Ещё

Искусство уйти вовремя: почему создатель Alibaba Джек Ма стал пенсионером 

Искусство уйти вовремя: почему создатель Alibaba Джек Ма стал пенсионером
Фото: РИА Новости
, 14 сен — РИА Новости, Максим Рубченко. Основатель и неизменный глава покинул пост председателя правления в день своего 55-летия, 10 сентября. Его полномочия переходят к генеральному директору Alibaba Group Дэниэлю Чжану. Сам Джек Ма собирается заняться благотворительностью и преподаванием, однако некоторые аналитики опасаются, что он может оказаться в тюрьме или просто исчезнуть.
Учитель Ма О намерении уйти в отставку в 55 лет Джек Ма сообщил год назад в письме, адресованном клиентам, сотрудникам и акционерам Alibaba. «С одобрения нашего совета директоров 10 сентября 2019 года, которое также выпадает на 20-летие Alibaba, генеральный директор группы Даниэль Чжан сменит меня на посту председателя правления Alibaba Group, — проинформировал Ма. — Я останусь в совете директоров Alibaba до нашего собрания акционеров в 2020 году».
Он напомнил, что основатели Alibaba мечтали о компании, которой будет гордиться и весь мир, и чтобы она просуществовала минимум 102 года — пересекла границы трех веков. «Однако все мы понимали, что никому не удастся оставаться в компании в течение 102 лет, — отметил Джек Ма. — Ни одна компания не может полагаться исключительно на своих учредителей. Никто не выполняет обязанности председателя правления или генерального директора вечно».
В Китае его называют «учитель Ма», поскольку он — пример того, как выходец из низов может стать богатейшим человеком страны.
Джек Ма (настоящее имя — Ма Юнь) родился в 1964 году в городе Ханьчжоу. В детстве ему не раз приходилось голодать.
Хорошей успеваемостью не отличался. «Я дважды провалил ключевой экзамен в начальной школе, трижды — в средней, вступительный экзамен в колледж я безуспешно пытался сдать два раза», — рассказывал он в одном из интервью.
Особенно тяжело ему давалась математика: на вступительных экзаменах в университет он набрал по этому предмету один балл из 120. И уже возглавив крупнейшую технологическую компанию Китая, признавался: «Я не силен в математике, никогда не изучал менеджмент и ничего не понимаю в бухгалтерской отчетности».
Несколько раз пересдав экзамен, он все-таки поступил в Университет Ханьчжоу, после окончания которого в 1988 году устроился преподавателем английского языка в Ханчжоуский институт электронной промышленности. Преподавать Джеку нравилось, но зарплата — всего 12 долларов в месяц.
Поэтому он искал другую работу. «Я получил тридцать отказов, — вспоминает Ма. — Обращался даже в KFC. Двадцать четыре человека вызвали на собеседование. Всех приняли, кроме одного — меня. Мы пошли устраиваться в полицию, пять человек. Четверых взяли, одного — нет. И это опять был я».
В результате Джек открыл небольшое бюро переводов (действует до сих пор). В 1995-м его пригласили в качестве переводчика сопровождать торговую китайскую делегацию в США.
В Сиэтле Джек Ма впервые опробовал интернет. Его попытки через поисковую систему ! выяснить, где в Сиэтле можно купить китайское пиво, провалились — информации не было. И тогда Джек, до этого совершенно не знакомый с компьютером, решил заняться интернет-бизнесом.
"Мы молоды и никогда не сдаемся"
Вернувшись домой, он взял взаймы у друзей две тысячи долларов и основал компанию «Китайские желтые страницы», занимавшуюся созданием веб-сайтов. «Я не знал ничего о персональных компьютерах и электронной почте. Я даже никогда не прикасался к клавиатуре до этого. Вот почему я называю себя „слепым, едущим верхом на слепом тигре“, — объяснял он. За три года фирма заработала пять миллионов юаней (около 800 тысяч долларов).
Воодушевленный этим успехом, Джек Ма запустил новый проект — интернет-магазин китайских товаров, которые были намного дешевле зарубежных аналогов. „Мы сделаем это, потому что мы молоды и никогда не сдаемся“, — сказал он друзьям, ставшим соучредителями проекта.
Название компании — Alibaba — Джек придумал, сидя в кофейне в Сан-Франциско. Первоначальный капитал составлял всего 60 тысяч долларов. Но уже в октябре 1999 года проект смог привлечь пять миллионов долларов от Goldman Sachs, а чуть позже — еще 20 миллионов от японской инвесткомпании SoftBank.
В 2005-м американская Yahoo! инвестировала в Alibaba миллиард долларов в обмен на 40 процентов акций. Это было огромным успехом для обеих компаний: благодаря этим деньгам Alibaba смогла выдавить с китайского рынка , а Yahoo! заработала десять миллиардов на росте котировок китайского маркетплейса после IPO в сентябре 2014 года.