Войти в почту

Оптимизация процедур строительной экспертизы должна мотивировать застройщиков к созданию качественных и безопасных объектов

30 августа 2019 года состоялось заседание Совета государственной экспертизы, на котором были рассмотрены вопросы совершенствования процедуры повторной экспертизы и внедрения новой формы работы по экспертному сопровождению проектов. Участники заседания также рассмотрели промежуточные итоги работы по подготовке раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы» Стратегии развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года и ряд других вопросов, важных для развития института государственной экспертизы. В заседании приняли участие 25 членов Совета государственной экспертизы, представители центрального аппарата и филиалов Главгосэкспертизы России, а также 105 представителей из 60 региональных экспертных организаций. Ключевым вопросом повестки заседания стало обсуждение законодательных новелл, направленных на оптимизацию процедур проведения государственной экспертизы. Основное внимание было уделено Федеральному закону от 27 июня 2019 №151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в котором приняты поправки в части совершенствования порядка проведения повторной экспертизы проектной документации, а также введения института экспертного сопровождения. В целях реализации положений закона Минстроем при участии Главгосэкспертизы России и экспертного сообщества был подготовлен ряд проектов нормативно-правовых актов, в том числе проект поправок к постановлениям Правительства РФ № 145 от 5 марта 2007 года. Проектируемые изменения предусматривают новые положения о порядке экспертного сопровождения, в том числе процедур выдачи заключения экспертизы проектной документации и подтверждения соответствия всех изменений, вносимых в проектную документацию, установленным требованиям. Государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения будет осуществляться теми же экспертными организациями, которые ранее проводили экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Все последующие изменения в проектную документацию будут вноситься на основании договора об экспертном сопровождении. При этом в Единый государственный реестр заключений (ЕГРЗ) будут вноситься только финальные заключения экспертизы проектной документации, выданные органом исполнительной власти или экспертной организацией с учетом изменений на всех этапах экспертного сопровождения. И в таком случае дополнительное направление проектной документации на проведение повторной экспертизы проектной документации не требуется. В ходе заседания Совета была представлена информация о текущей ситуации в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе результаты деятельности учреждений государственной экспертизы за первое полугодие 2019 года, подготовленные на основе информационной базы данных ЕГРЗ. Сегодня в России действует 642 экспертных организации. Из них 550 оказывают услуги негосударственной экспертизы. При этом общем объеме выпущенных заключений за первое полугодие (16288 единиц) больше половины (порядка 68%) приходится на услуги государственной экспертизы. Наибольшая доля заключений выдана в отношении объектов жилищно-гражданского строительства - 52% . На второй и третьей позиции – транспорт и топливно-энергетический сектор (18% и 10% соответственно). Об этом участникам заседания сообщил Борис Булынин, руководитель Информационно-аналитического центра Главгосэкспертизы России. Он также отметил тенденцию, что негосударственные экспертные организации практически не дают отрицательных заключений по итогам рассмотрения строительных проектов. Поэтому доля отрицательных заключений (9%) почти полностью приходится на итоги государственной экспертизы. Статистика первого полугодия также свидетельствует, что наибольшая инвестиционная активность в сфере строительства сохраняется в Центральном федеральном округе, который лидирует по количеству выданных заключений (около 40% общего объема) по итогам проведения государственной и негосударственной экспертизы. В свою очередь, Валерий Леонов, представляющий стройкомплекс города Москвы, обратил внимание коллег, что подавляющая часть проектов, прошедших государственную экспертизу в первом полугодии 2019 года, реализуется в столичном регионе. При этом наименьшая доля документации, внесенной в Единый государственный реестр заключений за последние полгода отмечена в Северо-Кавказском федеральном округе (4% общего объема). Начальник Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности Учреждения Вадим Полянский сообщил, что ключевой задачей института строительной экспертизы становится его трансформация в институт управления эффективностью строительных проектов. В соответствии с изменениями, принятыми Федеральным законом №151-ФЗ от 27 июня 2019 года, определены случаи, когда не требуется проведение повторной экспертизы при внесении в проектную документацию дополнительных изменений. А именно в тех ситуациях, когда изменения, внесенные в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, не влекут за собой изменение класса, категории и других первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов, а также в иных случаях, когда внесение изменений не противоречит техническому заданию на проектирование, а также результатам инженерных изысканий и сметной стоимости объекта капитального строительства. Новая форма работы позволит избежать избыточных процедур повторной экспертизы, что существенно снизит и сократит финансовую нагрузку на бюджеты всех уровней. Помощник руководителя Главгосэкспертизы России Владимир Курицин проинформировал членов Совета Госэкспертизы о текущей работе по подготовке раздела «Инновационное развитие института строительной экспертизы Российской Федерации» Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года. Эта работа была в центре внимания на протяжении трех последних заседаний Совета. На этот раз была детально обсуждена текстовая часть раздела. В ней, в частности, обозначены главные стратегические задачи развития строительной отрасли – переход к цифровым технологиям и строительному инжинирингу, обеспечение бесшовной интеграции баз данных, которые помогут вывести подготовку проектной документации в стране на качественно новый уровень. «Формируя базы данных, нужно формировать базы знаний, тем самым «подтягивать» проектные организации к необходимому качеству документации, представляемой на экспертизу», - сказал Владимир Курицин. В соответствии с основными целевыми показателями, внесенными в проект Стратегии, доля экспертных организаций, интегрированных в цифровую среду института строительной экспертизы, к 2024 году должна составлять не менее 50%, а к 2030 году – 90%. Соответственно, объемы документации, представленной на экспертизу и разработанной с применением BIM-технологий, должны увеличиться с 5% в 2020 году до 50% - к 2030. А доля проектов, по которым осуществляется комплексное экспертное сопровождение (от нулевой стадии до завершения строительства), уже в 2020 году должна вырасти до 10%, к 2030 году – до 70%. С сообщением о деятельности рабочей группы по выработке рекомендаций по совершенствованию института специальных технических условий (СТУ) выступил Алексей Серебряков, начальник Управления объектов энергетического комплекса и производственного назначения Главгосэкспертизы и руководитель рабочей группы. Она была создана в феврале 2019 года с целью подготовки рекомендаций по совершенствованию института СТУ. Руководитель группы доложил о первых результатах. Сформированные предложения направлены в Минстрой. Как сообщил Алексей Серебряков, по результатам анализа СТУ была выявлена необходимость внесения изменений и дополнений в ряд нормативных документов, в том числе в части требований к магистральным трубопроводам, к морским трубопроводам на шельфе и инженерным изысканиям на шельфе, а также к инженерно-геологическим изысканиям для транспортных сооружений в сейсмических районах и ряду других требований. По результатам проведенного анализа рабочая группа пришла к выводу, что значительное количество случаев применения специальных технических условий связано с неоправданным дублированием требований к разработке одних и тех же технических решений. Первый пакет сформированных предложений направлен на рассмотрение в Минстрой России. Обоснования необходимости трансформации института государственной экспертизы, а также обзор принятых и готовящихся законодательных изменений в этой сфере были представлены в докладе первого заместителя начальника Главгосэкспертизы России Вадима Андропова. В частности, было отмечено, что в настоящее время особенно острой стала задача сбалансированного распределения ответственности между различными группами участников градостроительного процесса: от проектировщиков, архитекторов, инженеров, экспертов - до строителей и сотрудников контрольно-надзорных органов. Подводя итоги заседания, Игорь Манылов призвал членов Совета государственной экспертизы активнее принимать участие в подготовке нормативных актов по совершенствованию института строительной экспертизы, а также предложений для финальной версии проекта Стратегии, с тем чтобы рассмотреть их на очередном заседании рабочей группы Минстроя.

Оптимизация процедур строительной экспертизы должна мотивировать застройщиков к созданию качественных и безопасных объектов
© RUБЕЖ