Войти в почту

Сайровая катастрофа. Сможет ли Россия сохранить стратегический для себя промысел?

Всего 1000 тонн из 140 тыс. рекомендованных к объему добычи сайры в исключительной экономической зоне России добыли российские рыбаки. Эти показатели в очередной раз подчеркивают, что необходимо принимать срочные меры поддержки российского сайрового специализированного промысла. В данный момент всего несколько судов пытаются добыть «ночную жемчужину» в ИЭЗ РФ, но в традиционных местах промысла рыба отсутствует. Как сообщает ТИНРО-Центр, промысловые скопления рыбы на Южных Курилах отсутствуют. Более месяца российские рыбаки пытались найти косяки рыбы самостоятельно, но их попытки оказались безуспешными. Компании несут убытки, для них промысел потерял рентабельность, и они жгут топливо в убыток себе. Между тем еще месяц назад во Владивостоке на совещании, которое проводило Росрыболовство с рыбаками, обсуждался сайровый промысел и вырабатывались предложения по его сохранению. Росрыболоство обсуждало два варианта спасения российской добычи сайры, это субсидирование затрат на топливо и выход на промысловую разведку научного судна «Владимир Сафонов». Пока ни один из вариантов помощи не реализован. Проекта нормативного акта, который мог бы дать возможность подавать заявки на субсидии, рыбацкая отрасль не увидела. А вот выход судна ожидается. Как рассказал пресс-секретарь ТИНРО-Центра Константин Осипов, НИС выйдет на поиски сайровых скоплений в сентябре, после того как завершит выполнение другой научной программы. Однако еще в конце прошлой путины рыбаки высказывали озабоченность, что найти рыбу несколькими судами будет очень сложно. Научное судно вышло в прошлом году также в сентябре, а рыбаки его ждали в августе. Так как путина очень скоротечна, данные о скоплениях рыбы нужны были еще в августе, и об этом говорилось на совещании в июле. По словам директора группы компаний «Сайра» Василия Сахарнацкого, в последние несколько лет течения в Тихом океане серьезно поменялись. Если ранее с конца июля и практически по декабрь скопления сайры находились на температурных фронтах поверхностных вод в Южно-Курильском промысловом районе, то теперь они там практически не фиксируются. Так в прошлом году косяки сайры у Шикотана не концентрировались. Глобальная причина перемещения сайровых косяков — меняющаяся гидрология. Рыбаки предполагают, что теплые течения перенесли ее в северную часть Курильской гряды и в открытый океан. Вот только малым количеством добывающего флота в сжатый срок пробежаться по всем средним и северным Курильским островам невозможно, хотя суда компаний пытаются это сделать. В прошлом году на Северных Курилах за 20 дней промысла российские суда взяли около 1000 тонн этой рыбы. Но в этом году рыбаки считают, что рыба могла уйти в Авачинский залив, а в нем у компаний нет права ловить. Получается, что даже если рыбаки обнаружат рыбу в Охотском море, они не могут ее добывать. Росрыболоство должно учесть эту ситуацию и дать рыбной науке поручение, чтобы она обследовала район и выдала свои рекомендации. «В приказе Росрыболоства эти районы не указаны, а значит билеты выписать нельзя, — рассказывает представитель компании «Дальморепродукт» Сергей Леонов. — В этом году наша компания не выставляет флот на промысел сайры, хотя мы добывали ее долгие годы. Причина в том, что ее не могут найти. Необходимо обследовать новые районы и понять, куда она ушла. Если наука рыбу найдет и выдаст рекомендации, то предприятие выставит флот в следующем году. В этом году суда ушли на промысел других объектов». Кто будет искать сайру и сможет ли Россия сохранить стратегический для себя промысел? Исторический опыт показывает, что средний вылов за путину в объеме 60 тыс. тонн сайры для нашей страны — далеко не предельная величина. Было время, когда брали больше. Значительные объемы сайры российские предприятия добывали в 1985–1994 гг., 2001–2008 гг. и 2011–2014 гг. В этот период они вылавливали от 60 до 120 тыс. тонн биоресурса. С 2015 г. пошел спад российских уловов. Но, так как в предыдущие годы российские поставки на береговые заводы были замещены поставками зарубежной продукции, скандала, связанного с потерей промысла, удавалось избегать. Пока государство ставило перед Минсельхозом решить задачу продовольственного импортозамещения, в рыбной отрасли ситуация с сайрой разворачивалась в другую сторону. Если раньше компании ловили и продавали от 30 до 50 тыс. тонн сайры, то после 2015 г. российские переработчики покупали все меньше российской продукции, а все больше шло из Китая и, возможно, даже из Тайваня. Несмотря на то, что импорт сайры из этой страны запрещен. Причина переориентации береговых заводов очень проста: падение российского промысла совпало с развитием специализированного промысла сайры в Китае и Тайване. Когда в 2007 г. российские рыбаки добыли более 100 тыс. тонн сайры, китайцы в этой путине вообще не участвовали. Но их правительство приняло программу по организации и развитию сайрового промысла и направило на постройку судов более 600 млн долларов. Новые и мощные специализированные суда китайские компании получили в пользование на условиях постепенного погашения вложенных сумм натуральным продуктом. В течение нескольких лет они вырастили опытных капитанов, и уже в прошлом году на сайре продуктивно работали 47 китайских судов. В прошлом году японские, китайские и тайваньские сайровики взяли от 90 до 175 тыс. тонн на страну. И, по оценкам экспертов, около 50 тыс. тонн было ввезено в Россию. Средняя цена на импортную сайру составляет около 1000–1300 долларов за тонну. Но были и предложения по 900 долларов за тонну. При этом часть рыбы могла быть поймана тайваньскими рыбаками, а поставки шли через Китай, где рыбу могли перетарировать и таким образом подготовить документы для поставок в РФ. Однако российских переработчиков эта цена устраивала, им было важно сохранить производство сайры и не потерять этот продукт в магазинах. Ведь опыт показывает, что если какой-то продукт на несколько лет исчезает из корзины потребителя, то потом заставить людей его покупать очень сложно. Нужны затраты на маркетинг и рекламу, при этом будут сложности вхождения в торговые сети. Все это понимают переработчики сайры, которые сегодня закупают импортное сырье. Однако проблема в том, что прекращение российского вылова может совпасть с введением ограничений для стран в конвенционных районах промысла. Если ограничения будут существенными, то излишки вылова по «удобной» для России цене уже никто не продаст. Страны Азии будут стремиться вначале обеспечить свое потребление и только потом реализовывать сайру на внешних рынках. Азиатские государства в лице Китая и Тайваня мотивируют свои компании развивать промысел сайры. Правительства этих стран возмещает сайровым компаниям часть затрат на топливо, а также расходы по другим статьям и помогает строить флот. В итоге у них тонна добытой сайры стоит на рынке дешевле. Россия пока ничего не может противопоставить стремлению других стран занять эту нишу. Но закрывать глаза на отсутствие специализированного флота больше нельзя. После миграции сайры в Мировой океан она вернется в ИЭЗ России. По словам директора ТИНРО-Центра Анатолия Байталюка, запасы сайры уже стабилизировались. Ученый утверждает, что после вытеснения сайры с традиционных мест нереста в ИЭЗ РФ, в открытые воды северной части Тихого Океана рыба вернется к Курилам и Сахалину. Однако когда сайра вернется, то, возможно, в рыбной отрасли уже не останется ни одной компании, которая будет готова выставить на эту путину сайровые суда. Сегодня всего несколько предприятий пытаются сохранить для России этот промысел. Поэтому рыбаки просят отменить норму закона, касающуюся обязательного прохождения российскими судами контрольных точек при пересечении границы ИЭЗ России. Ведь это также один из барьеров на промысле сайры. Иностранные суда, не обремененные такими требованиями, спокойно облавливают ресурс и не несут дополнительных затрат. Кто поможет сайровикам? Выставляя флот на убыточную путину, они ведут борьбу не за сохранение своего бизнеса, а за то, чтобы Россия ловила и кормила свое население качественной и главное доступной для россиян вкусной рыбой. И эти энтузиасты сайрового промысла ждут, чтобы государство хоть как-то поучаствовало в решении важного вопроса.

Сайровая катастрофа. Сможет ли Россия сохранить стратегический для себя промысел?
© Konkurent.ru