Войти в почту

15 сентября жители Саратова отмечают 429-летие родного города. Он был основан (2) 12 июля 1590 года — в день памяти положения пояса Пречистой Богородицы. После присоединения к России Казанского и Астраханского ханств в 50-х годах XVI века весь волжский водный путь вплоть до Каспия оказался во владениях российского государства. Однако в то время новый край был малозаселенным, а торговые караваны, которые спускались в Каспийское море, нередко подвергались нападениям кочевников и разбойников — «воровских казаков», как их тогда называли. В конце XVI века, при царе Федоре Иоанновиче, для скорейшего освоения Поволжья и для защиты от набегов крымского хана, ногайцев и простых разбойников и было решено основать на Волге ряд городов-крепостей. Саратов основали князь Григорий Засекин и стрелецкий Голова Фёдор Туров как сторожевую крепость на месте города Увека. Увек был третьим по величине городом Золотой Орды, и был разрушен в 1395 году. В 1586 году Григорий Засекин основал первый из новых волжских городов — Самару. Появление крепости вызвало такое неудовольствие ногайского князя Уруса, что тот написал царю Федору письмо, в котором спрашивал: «Ты на четырех местах хочешь города ставить… А теми местами твои деды и отцы владели ли?». Тем не менее, через три года Засекин отправился на 700 верст ниже по течению и заложил еще один город — Царицын. В письменных источниках сохранилась запись о том, что 12 июля (2 июля по старому стилю) князь Григорий Осипович Засекин и боярин Федор Михайлович Туров основали город Саратов. Название крепости произошло от тюркоязычного наименования местности, в которой он расположен. В большинстве случаев это название расшифровывают как произошедшее от словосочетания «желтая гора» («сары тау») или «желтый остров» («сары-атав») — по цвету расположенных рядом горных обрывов. Первая крепость была целиком деревянной. Во время пожара зимой 1614 года Саратов целиком сгорел, от города почти ничего не осталось, а 200 стрельцов, которым удалось спастись от огня, перешли в Самару. Но вскоре город был восстановлен: известно, что в 1630-х годах он был окружен новой крепостной стеной с башнями, в которых стояли пушки. В 1674 году по указу царя Алексея Михайловича город перенесли на другой, правый, берег. мост Саратов—Энгельс/ Фото: wikipedia.org Благодаря своему местонахождению на перекрестках крупнейших сухопутных и водных путей Саратов в середине XVIII века стал одним из крупнейших центров торговли солью и рыбой. Саратов быстро превращался и в крупный ремесленно-мануфактурный город. Его быстрому развитию в XIX веке способствовало начало пароходного движения по Волге и строительство в 1871 году железной дороги от Саратова до Тамбова. Впоследствии в городе появились металлообрабатывающие и машиностроительные заводы, в советское время — оборонные предприятия. Сейчас достопримечательностями Саратова считают автодорожный мост, соединяющий его с городом-спутником Энгельсом, парк Липки, Троицкий собор, Саратовскую государственную консерваторию имени Собинова, а также остатки древнего города Увек, крупного центра Золотой Орды.

В Саратове День города
© Парламентская газета