Войти в почту

Жизнь на Марсе и языки внеземных цивилизаций. Главные экспонаты выставки Музея космонавтики

В Музее космонавтики открылась выставка графики «В поисках будущего». В экспозиции — работы Надежды Девишевой, Сергея Геты, Виктора Шмохина, Анатолия Веселова, Игоря Орлова и других советских и российских художников. Куратор Полина Лысакова выбрала в фондах музея офорты и литографии, объединенные темой космоса. Пять самых интересных экспонатов — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур». Генрих Стопа «Следы вечности» (1988) Художник Генрих Стопа (1936–2015) принадлежит к поколению советских живописцев, которые начали отходить от соцреализма. Космос занимал главное место в его творчестве. Одна из ключевых работ на эту тему — картина «Следы вечности». Ее герои — космонавты, исследующие оставленные футуристические постройки когда-то развитой внеземной цивилизации. У подножия исполинских сооружений они кажутся совсем крошечными. Поиск братьев по разуму или доказательств их существования в прошлом, столкновение с ними — один из центральных сюжетов мировой фантастической литературы. Чаще всего как возможное место жительства инопланетян упоминается Марс. Писатели-фантасты заселяют Красную планету человекоподобными гуманоидами, а любители конспирологических теорий называют ее родиной исчезнувшей высокотехнологичной цивилизации, оставившей многочисленные следы и на Земле. Некоторые ученые считают, что эти идеи имеют под собой вполне реальные основания: когда-то на Марсе могли быть благоприятные условия для зарождения жизни. Около четырех миллиардов лет назад объем водорода, находившегося в коре планеты, был сопоставим с современными запасами Земли. Два с половиной миллиарда лет назад климат Марса стал резко меняться и в итоге сформировал безжизненный облик планеты. Последние исследования показывают, что в атмосфере Марса периодически изменяется содержание метана. Последний мощный выброс был этого газа зафиксирован марсоходом «Кьюриосити» в июне 2019 года. В земных условиях метан почти всегда имеет органическое происхождение: его вырабатывают бактерии. Это открытие говорит в пользу теории о том, что на Марсе могла существовать или существует жизнь — по крайней мере, простейшие ее формы. Сергей Гета «Проблема контакта» (1979) Поиск языка, на котором можно объясниться с представителями внеземной цивилизации, — еще один важный вопрос, который всегда занимал писателей-фантастов. И продолжает волновать до сих пор. Вспомните недавний фильм Дени Вильнева «Приближение» (2016), получивший восемь номинаций на «Оскар». Главная героиня фильма и легшего в основу сценария рассказа американского писателя Теда Чана — ученый-лингвист, вошедший в контакт с грозным инопланетным разумом и предотвративший межпланетную войну. В экспозиции «В поисках будущего» эту тему отражает офорт «Проблема контакта» художника Сергея Геты (родился в 1951 году). В центре картины — исследователь, который среди всего многообразия элементов человеческой речи и культурного наследия ищет универсальный ключ, способный открыть дверь общению землян и обитателей других планет. Поиск этого универсального языка волнует не только людей искусства. Еще в XVII веке английский ученый Джон Уилкинс предлагал создать его на основе математических законов. В ХХ веке его идеи продолжил голландский профессор Ханс Фройтендаль. В 1960 году, вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли, он разработал универсальный искусственный язык линкос, основой которого стали простейшие математические уравнения. С помощью этого языка ученые закодировали и отправили в космос несколько сообщений, что-то вроде учебного пособия по линкосу для инопланетян. Николай Гришин «Открытие Атлантиды» (1970-е) У любителей конспирологии вызывает интерес и миф об Атлантиде — острове-государстве, в одночасье ушедшем под воду вместе со всеми своими обитателями. Одним из первых его упомянул древнегреческий историк Гелланик, а его соотечественник Платон позже подробно рассказал в диалогах «Тимей» и «Критий» о войне Афин с мифической Атлантидой, богатой и могущественной страной. Платон указывает даже примерную дату катастрофы — «9000 лет назад», то есть в 9500 году до нашей эры. Существовала ли Атлантида на самом деле или все это лишь миф — эти споры ведутся по сей день. Исследователи-атлантологи искали затерянный остров по всей планете — от Северной Европы до Южной Америки, но тайна до сих пор остается неразгаданной. Советский художник Николай Гришин (1921–1985) создавал иллюстрации к многочисленным произведениям отечественной и зарубежной фантастики. Он работал с изданиями Станислава Лема и Артура Конана Дойла, Алексея Толстого и Герберта Уэллса. Главными героями его иллюстраций часто становились исследователи космического пространства или океанских глубин. В своей работе «Открытие Атлантиды» он объединил две любимые темы, задавшись вопросом: что, если Атлантиду когда-нибудь сможет найти именно космонавт? Виктор Шмохин «Освоение космоса на благо человечества» (1985) Для московского художника-графика Виктора Шмохина (родился в 1940 году) тема космоса — одна из ключевых. В фондах Музея космонавтики хранится множество его работ, объединяющих космические мотивы с русским авангардом. Например, в «Освоении космоса на благо человечества» очевидно влияние супрематических композиций Казимира Малевича, а парящая фигура космонавта напоминает о персонажах картины Марка Шагала «Над городом». Шмохин специализируется на литографии. Для создания произведений в этой технике художники используют камень (как правило, это плотный известняк), на котором вырезают каждую деталь будущего произведения. После этого на подготовленную поверхность наносят краску и делают оттиск. «Многие недооценивают печатную графику, но на самом деле это очень трудоемкая и тонкая работа, которая требует от художника стоического терпения и повышенной концентрации», — рассказала Полина Лысакова, куратор выставки «В поисках будущего». Вадим Карпов «XVI век. Мечты о будущем» (1975) Некоторые работы, представленные на выставке в Музее космонавтики, не только заглядывают в будущее или поднимают актуальные вопросы настоящего, но и изучают прошлое. Свою картину «XVI век. Мечты о будущем» советский художник Вадим Карпов (1931–2014) посвятил эпохе Возрождения — времени подъема искусства и бурного развития научной мысли. Одной из главных идей эпохи Возрождения стала теория гелиоцентризма, согласно которой Солнце является центральным небесным телом, а вокруг него вращаются планеты. Эта концепция была впервые высказана еще в античное время, но была отвергнута тогда под давлением геоцентрической теории, ставившей в центр Вселенной Землю. Главным проводником гелиоцентризма в эпоху Возрождения стал астроном Николай Коперник, который в своем труде «О вращениях небесных сфер» развил идеи древних греков. Работа польского ученого оказала сильное влияние на современников: его исследования продолжали, в том числе англичанин Томас Диггес и итальянец Джордано Бруно. На картине Вадима Карпова труд Коперника стал одной из ступенек лестницы в небо — метафорического воплощения работы человеческой мысли с древнейших времен и по сей день. Увидеть другие картины и вместе с художниками поразмышлять о грядущем можно на выставке «В поисках будущего», которая открыта в Музее космонавтики.

Жизнь на Марсе и языки внеземных цивилизаций. Главные экспонаты выставки Музея космонавтики
© Mos.ru