то что в большинстве случаев она несет на себе социально-экономическую нагрузку в депрессивных регионах», — отметил Рязанцев. На тот момент просьбу «Укрзализныци» о возвращении коэффициента 0,25 при налогообложении земель железнодорожного транспорта поддержало только Министерство инфраструктуры. С тех пор новостей об изменении налоговой политики по отношению к компании не было. Ну а пока железные дороги, а также их подвижной состав ветшает, новое руководство «Укрзализныци» думает над дизайном новых стаканов, а руководство страны размышляет о компенсациях для авикомпании олигарха Игоря Коломойского.