Войти в почту

Модные и бездомные: как цифровая экономика изменила стиль жизни и геогарфию деловых людей

С каждым годом все интереснее наблюдать, как цифровые технологии оказывают растущее влияние на нашу повседневную и деловую жизнь. Например, многие покидают привычные рабочие места или и вовсе не устраиваются на офисную работу, становясь цифровыми кочевниками (от англ. digital nomads). Основатель сервиса Nomad List Питер Левелс предсказывает, что к 2035 году по всему миру будет насчитываться 1 млрд дистанционных работников. При этом у цифровой экономики есть не только сторонники, но и противники, которые считают недостатком то, что ее процессы вытесняют миллионы рабочих мест и, способствуя распространению идей свободы личности и глобализации, представляют угрозу для государства как аппарата, стремящегося перевести мир на оседлый образ жизни. Тем не менее многие страны продолжают рассматривать цифровизацию как один из приоритетов развития. В этом году рейтинг лучших цифровых экономик Digital Society Index 2019 возглавили Сингапур, США и Китай. Многие компании уже добились значительного улучшения жизни сотрудников и клиентов, задействовав новые технологии и пересмотрев старые бизнес-модели. Важную роль в этой «экосистеме» играют именно цифровые кочевники — кто же они? Кто такие digital nomads Digital nomads, или цифровые кочевники, — это категория людей, ведущих мобильный образ жизни и использующих цифровые технологии для выполнения своих профессиональных обязанностей. Как правило, они работают удаленно из дома, гостиницы, кафе, коворкинга, библиотеки и т. д., выполняя задачи, которые раньше решались в пределах стационарного рабочего места. Сама идея «нового кочевничества» появилась еще в 60-е годы XX века в работах философа и теоретика массмедиа Маршалла Маклюэна. Позже, в 1970–1980-е годы родилась номадология Жиля Делеза, а в 1980 году Жак Аттали использовал термин «кочевники» в отношении двух категорий людей: состоятельных, которым не нужно работать и жить в одном месте, а также менее зажиточных, которые вынуждены мигрировать в поисках работы. Однако развитие технологий внесло свои коррективы, и теперь ключевым фактором для возможности кочевого образа жизни является не столько финансовое положение, сколько наличие доступа в интернет, а также необходимых знаний и навыков для того, чтобы зарабатывать онлайн. Обычно цифровые кочевники используют следующие способы заработка: фриланс, работа удаленным сотрудником в компании, предпринимательство, пассивный доход. Наиболее популярными профессиями среди digital nomads сегодня являются веб-дизайнер, интернет-маркетолог, онлайн-преподаватель, журналист, копирайтер, контент­-менеджер, инфлюенсер, SMM-менеджер, data scientist, руководитель проектов/продуктов. Кстати, вопреки опасениям о печальном будущем женщин в цифровой экономике, существует мнение, что именно они в эпоху цифровизации будут получать больше рабочих мест. Так, в опубликованном докладе McKinsey Global Institute (MGI) говорится о том, что к 2030 году благодаря автоматизации и цифровизации в мире появится более 170 млн дополнительных рабочих мест для женщин. Эти цифры превышают показатели дополнительных рабочих мест для мужчин, которые возникнут на рынке в ближайшие годы. Рост занятости среди женщин эксперты MGI связывают со стремительным развитием индустрии здравоохранения, в которую традиционно вовлечено большее количество женщин. Также большее количество рабочих мест появится в сферах соцобеспечения и торговли. Согласно данным Всемирного экономического форума, в будущем наиболее активно компании продолжат внедрять следующие технологии: аналитику больших данных — Big Data (85% компаний), мобильные и веб-приложения (75%), интернет вещей (75%), машинное обучение (73%) и облачные технологии (72%). Это повлечет за собой дальнейшие изменения на рынке труда и в образе жизни людей. «Этот образ жизни не имеет минусов, кроме своей организационной достижимости, — рассказывает сооснователь IT-студии Alef Development Стас Гольденшлюгер. Перед тем как пополнить ряды цифровых кочевников, пробегите глазами чек-лист: вы можете работать через интернет; ваша работа никуда не денется в следующие шесть месяцев; у вас нет детей, или они есть, но еще не ходят в школу; у вас есть достаточное количество денег, чтобы вы смогли прожить два месяца и купить билет домой; у вас нет дома близких, требующих постоянной заботы. Digital nomads и индустрия гостеприимства Яркая тенденция в жизни цифровых кочевников — объединение в сообщества и использование специализированных сервисов с этой целью. Сегодня самыми популярными из них являются: Nomad List, Hellowfellow, Flylancer, Digital Freelancer, Remotive. Там можно найти советы и полезную информацию по путешествиям. Многие «кочевники», приезжая на новое место, предпочитают снимать комнаты или апартаменты. Некоторые пользуются коливингами, но и гостиничный формат не теряет для них своей актуальностью. Более того, во многом именно благодаря digital nomads гостиница в ХХI веке приобретает новую функцию. Теперь это не просто локация для остановки и отдыха, а многофункциональный комплекс для жизни и работы. «В международной индустрии гостеприимства появился новый термин — «тихие путешественники», — рассказывает Валерий Федоров, генеральный директор ВЦИОМ. — Многие молодые представители бизнеса относятся именно к этой категории постояльцев отелей. Они являются основными пользователями технологических инноваций в гостиницах и апартаментах. Их рабочие командировки, встречи и даже отдых проходят рядом с дисплеем смартфона и монитором ноутбука. Они не ждут, пока конкретные сотрудники отеля ответят на их вопросы, а заказывают услуги самостоятельно, обращаясь к бренду через социальные сети и мобильные приложения. Современный мир полностью перестроил рабочие процессы и способы взаимодействия между людьми. Задача гостиничных операторов заключается в максимальной адаптации пространства отелей к этим изменениям». Поэтому современные отели и комплексы апартаментов, которые заточены под деловую аудиторию, проектируются в формате единой цифровой экосистемы. Внутри нее присутствие технологий ощущается повсюду. Существуют примеры, когда в номерах устанавливаются диджитал-панели с виртуальным консьержем. Он может подобрать для постояльца подходящий зав­трак, утреннюю прессу, заказать такси и т. д. Специальные приложения позволяют входить в комнату без ключа, не тратя время на общение с персоналом. Так, сеть Starwood еще в 2014 году запустила первую мобильную систему регистрации SPG Keyless, которая позволяет гостям открывать свои номера, сканируя смартфон (с помощью приложения SPG). Когда комната для гостей будет готова, они получают уведомление вместе с кодом ключа, а затем могут просто зайти в отель и проследовать прямо в свою комнату, минуя традиционный процесс регистрации заезда. «Все больше отелей интегрируют цифровые информационные хабы в свои лобби, чтобы обеспечить разностороннее обслуживание деловых гостей, — объясняет Михаил Беляков, основатель Noor Architects. — Они используются в качестве интерактивного центра, предназначенного для предоставления различных услуг, получения информации о мероприятиях, которая может загружаться на смартфон или планшет. Широкое применение разнообразных технологических решений, помимо прочего, позволяет решать задачи энергоэффективности и энергобезопасности. В таких отелях устанавливаются системы контроля включения и выключения приборов, светового оборудования, датчики расхода воды и т. д. Они не только создают дополнительное удобство в управлении инженерными системами, но и помогают поддерживать баланс расхода ресурсов». Цифровизация в России Вопреки стереотипам об отсталости, Россия в этом году заняла 23-е место в рейтинге лучших цифровых экономик мира Digital Society Index. Тема влияния цифровых технологий на рынок труда и образ жизни деловых людей стала одной из ключевых на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме. По мнению экспертов ПМЭФ, цифровизация ведет к исчезновению рутинных профессий и повышает спрос на творческих сотрудников. «В ближайшее время возникнет дефицит кадров, связанных с креативным мышлением», — считает Олег Тиньков, председатель совета директоров Тинькофф Банка. «Рутинные процедуры, которые мы делаем сейчас, уйдут. Все рутинное производит много данных. Все, что производит много данных, вплоть до вождения автомобиля, легко автоматизируется. Поэтому рутинные профессии, которые создают дополнительную неэффективность, будут уходить», — уверен Аркадий Волож, сооснователь и генеральный директор группы компаний «Яндекс». Алексей Мордашов, председатель совета директоров «Северстали», обращает внимание на важность «мягких навыков»: «Возрастает значимость soft skills — способности вычленять главное и второстепенное, разбирать задачи, анализировать причины и следствия, способность работать с людьми, открытость мышления». Важнейшей проблемой на пути цифровизации эксперты называют неравномерность ее территориального развития, особенно в отдаленных регионах страны. Из возможных в связи с цифровизацией нововведений следует отметить переход на четырехдневную рабочую неделю. По данным исследования ВЦИОМ, почти половина россиян (48% респондентов) не поддерживают эту идею, в то время как положительно к ней относится около трети опрошенных (29%), и это в основном представители поколения миллениалов, проживающие в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах-миллионниках. О глобальном значении тренда рассказывает Валерий Федотов: «Страхи противников данного нововведения связаны в основном с вероятным сокращением получаемого дохода, что критично прежде всего для самых бедных и уязвимых слоев населения — пенсионеров и селян. Сторонники сокращения рабочей недели, напротив, рассчитывают более продуктивно использовать высвободившееся время и благодаря ему восстановить баланс между работой, отдыхом и личной жизнью»

Модные и бездомные: как цифровая экономика изменила стиль жизни и геогарфию деловых людей
© Forbes.ru