Войти в почту

Свежая рыба через мобильное приложение

Выпускник магистратуры казанского Innopolis University Антон Трантин и экс-коммерческий директор компании «Русское море» Дмитрий Максименко четыре год назад создали рыбный маркетплейс Yorso — он напрямую онлайн сводит производителя рыбы и морепродуктов и покупателя. В этом году они запускают мобильное приложение для трейдинга живой рыбой. За счет нового продукта в следующем году они хотят увеличить выручку в 5-7 раз. Об этом «Инвест-Форсайт» узнал от Антона Трантина. Новое слово для рыбной торговли — Yorso Антон Трантин Yorso — это выдуманное слово, аббревиатура от Your Remote Sales Office, или «ваш удаленный офис продаж». История Yorso началась в 2013 г., когда программист Антон Трантин познакомился с бывшим коммерческим директором компании «Русское море» Дмитрием Максименко. Максименко занимался международными поставками морепродуктов и рыбы и брал уроки английского у жены Трантина Анны. Он рассказывал, как ему надоело каждый день делать одну и ту же рутинную работу: оформлять повторяющиеся документы, готовить коммерческие предложения каждому клиенту вручную и т.д. На это уходило до 70% его времени. Максименко хотел повысить свою эффективность, искал способы и не находил их. Жена Трантина познакомила их. За 20% от нового предприятия Максименко и его партнер предложили программисту создать онлайн-площадку для продажи рыбы. В процессе создания партнер Максименко отошел от дел, а Трантин и Максименко вложились в проект в равных долях. Площадка появилась в 2014 г. и сначала была просто онлайн-витриной. Первые ручные продажи были от поставщика из Китая для перерабатывающего предприятия из России. Сегодня самые большие поставщики на Yorso — тайванцы, китайцы и эквадорцы. По сайре — Bai Xian Wu, скумбрии — Zhoushan Boda и Zhejiang Xinwang, тунцу макрелевидному и хеку — эквадорская Promarosa. Поставщиков и производителей россиян на Yorso нет; есть дистрибьюторы, но объемы их продаж незначительны. «Россия славится высококачественной дикой рыбой, и за неразделанной рыбой очередь из иностранных покупателей на год вперед, но местным рыбодобытчикам мы пока не нужны», — комментирует ситуацию Антон Трантин. Маркетплейс — это ошибка Сначала рыбный маркетплейс Yorso был просто площадкой-агрегатором, на которой «собрали всех в одном месте»: производителей рыбы и морепродуктов и оптовых покупателей. Сегодня ее создатели считают маркетплейс как торговлю без посредников — ошибкой, так как именно посредники владеют рынком. В среднем на каждого производителя приходится 5-9 компаний трейдеров, в зависимости от страны, а агентов посчитать вообще невозможно. Создатели Yorso в конце 2018 — начале 2019 г. решили дополнить сервис, обеспечив весь жизненный цикл сделки и сократить издержки. Для этого Yorso не только дает поставщикам представить свои товары, но и решает вопросы таможни, страхования, оформления и доставки товаров. В итоге на сегодня здесь база из 200 поставщиков из 10 стран мира, которые могут информировать о своих товарах, новинках круглые сутки, и 1500 покупателей. Покупатели — российские компании, они проверяются на налоговую чистоту, арбитражные дела, банкротство и т.д. Все грузы и операции страхуются. В итоге коммуникации и операции на Yorso сводятся в единую точку, так экономится до 3% от общей суммы сделки. Это немало, если учесть, что средний размер сделки — $90 тыс. Комиссия Yorso — в среднем 2,6% от стоимости сделки. Среди крупных покупателей — «РосКон» и «Калининградский тарный комбинат». «РосКон» — крупнейший переработчик рыбы и производитель консервов для Росрезерва — хотел закупить скумбрию и сардинеллу. Но рыба оказалась ненадлежащего качестве, и сделка была расторгнута. «Такое случается: качество дикой рыбы сложно контролировать. Не существует поставщиков на рынке, которые обеспечивают качество в 100% случаев», — объясняет Трантин. В «РосКоне» ситуацию не прокомментировали. Свежая рыба через приложение Партнеры решили сделать мобильное приложение для продажи рыбы и морепродуктов. Идея пришла от крупнейшего продавца тунца в Европе — компании Frime. В Барселоне есть рыбный рынок Mercabarna, где торгуют 47 крупнейших поставщиков и 3000 мелких дистрибьюторов, которые ежедневно развозят свежую рыбу в рестораны города и окрестностей. В два часа ночи покупатели приезжают за свежей рыбой, начинают ходить от прилавка к прилавку, торгуются. Но при этом множество заказов поступает по телефону и через WhatsApp. Почему продавцы крупнейшего рыбного рынка Европы будут пользоваться мобильным приложением Yorso? У Mercabarna сегодня нет такого сервиса. Сайт «Аукцион Барселоны» неудобен, у него сложная система регистрации, и потому большинство сделок идет традиционно — по телефону. В час менеджер по телефону и WhatsApp принимает 30-50 заказов, здесь работает 10 менеджеров. В Yorso считают, что на старте в мобильное приложение уйдет 300 заказов в первый час торгов. Запуск приложения — 1 октября. Приложение будет распространяться по подписке, цена — 50-150 евро в месяц. Подписчиками станут крупные рыбные ассоциации, которым нужна высокочастотная торговля живой рыбой в режиме реального времени, и импортеры-экспортеры замороженной рыбы. Новое поколение предпринимателей-миллениалов, привыкшее к понятным сервисам Amazon и Alibaba, не хочет звонить по телефону: оно хочет оформлять сделки в интернете через удобный интерфейс. «Цифровая торговля — она как в бане, где все равны. Нужно только обеспечивать качество и заданные сроки, — говорит Антон Трантин, — но, конечно, есть и серый кэш, и браконьерство, что тормозит ее развитие». Бизнес платформы Yorso обеспечивается тремя компаниями: российской «Иннософт», эстонской Yorso Europe и Yorso Group Inc в США. ООО «Иннософт» зарегистрировано в татарстанском городе Иннополис, по 46,5% долей у Антона Трантина и Дмитрия Максименко, 7% — у «Пульсар Венчур Кэпитал» (данные сервиса Контур.Фокус). «Пульсар Венчур» получил свою долю в обмен на инвестиции в размере 5 млн руб., столько же дал Сбербанк в рамках акселерационной программы 500 Startups. Основатели проекта также вложили свои 60 млн руб. Выручка двух компаний (российской и эстонской) в 2018 г. составила $130 тыс., американская зарегистрирована в этом году. Выручка в 2019 г. может вырасти вдвое, запуск мобильного приложения должен увеличить выручку еще больше — в 5-7 раз. Среди конкурентов Yorso стоит отметить китайскую Gfresh (дочка Alibaba, самый крупный сервис по оборотам), французскую Procsea (автоматизирует поставки рыбы в рестораны), британскую Peskyfish. Управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк говорит, что: «В России уже тестируются подобные сервисы, когда покупатель может заказать онлайн не только крупную оптовую партию, а осуществить небольшую покупку от одного короба рыбы с доставкой. Например, подобный сервис разработан крупнейшим российским рыбным дистрибьютором АО “Русская рыбная компания”. Говорить о результатах внедрения подобных технологических решений в России пока рано». Автор: Наталья Кузнецова

Свежая рыба через мобильное приложение
© Инвест-Форсайт