Ещё

Почему холодно в домах жителей Черногорска 

Почему холодно в домах жителей Черногорска
Фото: Lenta.ru
Жители этого города — черногорцы, хотя живут далеко от Балкан, в Сибири. Всего 30 лет назад это был процветающий уютный шахтерский городок в , в 18-ти километрах от столичного . Статьи в советских центральных газетах десятилетиями воспевали трудовые подвиги стахановцев . Сегодня вся информация о городе в федеральных СМИ в основном негативная: аварии городских теплосетей, замерзающие зимой в домах жители, режим чрезвычайных ситуаций на котельных в связи с нехваткой угля. О том, как появились в Сибири черногорцы, и почему в их домах холодно, — в материале «Ленты.ру».
Черногорск в Южной Сибири появился благодаря тому, что хакасская легенда была профессионально интерпретирована. В 1903 году хакасский чабан поведал геологу Окулову о том, что на вершине горы Кара Тигей (Черная вершина) есть необычный горючий камень. Недалеко от горы располагались хакасские улусы, жители которых хорошо знали о свойствах камня, но боялись его использовать. Окулов обнаружил на Черной вершине пласты поверхностного залегания каменного угля. Месторождением заинтересовались предприниматели из  супруги Баландины, которые и приобрели его за 300 рублей. А Окулов стал первым управляющим копей.
Первоначально поселок Угольные копи, возникший в голой степи рядом с шахтами, состоял всего из одной улицы с двумя бараками и несколькими землянками. Строительных материалов не было, и рабочие сооружали жилища из горбыля и опилок. Источники водоснабжения в поселке отсутствовали, поэтому воду привозили на лошадях из Енисея.
Работа в шахте была очень тяжелой и опасной, поскольку добывали уголь при свечах или керосиновых лампах, что могло стать причиной взрыва. Добытый уголь насыпали в вагонетки, тянули по деревянным рельсам, а затем поднимали на поверхность в бадьях с помощью конного ворота. В 1916 году в Черногорских Копях добыли 46 тысяч тонн угля, это был наивысший результат их выработки за дореволюционный период.
Вера Баландина, которую черногорцы считают основателем города, была очень талантливым предпринимателем. Для доставки угля в  она на собственные деньги построила узкоколейку от шахт до Аскировской пристани на Енисее. Кроме того, Баландина инициировала строительство железной дороги Абакан-Ачинск и прокладку ветки до станции Ташеба.
При Советской власти в 20-30 годы в поселке появляется центральная электростанция мощностью 225 киловатт, механическая и электромонтажная мастерские, хлебозавод, кирпичный завод. А в 1929 году на шахтах началась механизация труда, до это все делалось по старинке вручную.
Во время индустриализации СССР в 30-х годах требовалось много угля, поэтому поселок начал стремительно расти. Развернувшееся по стране стахановское движение не прошло мимо Угольных Копей, здесь была создана школа передовых методов труда. А поскольку большинство жителей поселка были неграмотными, то в 1934 году появляется и первая средняя школа. Работают два детских сада, ясли, две больницы, поликлиника с физиотерапевтическим оборудованием и рентген-кабинетом. В семи километрах от поселка для шахтеров был построен дом отдыха на берегу Енисея.
В 1936 году решением Президиума ВЦИК рабочий поселок Черногорские Копи получил статус города областного подчинения и стал называться Черногорском. С этого момента начинается интенсивное строительство и развитие шахтерского города.
В годы Великой Отечественной войны, когда черногорские мужчины ушли на фронт, в забоях шахт трудились женщины, старики и дети. При этом интенсивность добычи угля возросла, заработали три новые шахты.
Первый исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ) НКВД возник на черногорской земле в 1942 году. Труд заключенных использовался в основном в шахтах. Им приходилось работать по 12 часов по колено в воде. По преданиям черногорских старожилов, в одном из лагерей (сейчас там чистое поле — прим. «Ленты.ру») отбывала наказание знаменитая советская певица . В 1955 году черногорскую систему лагерей упразднили.
В 1950-60-е годы в связи с новым курсом СССР по социальной переориентации экономики на развитие легкой и пищевой промышленности в Черногорске появились крупные предприятия отрасли: камвольно-суконный комбинат, а затем фабрика первичной обработки шерсти и завод искусственных кож. Добыча угля продолжала интенсивно развиваться. Кроме того, в городе работали домостроительный комбинат, авторемонтный завод, комбинат строительных материалов и заводы: кирпичный, железобетонных конструкций, опытный ремонтно-механический, литейно-механический.
В 1970-е годы в Черногорске были 23 промышленных предприятия. А численность населения за двадцать лет увеличилась вдвое, до 60 тысяч человек.
В 1985 году объем промышленного производства в Черногорске составлял 47,6 процента от общего объема производства Хакасского автономного округа. Среди промышленных городов по объему валовой продукции город уверенно занимал третье место, уступая лишь Красноярску и Норильску. В те годы уровень жизни в Черногорске был выше, чем в соседнем столичном Абакане. И многие абаканцы предпочитали работать здесь.
1960-80-е годы прошлого века — самое благодатное время в истории города, период наивысшего расцвета. Старшее поколение черногорцев с ностальгией вспоминает времена, когда шахтеров почитали за героев, а шахтерские зарплаты позволяли жить и отдыхать по советским меркам достойно, ни в чем себе не отказывая.
С развалом СССР в истории города наступил самый депрессивный период. Рухнули десятилетиями формировавшиеся внутрисоюзные экономические отношения, не стало гарантированного сбыта и поставок сырья. Многие шахты оказались нерентабельны. В настоящее время в Черногорске и рядом с городом осталось всего два разреза, где добывают уголь открытым способом. О многих черногорских предприятиях напоминают руины заводских корпусов, которые полюбились местным сталкерам и диггерам. А Черногорск из процветающего промышленного города превратился в депрессивный с дефицитным бюджетом и вступил в новый век с разрушенной городской инфраструктурой и изношенными коммунальными системами.
Сегодня при дефицитном городском бюджете власти Черногорска вынуждены экономить на всем. Так, вместо 60 полагающихся по штату дворников, город обслуживает всего 20 человек. Они же выполняют работы по озеленению. А всей муниципальной техникой управляет один водитель, то есть сегодня он поливает, завтра очищает дороги, а зимой в одиночку сражается со снегом. В общем, каждый работник городских коммунальных служб и на дуде игрец.
Городские автобусы ходят с большими интервалами и не по всем маршрутам, во дворах жилых домов дороги часто совсем «убитые».
По словам местного предпринимателя, представившегося Андреем, «в Черногорске совершенно невыносимые условия для бизнеса создает . Организаций-налогоплательщиков мало, а бюджет городской пополнять надо. Вот они и выкручивают руки бескон