Войти в почту

Выйдет ли Кузбасс на премиальный рынок в странах АТР

- Недавно я осмотрел современную угольную электростанцию компании J-Power в черте японского города Йокогама, - рассказал губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. - Выбросы в атмосферу от нее не больше, чем от соседней газовой котельной, которая обеспечивает потребность в электро-энергии лишь в периоды пиковых нагрузок. Все остальное время на полную мощность работает угольная станция: стоимость этой генерации гораздо дешевле. А безопасность выше, учитывая ураганы и землетрясения, характерные для дальневосточного региона. Так что современные технологии позволяют угольной энергетике весьма эффективно конкурировать с газовой. И наши японские коллеги заинтересованы в том, чтобы доля потребляемого российского угля увеличилась. С одной стороны, они не хотят зависеть только от двух стран - Австралии и Индонезии, а с другой - у нас самое короткое плечо доставки. Однако если стабильность качества угля, отправляемого на экспорт, можно обеспечить благодаря реформе добывающей отрасли (так полагает кузбасское руководство), то с возможностью регулярных поставок дела обстоят хуже. Между тем, именно это требование - ключевое. Как уточнил Сергей Цивилев, все угольные склады в Японии небольшие по объему, с мощными системами пылеподавления (завидная забота об экологии), поэтому там никогда не будут делать больших складских запасов. То есть уголь из России должен поступать малыми партиями, но строго по графику. Это, к слову, и в интересах Кузбасса, испытывающего очередной отраслевой кризис из-за падения рыночных цен на угли энергетических марок. Программа развития дальневосточного полигона железных дорог для роста экспорта на азиатско-тихоокеанский рынок, предусматривающая увеличение провозных мощностей, была представлена еще в августе прошлого года на заседании федеральной топливно-энергетической комиссии в Кемерове. Однако в первом полугодии 2019-го прироста отгрузки угля на восток не получилось. Потому кузбасские власти подписали с РЖД соглашение, по которому, начиная с сентября этого года, должен быть, обеспечен годовой прирост отгрузки не менее трех процентов к прошлогоднему уровню за счет увеличения объемов на незагруженных (в отличие от восточного) направлениях. И это уже происходит. - В июле был установлен понижающий коэффициент 0,9259 к железнодорожному тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги, где есть резервы пропускной способности, - напомнил замгубернатора Кузбасса Андрей Панов. - Кроме того, Союз операторов железнодорожного транспорта направил свои предложения по повышению эффективности использования вагонов и ускорению их оборота. Речь, в том числе, об увеличении маршрутизации перевозок, возврате к технологиям формирования прямых отправительских маршрутов, о переходе к оформлению вагонов группами без потери универсальности в переадресовке, упразднении платы за последнюю, а также о совершенствовании информационных сис-тем учета. Операторы пошли угольщикам навстречу: снизили стоимость услуг на предоставление полувагонов. Так, в июле 2019 года она составила от 1200 до 1600 рублей в сутки. И, как информирует Ассоциация морских торговых портов, гибкую политику формирования тарифов на перевалку угля стали проводить стивидорные компании. Угольщики предлагают не останавливаться на достигнутом: ввести мораторий на рост железнодорожных тарифов до конца 2025 года, открыть новые транспортные коридоры на восток и восстановить ранее закрывшиеся пункты пропуска через границу России и Китая, внедрять новые технологии торможения грузовых поездов при смене локомотива. В свою очередь, железнодорожное ведомство не только поддержало предложение сохранить понижающий коэффициент к тарифу на экспорт в южном направлении до конца нынешнего года (потому что объемы отгрузки с его введением за два месяца выросли сразу на 30 процентов), но и выразило готовность расширить меры поддержки. - До конца года мы не планируем никаких ограничений в направлении портов Северо-Запада, прибалтийских портов, как и портов Юга и, если требуются дополнительные меры поддержки, готовы их рассматривать, - подчеркнул директор ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности - начальник Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Алексей Шило. - Есть и предложение о скидке на тарифы в направлении портов Северо-Запада. Мы готовы ее предоставить при условии экономического обоснования: фиксации гарантированного объема отгрузки угля из Кузбасса - порядка 45 миллионов тонн до конца года. Ведь сегодня и без предоставления скидки (она компенсирует отмененную восьмипроцентную экспортную надбавку) объемы перевозок в этом направлении неуклонно растут (уже практически на девять процентов). В свою очередь, кузбасские угольщики для получения этих преференций должны принять общее решение о стабильных объемах отгрузки. А гарантом его исполнения готово вступить правительство угледобывающего региона. - В конце нынешнего года мы будем планировать поставки на 2020-й, по-другому не сможем увеличить свое присутствие на японском рынке - самом важном, премиальном в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Если мы наладим поставки, то сможем продвигать нашу продукцию не только в Японию, но и во все другие страны АТР, где рынок угля, несмотря ни на что, растет. Если мы не займем эту нишу, она будет занята другими странами - нашими конкурентами. Кстати 5 сентября этого года на очередном заседании межправительственной российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству обсуждался, в том числе, вопрос об отмене китайских пошлин на импорт российского угля. Стороны сочли целесообразным рассмотреть возможность возврата к нулевым ставкам. Однако окончательного решения принято не было. Между тем, по оценкам минэкономразвития РФ, ущерб от уплаты этих пошлин для России сегодня составляет 103 миллиона долларов.

Выйдет ли Кузбасс на премиальный рынок в странах АТР
© Российская Газета